Эксперимент: от чего зависит цена поездки на «Яндекс.Такси» и Uber
Клиенты популярных сервисов такси в последнее время все чаще обвиняют онлайн-агрегаторов в непрозрачности ценообразования. Одни пользователи связывают стоимость поездки с моделью смартфона, другие - жалуются на необоснованность повышающего коэффициента, а третьи - недовольны тем, что не получили персональную скидку, хоть и пользуются приложением каждый день. Редакция РИАМО решила проверить, влияет ли модель телефона на цену поездки, можно ли избежать повышенного коэффициента и получить скидку за частые поездки.
Пассажиры Uber, «Яндекс.Такси» и Gett Taxi рассказали про случаи в такси >>
Условия и цели эксперимента
Для тестирования были выбраны популярные онлайн-сервисы такси - «Яндекс. Такси» и Uber. Участниками эксперимента стали сотрудники РИАМО, которые постоянно пользуются услугами онлайн-такси.
Мы проверили, будет ли меняться цена поездки в зависимости от модели смартфона, времени заказа машины и частоты использования приложения.
Такси заказывали по маршрутам: «улица 5-я Магистральная, д. 3/1 (редакция РИАМО) - Большой театр» и «улица Демьяна Бедного, д. 20, к. 1 (район Хорошево-Мневники) - Большой театр».
Поездки на такси подорожали в Москве после увольнения водителей‑иностранцев>>
Миф 1: повышающий коэффициент действует в непогоду
Несмотря на то, что большинство онлайн-сервисов такси ввели фиксированную стоимость поездки, время включения повышающих коэффициентов, которые делают обычную поездку гораздо дороже, они предсказать не могут. Как правило, поездка становится дороже тогда, когда вызов такси больше всего необходим, например, в непогоду, часы пик и периоды сезонного трафика (вечер пятницы).
По данным пресс-службы «Яндекс. Такси», коэффициент формируется автоматическим алгоритмом, если количество заказов значительно превышает число свободных машин на линии. Чтобы повышающий коэффициент скорее прекратил действовать, сервисы вместе с таксопарками-партнерами стараются вывести на линию как можно больше водителей.
«Чаще всего повышающий коэффициент появляется в плохую погоду», - отмечают в «Яндекс».
Участники эксперимента, которые пользуются сервисами регулярно, заметили, что 1 июня повышающие коэффициенты действовали не только в часы пик и непогоду, а возвращения к базовым тарифам приходилось ждать долго.
«На днях водитель рассказал о том, что теперь стоимость такси для них адекватная, потому что с 1 июня всех водителей с иностранными правами уволили, конкуренции стало меньше, поездки дороже», - рассказывает Любовь, которая ежедневно ездит на «Яндекс. Такси» на работу.
По ее словам, в 90% случаях в июне в «Яндексе» поездка стала дороже.
Представители сервисов опровергают тот факт, что новая законодательная норма как-то повлияла на их работу.
«Водители, подключенные к платформе Uber, не являются нашими сотрудниками. В России Uber сотрудничает только с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которые обязаны работать в строгом соответствии с российским законодательством», - отмечают в Uber.
Участница эксперимента Мария, которая тоже добирается на такси на работу, заметила закономерность: если повышенный коэффициент включается в «Яндекс. Такси», то и в Uber цена повышается примерно на столько же.
Чтобы проверить действия повышающего коэффициента и скорость его изменения, мы заказали такси рано утром и посмотрели, как долго придется ждать снижение цены.
В 8 утра от улицы Демьяна Бедного, 20, к. 1 (район Хорошево-Мневники) до Большого театра цена без скидки у Uber составила 1356 рублей (с персональной скидкой 80% Uber предложил доехать за 273 рубля). По этому маршруту цена на «Яндекс. Такси» была немного ниже - 775 рублей. При этом «Яндекс. Такси» предупредил о повышающем коэффициенте, а у Uber никаких предупреждений не было. Через 10-15 минут цена не изменилась, но обойти коэффициент помог перенос места заказа - от ближайшей остановки в пяти минутах от дома. Цена за поездку составила 509 рублей.
В дождь цена на такси по маршруту «редакция РИАМО (5-я Магистральная, д. 3/1) - Большой театр» значительно выросла. Цена на Uber в момент непогоды составила 730 рублей, на «Яндекс. Такси» - 774 рубля.
«Я трачу ползарплаты на такси»: московские студенты о заработке и тратах>>
Миф 2: владельцы «айфонов» платят больше
Зависимость цены поездки от модели смартфона недавно заметили постоянные клиенты «Яндекс. Такси» и Uber. По мнению пользователей сервисов, владельцы более дорогих телефонов вынуждены переплачивать за поездки на те же расстояния, что и пользователи более бюджетных моделей смартфонов.
