Федоскино и Жостово — расписной край народных промыслов

Федоскино и Жостово — расписной край народных промыслов
Истории

Материал подготовлен сайтомРИА.Туризм- проект Группы сайтов РИА Новости >>

Евроремонтом нынче никого не удивишь. Но как часто не хватает в упакованных по последнему слову техники кухнях и изысканно обставленных гостиных чего-нибудь эдакого - уютного, красивого, душевного и совершенно домашнего! Чего-то, к чему хочется прикоснуться и чем можно полюбоваться. Потому-то и нет такой кухни, в которой не нашлось бы места для жостовского подноса, и нет такого туалетного столика, где была бы лишней шкатулка из Федоскино. Сегодня в моде подлинное искусство.

Лиха беда начало

Дорога к жемчужинам народных промыслов начинается с Дмитровского шоссе. После пересечения Третьего транспортного кольца путь лежит на север. Когда-то эта часть Москвы была местом опасным: на дорогах то и дело орудовали разбойники, поэтому купцы старались не ездить поодиночке и всегда быть начеку. Отсюда и пошло выражение "держать камень за пазухой". Однако не всегда тогдашним бизнесменам удавалось уберечь свой товар, особенно учитывая тот факт, что где-то неподалеку орудовала известная атаманша Танька Ростокинская. Отсюда другая присказка - "что с возу упало, то пропало". Лихие набеги разбойников нашли отражение в современных названиях северных районов столицы, например, Верхние и Нижние Лихоборы, или в названии притока Яузы речки Лихоборки.

Дмитровское шоссе пролегает через Долгопрудный, который в довоенном прошлом был главным центром дирижаблестроения. Одна из улиц современного города так и называется - Дирижаблестроения. Построенный здесь дирижабль-гигант даже установил в 1937 году мировой рекорд: без посадки он находился в воздухе целых пять суток.

Дальше по Дмитровке - имение Виноградово, связанное с творчеством известного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Виноградово называют колыбелью его творчества, ведь свои первые басни он написал именно здесь.

Улочки-шкатулочки

За рассказами об интересных местах Дмитровки главное не проскочить поворот направо. Шоссе остается позади, а впереди - старинное село Федоскино, очень уютное и почти шкатулочное. Живописно раскинувшись на холме, оно смотрит в маленькую речушку Учу. Здесь, в этом тихом поселении берет свое начало история народной лаковой миниатюры.

На самом высоком холме Федоскино стоит небольшая, но очень красивая церковь Николы Чудотворца, построенная в 1875 году. Диссонансом выступает неприметное, серое, советской постройки 50-х годов здание. Никогда не подумаешь, что именно здесь и появляются на свет известные на весь мир федоскинские шкатулки.

В 1795 году купец Петр Коробов основал в Федоскине мастерскую, выпускавшую козырьки и кивера из папье-маше. Когда армейская форма изменилась и надобность в киверах отпала, предприимчивый хозяин решил производить табакерки, портсигары, а также шкатулки из папье-маше. Вначале на коробочки просто наклеивали гравюры с пасторальным или галантно-рыцарским сюжетом и покрывали их бесцветным лаком, но постепенно отделка совершенствовалась. Крышки табакерок и шкатулок живописцы стали расписывать миниатюрными копиями с картин русских и западноевропейских художников, причем зачастую это были весьма вольные копии.

Со временем на смену им пришли оригинальные сюжеты из крестьянского быта, народных сказок, былин, песен, и уже к середине XIX века сложился самобытный стиль федоскинской миниатюры, принесший этому народному искусству мировую известность. Тогда же изделия из Федоскина вышли на международный рынок, и с тех пор не было всемирной выставки, где бы Россия не демонстрировала федоскинские шкатулки, табакерки, чайницы и броши.

С точки зрения технологии с тех пор ничего не изменилось. Процесс производства шкатулок каким был 200 лет назад, таким и остался - и о нем в самых мельчайших подробностях рассказывают на фабрике. Все начинается с древесного картона, который после обработки превращается в папье-маше. Полученная форма - а все шкатулки делаются по определенному шаблону - становится прочнее деревянной в несколько десятков раз.

Потом у шкатулки появляются донышко и крышечка. "Это не орудие пыток - это старый пресс", - шутит экскурсовод Ирина. Под прессом шкатулки приобретают конечную форму - изящную и красивую. Потом их шпаклюют и грунтуют - черным лаком снаружи, всеми оттенками красного - изнутри. Лака накладывается до 15 слоев, а если появляются наплывы, то они обязательно зачищаются. И только в таком, подготовленном виде шкатулка оказывается на столе у главных чародеев - художников, потому что иначе как чудом эту ювелирно прописанную живопись и не назовешь.

