«Джентльмены удачи»: семь фактов и историй о съемках и актерах
Фильм «Джентльмены удачи», вышедший на советские киноэкраны 13 декабря 1971 года, стал настолько популярным, что билеты на сеанс покупали у спекулянтов по три рубля при госцене в 20 копеек. О том, как снималась знаменитая комедия, – в материале РИАМО.
1. Евгений Леонов должен был играть милиционера
Первоначально сценарий фильма назывался «Рецидивист». Сюжет предполагался следующий: сотрудник милиции (в исполнении Евгения Леонова) добрым словом и личным примером перевоспитывает шайку преступников. В сценарной заявке значилось: «Мы хотим создать фильм, в котором будут участвовать лучшие комедийные актеры: Леонов, Никулин, Крамаров, Миронов, Ролан Быков и другие…».
Для Ролана Быкова была придумана роль фальшивомонетчика, для Юрия Никулина – роль многоженца и альфонса, Андрею Миронову предстояло сыграть жулика-угонщика, а Савелию Крамарову дали роль карманника. Но идея фильма о криминальных личностях вызвала много сомнений в кинематографических «верхах», и пока они раздумывали, три кандидата на главные роли – Быков, Никулин и Миронов – получили другие предложения. Сценарий потребовал переработки, шайку мошенников полностью «переписали», а заодно и самоотверженного милиционера превратили в добродушного воспитателя детского сада.
2. Василия Алибабаевича мог сыграть Фрунзик Мкртчян
Актеры на роли Хмыря и Косого, прописанные в новом сценарии, нашлись быстро (правда, Георгию Вицину худсовет порекомендовал «поработать над гримом»). А вот с поиском исполнителя роли Василия Алибабаевича возникли проблемы.
Пробовали Владимира Этуша и Илью Рутберга – они не подошли. А Фрунзик Мкртчян, который очень хотел сниматься в этом кино, не смог приехать на съемки: республика Армения отмечала 50-летие, и партийные руководители хотели, чтобы знаменитый актер присутствовал на торжествах. Георгий Данелия, который был соавтором сценария и художественным руководителем картины, попытался «утрясти вопрос» с помощью знакомых. Но эта инициатива получила неожиданное продолжение.
«На следующий день из Еревана звонит мне Фрунзик в истерике:
– Гия, скажи милиции, что я не нужен! Мне ихний министр два раза звонил, сказал, что очень просит. Если откажусь – обидится, и ГАИ меня на каждом шагу штрафовать будет!» – так рассказал об этом случае Георгий Данелия.
Высокопоставленным чинам передали, что «Фрунзик уже не нужен» – и начали спешно подыскивать ему замену. Тут-то на глаза создателям картины и попалось фото молодого актера Раднэра Муратова, который пробовался на маленькую роль начальника тюрьмы. И Раднэра (его имя, кстати, расшифровывается как «Радуйся новой эре») практически без кинопроб утвердили на первую в его жизни роль первого плана.
3. Криминальная «романтика» была взята из жизни
Готовясь к съемкам, Евгений Леонов неоднократно наведывался в Бутырскую тюрьму и «впитывал» быт и манеру поведения заключенных, подсматривая за ними в глазок на двери камеры. С собой Леонов носил блокнот, где все тщательно конспектировал – а потом «отрабатывал», стараясь придать образу рецидивиста Доцента убедительность.
В составлении «блатного словаря» активное участие принимал режиссер картины Александр Серый. О лексиконе сидельцев он знал не понаслышке: в молодости сильно избил предполагаемого ухажера своей невесты и получил за это тюремный срок.
Правда, часть особенно грубых выражений пришлось заменить: так, например, слово «падла» превратилось в «редиску». И все равно, по легенде, во время предпремьерного показа «высокие чины» неодобрительно отмечали, что в кино подобная лагерная лексика недопустима. Точку в обсуждении поставил Леонид Ильич Брежнев, который сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает!». После этого фильму дали зеленый свет и выпустили в прокат.
4. Тюрьма и пожар в «Джентльменах удачи» – настоящие
Тюремные сцены снимали в самаркандской колонии строгого режима, и эти съемки были по-своему экстремальными: из соображений безопасности на площадке возле актеров и операторов дежурили милиционеры, они же сопровождали их во время всех перемещений по территории. Женщин из съемочной группы порекомендовали и вовсе освободить от работы на эти дни – чтобы не провоцировать заключенных на противоправные действия.
Дом, который случайно спалил Василий Алибабаевич, находился в Москве – это было здание бывшего детского сада, предназначенное под снос. Киногруппе позволили использовать его как съемочный павильон, а потом по-настоящему сжечь. Правда, происходило все под чутким наблюдением пожарных, которые следили, чтобы огонь не перекинулся на электрические провода и деревья.
