Где заниматься эндуро-спортом в Подмосковье

Где заниматься эндуро-спортом в Подмосковье
Истории
Sungwon Kim

Фото - © Sungwon Kim/Flickr.com

В сентябре в Московской области проходит заключительный этап российских соревнований по эндуро-спорту - мотогонкам с препятствиями. Несмотря на то, что в России количество поклонников этого экстремального вида спорта растет, многие о нем слышат впервые. О том, что такое эндуро и в чем его отличие от мотокросса, как стать гонщиком-экстремалом и выбрать подходящий мотоцикл, с чего начинать и где можно потренироваться в Подмосковье, РИАМО рассказал директор мото-школы «Эндорфайн» в Дмитровском районе Алексей Демидов.

Байк-центр «Sexton» в Москве: как стать «Ночным волком»>>

Что такое эндуро

Фото: Эндуро, flickr.com, Alexander Tanzer

В Россию эндуро-спорт пришел с Запада, где появился более века назад. Первое испытание мотоциклов было проведено в Америке в 1902 году. В переводе с латинского глагол indurare означает «вынести, вытерпеть, выдержать». В этом и есть суть эндуро-спорта: свой профессионализм и выносливость мотоциклисты демонстрируют на трассе с различными препятствиями, причем испытание может длиться несколько дней.

В нашей стране соревнования по мотомногоборью начали проводить в 50-е годы 20 века, а вот первый Чемпионат России состоялся гораздо позже – только в 2001 году.

«Раньше в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту - ред.) была такая позиция, она называлась нормы ГТО на мотоцикле. Ты должен был проехать определенный участок, затем пробежать, выстрелить два раза, потом проплыть, сесть обратно на мотоцикл и вернуться, это, можно сказать, и было эндуро», - рассказывает профессиональный эндурист, директор мотошколы «Эндорфайн» Алексей Демидов.

На эндуро-мотоцикл он, в прошлом – заядлый мотокроссер, впервые сел в 90-е, а уже в 2001 был одним из организаторов Чемпионата России по эндуро, который проходил на трассе в Дмитровском районе. Спустя более 10 лет ему удалось выкупить рядом с трассой помещение для будущей мотошколы.

Как и где прыгнуть с парашютом в Подмосковье>>

Виды мотогонок

Фото: Эндуро, flickr.com, Yola Simon

«Существует несколько видов эндуро-спорта: «хард» и классический. «Хард» – это небольшой участок земли со множеством препятствий, таких как колеса, бревна, «качели», камни. «Хард» проводится в основном в закрытых помещениях, либо на специальных стадионах, где очень много препятствий. Время дается по регламенту, в заезде по кругу могут участвовать два человека. Соревнования по хард-эндуро проходят всего один день», - объясняет Демидов.

Несмотря на название, хард-эндуро уступает классическому по сложности.

«Классический отличается протяженностью трэка. Здесь меньше препятствий, у каждого участника свое время на круг, в которое он должен уложиться, плюс показать лучшее время на круге на дополнительном участке. Соревнования по классике проходят два дня: в первый – проезжаем круг четыре раза, во второй день – этот же круг три раза, но в другую сторону. Все что, было подъемами в первый день, становится спусками, и так далее. В классическом эндуро больше думаешь головой», - отмечает мотогонщик.

Сегодня в школе «Эндорфайн» есть возможность заниматься на различных трассах.

Как правильно бегать>>

Как начать обучение

Фото: Эндуро, flickr.com, Niv Binyamini

В отличие от других двухколесных видов спорта, эндуро – всесезонный, тренировки спортсмены не прекращают даже зимой. Небольшое затишье у эндуристов наступает только летом, и то при условии жаркой и сухой погоды, ведь чем больше грязи и размытых дорог – тем лучше для эндуро.

«Прошедшее лето по погоде было как нельзя кстати – в лесу, на трэке сохранялись нужные условия, грязевые участки», - отмечает Демидов.

По словам профессионала, для того, чтобы начать заниматься эндуро-спортом, нужно «созреть». Как правило, большинство эндуристов – люди старше 25-30 лет, бывшие мотокроссеры.

