Фабрика «Большевик»: перфомансы в кондитерской и кофейня в котельной
Легендарная кондитерская фабрика «Большевик» прославилась печеньем «Юбилейное» и «Венскими» пирожными. Для Москвы 19 века это – знаковое место: предприятие было полностью электрифицировано, а краснокирпичную кладку архитектора Оскара Дидио прозвали московским романтизмом. Сегодня в карамельных, бисквитных и венских цехах «Большевика» разместились офисы, рестораны и кафе, а также проводятся выставки современного искусства. Обозреватель РИАМО вместе с проектом «Москва глазами инженера» прогулялась по бывшей фабрике и узнала, где в Москве стали продавать первые капкейки, как готовится настоящее пирожное картошка, и кто устраивает перфомансы в кондитерской.
Как выглядит ночное метро: где «спят» поезда и куда «переехал» вагон‑бар >>
Первые капкейки в Москве
Кондитерскую фабрику на Ленинградском проспекте в конце 19 века открыли французы – Адольф и Эжен Сиу, которые, как и многие европейцы, приехали в Россию, чтобы заработать на промышленном производстве. В день открытия кондитерской выручка Эжен составила 200%.
Все начиналось с маленькой лавки и мастерской, которую Эжен Сиу открыла в подвале дома Варгина на Тверской улице, где сейчас располагается книжный магазин «Москва».
Рецепты сладостей она привезла из Франции, Австрии и других стран: так москвичи узнали о пралине, эклерах, буше и пирожных, похожих на современные капкейки и «картошки». Пирожные здесь готовили прямо под клиента, и пока посетитель пил свой горячий шоколад, ему приносили штрудель.
Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль >>
От венских пирожных к карамелькам
Спрос на заграничные пирожные в Москве был большой, и производству потребовалось расширение. Французы купили землю на нынешнем Ленинградском проспекте и заказали проект французскому архитектору Оскару Дидио. На тот момент между зданиями переходы не предполагались, а центральный двор не застраивали, чтобы производить погрузку готовой продукции.
Первый корпус фабрики – карамельный, из красного кирпича, с большими панорамными окнами и пилонами в виде женских фигур, открыли в 1880-х годах.
Это было одно из первых электрифицированных предприятий в Москве. На его открытие пришло столько народа, сколько сегодня приходят на салют на Красную площадь. Световые плафоны, большие светлые окна произвели сенсацию – это было лучшей рекламой для того времени, и на следующей день про фабрику уже знала вся Москва.
На новой фабрике акцент сделали не на пирожных, а на карамели. «Венские» сладости были доступны не для всех, а карамель стала массовым продуктом.
Яблочное пюре и шоколад варили на двух этажах здания в английских машинах, а на третьем, мансардном шла сушка продукции. Интересно, что производство шло снизу-вверх, то есть конфеты нужно было спускать вниз на фасовку.
Через десять лет после открытия фабрики построили второе здание, известное москвичам по башне с часами. Здесь уже ничего не производили, оно предназначалось для администрации. До наших дней от исторического здания осталась лестница и сейф, в котором после национализации фабрики нашли два миллиона рублей от прежних хозяев.
Места в Москве и Подмосковье, где можно почувствовать себя за границей >>
«Пьяные» драже и печенье «Юбилейное»
Фабрика богатела, и Сиу захотели войти в историю не только с продукцией масс-маркета. Они придумали свой вид драже – похожий на M&M's, но с коньяком. А прославилась фабрика вовсе не «пьяным» драже, а печеньем «Юбилейное», производство которого располагалось в другом корпусе – бисквитном. Сиу придумал делать печенье, назвав его в честь юбилея дома Романовых. Сейчас здание затянуто строительными лесами и его превращают в апартаменты.
Производство печенья продолжилось и в советское время уже под брендом «Большевик», который лично предложил Ленин, а к концу 20 века на фабрике производили 200 видов печенья. Уже в наше время, вплоть до 2008 года, его делали снова французы – компания Danone. Последние отказались от развесной продажи и завернули печенье в упаковку. Затем компания поменяла собственника, но бренд все-таки сохранили и рецепт от Сиу – тоже. Ежедневно здесь производят по 6 тысяч штук печенья на одного жителя города.
От Мажорного до Последнего: откуда взялись необычные названия улиц в Москве >>
Торты для Кремля и секрет идеальной «картошки»
Сейчас на территории современного бизнес-центра «Большевик» сохранился магазин, где продают изделия привилегированного в 19 веке «Венского цеха». Во времена Сиу девушки, которые тут работали, могли бесплатно делать маникюр и педикюр. И это не случайно, ведь торты, пралине, «картошки» всегда стоили дороже вафель, карамели и печенья. В советское время торты отсюда заказывали в Кремль, а в 90-е и нулевые клиентами «Большевика» были звезды российской эстрады.
Сегодня это отдельное от «Большевика» производство, которое находится на станции метро «Авиамоторная», но ассортимент удалось сохранить. Самые старые из них – торт «Каприз» и торт «Идеал», основной ингредиент которых – коржи с масленым кремом, пропитанные коньяком. Из советских тортов здесь можно найти «Ленинградский», который придумали в 60-е годы в качестве альтернативы «Киевскому».
Но главным пирожным остается «картошка», которую в Россию привезли французы. Секрет производства «картошки» Сиу – в ингредиентах. Чтобы пирожное было белым внутри, какой и должна быть настоящая картошка, во время замеса в масленый крем добавляется коньяк, тесто замораживается и прокручивается через мясорубку.
Кремлевский шеф-повар Анатолий Галкин: про кашу генсека и десерт королевы >>
Пить кофе, опираясь на колонну 19 века
По словам экскурсовода, фабрика «Большевик» является образцом инженерных конструкций – здесь можно увидеть и железобетонные своды Монье, и кирпич, и чугун.
Попасть внутрь зданий фабрики сегодня несложно. Кроме магазина и «Музея русского импрессионизма», который разместили в бывшем складе муки, открыт вход в главное здание бизнес-центра – бывший карамельный корпус.
Еще в нулевые фабрика была в упадке, некоторые корпуса стояли без крыши. Вторую жизнь «Большевику» дало британское архитектурное бюро John McAslan + Partners, которое восстановило историческую кирпичную кладку, декорировало стену главного здания чугунной плиткой, которая раньше лежала на полу, и сделало невозможное для дореволюционной постройки – атриум, который под стеклянной крышей соединил сразу три здания.
Сложность заключалась в том, что корпуса являются объектом культурного наследия, а значит, никакие пристройки не разрешены. Но британцы нашли выход – придумали пилоны в форме деревьев, которые установили между зданиями в качестве опор для стеклянной крыши.
По словам экскурсовода, это место открыто 24 часа в сутки и теперь любой желающий может попасть внутрь, например, чтобы посидеть в кафе и выпить чашечку кофе, опираясь на колонну 19 века, которая осталась от котельной.
Секреты Московского Планетария: место для предложений и Черная дыра >>
Самое модное место на фабрике
Одно из исторических зданий бывшей фабрики, с большими окнами и вскрытыми полами, где до сих пор идет реконструкция, облюбовали представители современного искусства.
На экскурсии рассказывают, что здесь открывали фестиваль «Золотая маска», закрывали Чеховский фестиваль и Moscow Urban Forum.
Здесь висят засохшие ветки на арматуре – остатки от спектакля уличного испанского театра Kamchatka, валяются бумажные шарики, которые распыляли вентилятором на одном из перфомансов.
На экскурсию сюда водят, что показать своды Монье и лучший вид на фабрику из окна.