5. «Джентльмены удачи» купались в цистерне с «целебной бражкой»
Эпизод в цистерне с цементом стал одним из самых запоминающихся для съемочной группы. Во-первых, выяснилось, что Савелий Крамаров страдает клаустрофобией: он наотрез отказался лезть в тесную емкость. Из-за этого часть съемок пришлось проводить в бутафорской цистерне в одном из павильонов Мосфильма. Во-вторых, реквизиторам пришлось немало поломать голову, чтобы придумать, чем заменить цемент, чтобы актеры не оказались замурованы в быстро твердеющем растворе. Сначала замесили «тесто» из пивных дрожжей, затем пробовали использовать манную кашу – но эти варианты плохо выглядели в кадре. Наконец, после долгих проб и ошибок в качестве «цемента» решено было использовать хлебную закваску, подкрашенную луковой эссенцией. Остро пахнущая субстанция прекрасно показала себя на съемках, но вот отмывать ее актерам пришлось почти час.
Однако «на помывку» после съемки поспешили не все. Когда Муратов и Крамаров, чисто вымытые, вернулись на съемочную площадку, Вицин продолжал сидеть в цистерне. Оказалось, кто-то сообщил ему по секрету: мол, на самом деле ароматная «бражка» – это целебная настойка из 23 редких трав, которая продлевает молодость.
Правда, некоторые члены съемочной группы впоследствии говорили, что историю про Вицина и травы выдумал Раднэр Муратов, чтобы веселить зрителей на творческих встречах.
6. Верблюд, осел и другие животные
Казалось бы, вставить сцену с верблюдом в самаркандский эпизод – вполне логичная идея, ведь Узбекистан полон верблюдов. Так считали сценаристы Георгий Данелия и Виктория Токарева. Новеллизированный сценарий «Джентльменов удачи» (который, кстати, был выпущен огромным тиражом и раскуплен в считанные недели) начинается с фразы «По желтой среднеазиатской пустыне шагал плешивый верблюд».
На самом деле, когда дошло до съемок, оказалось, что во всем Самарканде верблюда найти почти невозможно. Двугорбого актера отыскали с большим трудом – в зоопарке.
Довольно популярна легенда, что Евгений Леонов не смог взобраться на верблюда, поэтому его поездку на спине «корабля пустыни» пришлось имитировать, посадив актера на плечи кому-то из съемочной группы. На самом деле Леонов на верблюде ездил, правда, подложив под себя широкий восточный ковер.
Съемка с верблюдом была сложной по другой причине. Накануне Леонов, заметив на улице симпатичного ослика, решил сфотографироваться с ним в обнимку.
«Вернулся в „рафик”, а сидящий рядом Крамаров вдруг говорит: „Что это ползет по тебе?”. Оказывается, осел был вшивым, и Леонов, обнимаясь с ним, несколько вшей прихватил с собой. Евгений Павлович страшно засмущался, разрумянился, как ребенок. А когда приехал в гостиницу, долго отмывался и натирал себя разной гадостью», – рассказал журналистам оператор картины Георгий Куприянов.
После такого общения с «миром животных» уговорить Леонова залезть на верблюда оказалось довольно сложно.
7. Еще одна «воровская» роль Савелия Крамарова
В 1972 году картину «Джентльмены удачи» посмотрели 65 миллионов зрителей, она заняла 12 место в списке лидеров советского кинопроката. Но когда через 10 лет после выхода фильма Савелий Крамаров эмигрировал из СССР, руководители страны высказали идею о том, что «изменнику» не место на экранах советских кинотеатров.
«Джентльменов удачи» отстоял Георгий Данелия. «Когда актер эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актер Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили все как было», – рассказывал режиссер впоследствии.
В США Крамаров снялся в нескольких фильмах, но знаменитостью так и не стал. Когда в 1991 году он приехал в столицу, Данелия с радостью нашел для него роль в фильме «Настя», который снимал в тот момент. По иронии судьбы Крамарову снова пришлось сыграть вора.
В книге «Тостуемый пьет до дна» режиссер описывает этот эпизод так: «Савелий мне позвонил и сказал, что он в Москве. <…> И мы с Сашей Адабашьяном в тот же день придумали ему роль бандита, который грабит квартиру, а потом как меценат появляется на презентации на станции метро. В этом эпизоде у нас снималась большая массовка, человек триста. Появление Крамарова вызвало бурю аплодисментов. Люди кинулись к нему, стали обнимать, благодарить за радость, которую он доставил им! У Савелия на глаза навернулись слезы, и он сказал:
– Я думал, меня давно забыли. <…> Георгий Николаевич, наверное, это и есть счастье…»