«Именно к этому возрасту приходит осознание сути эндуро. Молодежь привлекает больше мотокросс – он зрелищней, там можно попрыгать, поскакать, здесь это тоже можно, но там ты на людях, на виду, а здесь – в лесу, один на один с препятствием», - говорит Демидов.

Вообще, в эндуро почти нет ограничений по полу и возрасту – обучаться экстремальной езде могут и мужчины, и женщины.

Если вы решили заняться экстремальным спортом, профессионал советует для начала прийти в мотошколу - познакомиться поближе, вдруг желание «перегорит» на практике. Сначала вас посадят на специальный тренажер, независимо от того, пришли вы «с нуля» или много лет сидели за рулем мотоцикла.

«Если человек «нулевой», не сидел ни на мотоцикле, ни на велосипеде – мы сначала рассказываем технику, устройство: газ, сцепление, тормоз. Потом сажаем на тренажер, чтобы прочувствовал все, после – сажаем потихонечку на мотоциклы, и он начинает пробовать», - рассказывает Демидов.

Время обучения зависит от двух факторов: способностей и желания. По словам профессионального эндуриста, если заниматься два раза в неделю по два часа, через полтора месяца можно уже выехать на трассу.

«У нас обучается одна девушка, пришла с нуля, и через два месяца уже стала выступать на трэке. Также есть женщин за 50 лет, и у нее неплохо получается», - рассказывает Алексей.

Парашютистка Наталья Каретникова: о покорении неба и бейс-джампинге>>

Этапы обучения и документы

Фото: Эндуро, flickr.com, Raúl S.G.

Для того, чтобы гонять на эндуро, водительские права не нужны. Как правило, трэки проходят вдали от населенных пунктов, и ответственность эндурист несет только за собственную жизнь.

Но если вы хотите стать не просто любителем и совершенствовать свое мастерство, участвовать в соревнованиях – придется получить водительское удостоверение. С 2016 года участники соревнований без прав будут идти вне зачета.

После окончания мотошколы диплом также не выдается. «Если после прохождения обучения человек все же хочет что-то получить, мы можем зарегистрировать его на соревнования и выдать зачетную книжку, чтобы он выступил, чтобы усовершенствовал свое мастерство, сдал, например, на разряд», - говорит Демидов.

Чтобы принять участие в соревнованиях, необходимо обратиться к организаторам, они расскажут правила и технические требования. Например, на трассу не пустят, если на мотоцикле отсутствуют габаритные огни.

По словам руководителя мотошколы, в настоящее время в школе «Эндорфайн» обучаются 25 человек. На соревнованиях дмитровские эндуристы приходят в первой десятке.

Полет супермена: как научиться флайбордингу в Подмосковье>>

Выбор мотоцикла и экипировки

Фото: Эндуро, flickr.com, Susanne Nilsson

«Эндуро – спорт не из дешевых», - предупреждает специалист. Одно занятие в мотошколе обойдется от 1,5 до 5 тысяч рублей, в зависимости от того, кто с вами будет заниматься, чемпион или профессионал-любитель, плюс аренда мотоцикла и экипировки.

Первый мотоцикл для тренировок лучше брать в прокат – меньше риск купить неподходящую мототехнику из-за отсутствия опыта и возможность еще раз проверить себя и свое желание заниматься эндуро, советует профессионал.

Ну а когда вы почувствовали, что экстремальный спорт завладел вами, самое время отправиться за покупкой собственного мотоцикла. Для этого придется подкопить - самый дешевый, новый и более-менее нормальный эндуро-байк обойдется в 6,5 тысяч евро.

«Эндуро-мотоциклы купить несложно, есть несколько мест в Москве. Конечно, в связи с курсом валют цена, мягко говоря, кусается», - говорит Демидов.

Выбирать мотоцикл необходимо по следующим параметрам: рост, вес и возраст. По словам Демидова, для среднего роста, и если человек «с нуля», подойдет мотоцикл на 85 кубов. Он не слишком мощный, спокойный - хороший вариант для того, чтобы прочувствовать газ, сцепление, тормоз.