Чтобы проверить этот миф, мы сделали несколько заказов по маршруту «редакция РИАМО (5-я Магистральная, д. 3/1) - Большой театр» с разных смартфонов, Iphone 7/7+, Iphone 6, OnePlus, Xiaomi и Samsung.
При заказе четырех машин одновременно с использованием приложения «Яндекс.Такси» самую дешевую цену вопреки стереотипам показал Iphone 7: до Большого театра можно было доехать за 451 рубль. «Яндекс. Такси» на OnePlus и Samsung показал примерно равную цену – 474 руб. и 477 руб., Iphone 6S – 483 рубля.
Не обнаружилось зависимости цены от модели смартфона и при использовании приложения Uber. Дешевле всего поездка обошлась владелице Iphone 7 – 84 рубля, так как ей пришла персональная скидка 80% на три поездки, примерно одинаково стоила поездка для Xiaomi и OnePlus - 421 и 423 рубля, Iphone 6S - 429 рублей. Для чистоты эксперимента мы заказали такси и с Iphone 7+, владелица которого не имеет постоянной скидки. Вышло даже немного дешевле, чем на «айфон» шестой модели - 424 рубля.
По данным представителей Uber и «Яндекс. Такси», стоимость поездки, заказанной через их приложения, не зависит от модели телефона.
«Никакой зависимости цены поездки от моделей телефонов, а также от уровня доходов пользователя, от его текущего настроения и цвета кроссовок нет», - заявляют в пресс-службе «Яндекс. Такси».
Вариативность цены представители сервисов объясняют не моделями телефонов, а созданием искусственного спроса участниками эксперимента.
По данным пресс-службы «Яндекс-такси», на стоимость поездки прежде всего влияет количество свободных машин в момент заказа и пробки по маршруту, который указал пользователь приложения.
«Два этих фактора в Москве и других крупных городах меняются настолько часто, что цена может отличаться, даже если два пользователя стоят рядом и почти одновременно оформляют поездки по одинаковому маршруту», - уточняют в пресс-службе.
Каршеринг в Москве: утопия или альтернатива такси и пробкам>>
Миф 3: постоянные клиенты ездят со скидкой
Еще один распространенный миф: «Чем больше ездишь на такси, тем меньше платишь за поездку». Его, как правило, формируют сами сервисы, сообщая о персональных скидках, акциях и пр.
Участница эксперимента Любовь, которая пользуется «Яндекс. Такси» каждый день, заметила, что в июне у нее появилась персональная скидка, которая в среднем составляет 10-15% от стоимости поездки. Например, утром на работу поездка от Фрунзенской набережной до редакции РИАМО стоит 247 рублей, а со скидкой 215 рублей.
Остальные участники эксперимента, которые являются постоянными пользователями «Яндекс. Такси», пока не имеют персональной скидки. Возможно, это связано с тем, что «Яндекс. Такси» стал предлагать персональную скидку только месяц назад, и эта услуга в процессе разработки.
«В Москве скидка составляет от 15% до 40% и рассчитывается автоматически. То есть ее размер зависит от того, как часто человек пользуется приложением», - объясняют в пресс-службе.
Что касается скидок для постоянных клиентов в Uber, то среди участников эксперимента она была у владелицы Iphone 7. Она пользуется приложением нечасто, но в конце мая ей пришлось заказывать машину раз в три-четыре дня, за что и получила 80-процентную скидку на три поездки.
В пресс-службе Uber отметили, что в рамках специальных совместных акций с банками, платежными системами или мобильными операторами держатели карт партнеров могут получать дополнительные скидки или какие-то иные преференции.
При этом базовые тарифы, на основании которых формируется стоимость поездок в онлайн-сервисах, не зависят от того, какой картой пользуется пассажир.
Блаблакар по‑русски: попутчики в соцсетях и антиконкуренция таксистам>>
Итоги эксперимента
Эксперимент показал, что стоимость поездки в «Яндекс. Такси» и Uber не зависит от модели смартфона, а определяется спросом на количество машин в момент заказа, включением повышающего коэффициента и персональной скидкой. К примеру, заказ с Iphone 7 в нашем эксперименте выдал самую дешевую цену на поездку в «Яндекс. Такси» по сравнению с более бюджетными гаджетами.
Повышающий коэффициент, который влияет на цену поездки, включается протестированными сервисами в пиковое время и непогоду. Цена на такси в дождь составила 730-774 рубля против 450-483 рублей по тому же маршруту в хорошую погоду.
Алгоритм получения персональных скидок оказался не совсем понятным у обоих протестированных сервисов. Эксперимент показал, что на цену поездки в Uber может повлиять активность пользователя за короткий период. При этом для «Яндекс. Такси» это не закономерность. Только у одного из постоянных пользователей приложения оказалась персональная скидка, размер которой не превышал 15%.
Леди-таксист: про ночную работу, реакцию мужчин и опасных пассажиров>>