Об эротике, Саркози и подделках

Сегодня на фабрике трудятся 60 художников, многие из которых работают на дому. Им по плечу любые композиции и самые разны сюжеты. Классическая живопись и пейзажи? Пожалуйста. Сказочные персонажи и известные всему миру картины? Не вопрос.

Не вопрос это и для художницы Нонны Иосифовны Кузнецовой. Из своих почти 80 лет она более полувека проработала на фабрике. На работу Нонна Иосифовна приходит даже в выходные, благо детей и внуков вырастила и теперь может посвятить любимому занятию все свободное время.

"Однажды мою "Хозяйку медной горы" художественный совет отказался принимать: говорили, что уж очень эротичная получилась, - рассказывает художница. - Но ничего, потом все-таки приняли, а саму шкатулку очень быстро купили".
Мастер рассказывает обо всех тонкостях художественной работы: зачем в качестве подложки используется океанический перламутр, как наносят сусальное золото и сколько времени требуется, чтобы расписать одну такую шкатулку. Но несмотря на все эти подробности, в голове не укладывается, как может в итоге появиться такая красота.

Азы мастерства закладываются в федоскинском училище, которое было учреждено в 1931 году. В советские времена будущие художники жили в общежитиях, а работникам предприятия выдавали квартиры. Поэтому совсем неудивительно, что в Федоскино так много династий художников, тем паче что обучение в училище на любом из трех отделений (федоскинская, жостовская и ростовская финифть) бесплатное.

В музее при предприятии на сегодняшний день хранится около 2 тысяч экспонатов, по преимуществу шкатулки XVIII-XX веков. Больше всего, конечно, тех, на которых изображены портреты вождей - Ленина, Хрущёва, Фиделя Кастро и т.п.
А вообще на заказ сегодня можно сделать абсолютно любой портрет - хоть Владимира Жириновского, и абсолютно любую шкатулку. Так, по случаю рождения дочери у президента Франции Николя Саркози поступил заказ на эксклюзивную шкатулку с изображением сюжета "Садко в подземном царстве". Дмитрий Медведев лично вручал это произведение искусства своему французскому коллеге. Не остался без подарка и Арнольд Шварценеггер, когда приезжал в нашу страну. По слухам, "Терминатор" остался очень доволен работой федоскинских умельцев.

Одна беда - вал подделок. Фотографии отличного качества ничего не стоит перевести на шкатулку, сделать пару мазков кистью, а потом залить лаком - и готово, от настоящей федоскинской шкатулки не отличишь. Поэтому покупать шкатулки лучше всего в фирменном магазине. Тем более что от Москвы до Федоскино недалеко, всего 35 километров, и это расстояние можно преодолеть как на личном транспорте, так и на автобусе - от метро "Алтуфьево" ходит маршрутка №271. А если на Савеловском вокзале сесть на электричку и доехать до Лобни, то отсюда уже рукой подать и до Федоскино - маршрутка №42 к вашим услугам!

Пышным цветом

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Подмосковья) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Первым лакировальным заведением была уже упомянутая фабрика в Федоскино. Однако наряду с табакерками и другими небольшими предметами - портсигарами, кошельками и коробочками - в 1830-1840-х годах в отдельных мастерских начали изготавливать и подносы. Овальные или круглые, они были украшены довольно скромно - чаще всего лишь золотыми бордюрами, а материалом для них служило папье-маше. В середине XIX века производство плавно перетекло в Жостово, что в семи километрах от Федоскино, а на смену папье-маше пришло железо.

Со временем железные подносы вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости и стали основой художественного промысла.

Расцвет производства жостовских подносов пришелся на 70-е годы XX века. Сегодня же они выходят из-под 200-тонного пресса благодаря лишь двум мастерам, тогда как раньше их было ни много ни мало тридцать. Как и в Федоскино, в Жостове можно вплотную познакомиться с производственным процессом.

Традиционно черные подносы художники расписывают дивными цветами: кому-то лучше удаются ирисы, кому-то - розы, а кому-то - ромашки. Мастера говорят, что скопировать нельзя даже собственную работу - каждый поднос уникален. Пишут жостовские умельцы не на столе, а на колене - так удобнее. В день из-под кисти художника выходит в среднем восемь-десять подносов, на которых обязательно проставляют два фирменных клейма.

В фирменном же магазине при фабрике продаются броши, серьги, кулоны и браслеты по вполне демократичным ценам. И, конечно, подносы - самых разных размеров и любого уровня сложности. Маленькие стоят в среднем 500-600 рублей, средние - около 2 тысяч, цена больших и сложных в исполнении может достигать 15 тысяч. Впрочем, подлинное искусство сегодня не только в цене, но и в моде.

Максим Славнов