По типу двигателей эндуро-мотоциклы делятся на двух- и четырехтактные, по мощности их не сравнить с «асфальтовыми» мотоциклами. Самый мощный четырехтактный – 450 кубических сантиметров, в нем 62 лошадиных силы, двухтактный с объемом в 500 кубов, доходит до 73 «лошадей».

Кроме того, если вы будете ездить по различным покрытиям - песок, грязь или камни – придется потратиться и на специальную резину.

По словам специалиста, каждый выбирает байк исходя из собственных предпочтений, «универсального» мотоцикла не существует.

Экипировка для экстрима тоже довольно дорогая. Если вы не занимались в прошлом мотокроссом – придется покупать защиту, нагрудник, шлем, мотоботы. «Экипировка – в среднем такая же, как для кросса, но немного различается по погоде. Летом можно в кроссовой без проблем, а вот осенью необходимы специальные штаны и дождевики», - уточняет эндурист.

В целом, по словам Демидова, в последние два года популярность эндуро только растет, несмотря на скачки курса валют и кризис. Единственное, что изменилось – кататься стали аккуратнее, ведь ремонт экстремальной мототехники обходится недешево.

Эндуро-парк может появиться в Московской области>>

Физическая подготовка

Фото: Эндуро, flickr.com, Susanne Nilsson

«В эндуро очень важны баланс и выносливость, так как большую часть времени приходится стоять на мотоцикле, а не сидеть. И ты постоянно думаешь, как пройти то или иное препятствие, важны ориентирование и находчивость», - говорит профессионал.

По его словам, главное правило эндуро – не гнать, а внимательно смотреть на дорогу – вокруг очень много препятствий.

«Когда человек начинает лететь сломя голову, он теряется, колея может его выкинуть – это очень травмоопасно, надо ехать технично и быстро. Например, есть участок, ты его проехал один раз, потом опять подумал – где тебе можно отдохнуть, а где необходимо поработать. Вообще, это непередаваемое ощущение – когда ты с препятствием один на один», - поясняет Демидов.

Для занятий эндуро важна не только физическая подготовка, но и моральная: испытания на выносливость – дело нешуточное. То, к чему вы готовы физически – проверят на тренажере, а за голову ответственность придется нести самому, предупреждает эксперт.

Как стать частным пилотом в Подмосковье>>

Трассы эндуро в московском регионе

Фото: Эндуро, flickr.com, Susanne Nilsson

По словам Алексея, пригодных трасс для эндуро вблизи Москвы всего две – в селе Ильинское Дмитровского района и в Тверской области.

Этапы Чемпионата России проходят на дмитровской трассе – именно здесь есть все необходимые условия: рельеф, спуски, подъемы, лесной массив, броды и грязевые участки. Протяженность трэка, или круга – 50 километров, на протяжении которых не задействован ни один населенный пункт. Есть также три дополнительных участка.

«Приехать и свободно погонять на трассе может каждый, в любое время. Те, кто в первый раз приезжают – заходят к нам в школу, мы предоставляем паркинг, по желанию мойку и душ, чай, кофе. Если человек не знает трэка, не знает разметки – он едет за кем-то из наших ребят, чтобы не заблудиться. Обычно гонщики списываются, общаются, в Интернете. Потом приезжают сюда и разделяются на группы. Как правило я уже всех знаю, и они знают меня, кто послабее – выпускаем вперед, кто сильнее – попозже», - рассказывает Демидов.

По словам руководителя школы, в Подмосковье часто приезжают гости из Краснодара – там эндуро очень популярен. Хорошая эндуро-школа также есть в Йошкар-Оле и в Карелии, несколько лет назад туда приезжали дмитровские спортсмены.

В «Эндорфайн» приезжают и столичные эндуро-клубы, тренировки устраивают каждую субботу. Зимой также тренируются на трэке. В зимний сезон трассу подготавливают – если снег глубокий – проходят снегоходом и утрамбовывают.

В ближайшее время в школе «Эндорфайн» планируется построить несколько домиков для гостей –кэмпинг, а на базе школы открыть эндуро-парк.

Евдокия Никифорова