Дулевский фарфоровый завод, где лепят «белье» и рисуют «агашки»

Дулевский фарфоровый завод, где лепят «белье» и рисуют «агашки»
Истории

Более 180 лет фарфоровых дел мастера создают звонкое чудо – знаменитый дулевский фарфор, который завоевывал гран-при международных выставок. Каковы секреты производства дулевского фарфора, что такое "белье" и "агашки", и как рождались самые популярные изделия завода, узнала корреспондент портала "В Подмосковье", посетив Ликино-Дулевский краеведческий музей.

Откуда у фарфора ноги растут

Как рассказала директор музея Елена Козлова, Дулевский фарфоровый завод ведет свою историю с 1832 года.

Дулевский фарфор – детище семьи Кузнецовых. В начале 19 века гжельский мастер Яков Кузнецов с сыновьями Терентием и Анисимом на берегу речушки Дорки (приток Гжелки) имел небольшое фаянсовое производство (фаянс отличается от фарфора технологическим процессом производства), но в Гжели в те времена была огромная конкуренция – более 120 аналогичных мелких предприятий. Кузнецовы же хотели создать дело масштабное, грандиозное, поэтому они отправились в Дулево и приобрели у обанкротившихся купцов Савичевых почти за бесценок земли, где начали строить завод. В 1832 году они регистрируют предприятие – с этого времени и существует Дулевский фарфоровый завод. Терентий Кузнецов менее чем за 20 лет сделал его ведущим фарфоровым предприятием России.

Матвей Семенович Кузнецов, представитель четвертого поколения владельцев фарфорового завода, был уже поставщиком императорского двора – две трети фарфора в стране изготавливали на заводах Кузнецова.

Фарфор завода отличался благородной простотой – ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись – более яркая, броская. Поэтому акцент был сделан на самобытность, народное творчество, национальные традиции – в результате родился неповторимый дулевский стиль.

Кстати, белизну фарфору придавал мышьяк, который добавляли в мягкую массу. Поэтому смертность на заводе была огромная – срок жизни работников составлял всего 27-30 лет, поэтому было решено мышьяк из производства убрать.

Один день на заводе "Гжель": как глина превращается в произведение искусства>>

Птица – символ завода

Сейчас музей завода "Дулевский фарфор" закрыт на ремонт – экспозиция о фарфоре представлена в краеведческом музее. Здесь можно увидеть еще дореволюционные изделия завода.

На донышке каждого изделия изображен силуэт птички – сокола. Это известная скульптура художника-анималиста Алексея Георгиевича Сотникова, которую он исполнил в 1957 году, а в 1958 году – она получила гран-при на всемирной выставке в Брюсселе и стала символом фарфорового завода.

Каморки и сковорода на три блина: как жили ткачихи в Ликино-Дулево>>

Как рождается фарфор

Фарфор рождается в огне. В разборную форму заливается жидкий состав, закрепляется и отправляется на термическую обработку. Когда изделие изымается, оно еще мягкое, с погрешностями, которые можно поправить – изделие зачищают, доводят до гладкого состояния. После вторичного обжига оно приобретает цвет кофе с молоком. Далее изделие опускается в купель с раствором марганцовки – если есть трещинки и погрешности, они розовеют, если нет – посуда будет первосортной.

Но этот "бисквит" еще очень хрупкий –далее на него наносится глазурь, которая придает прочность предмету и защищает от влаги. После этого изделие маркируют – получается "белье", то есть нераскрашенный фарфор, без украшений и изысков, который, в принципе, уже может идти в продажу, и поставляется в столовые, социальные учреждения и т. д.

"А нам-то хочется золотца, цвета, колорита дулевских агашек!", - говорит директор музея Елена Козлова. "Агашки" – это розочки, объясняет она. Это необычное слово пошло от имени мастерицы Агафьи Кустаревой, которая ввела такой способ росписи – она макала палец в краску и наносила мазки на поверхность изделия, получалась роза. Сейчас, когда технологии ушли вперед, розочки пишутся кистью.

"Если сказать, мол, я купила сервиз в "агашках" - все местные поймут, а у других людей это, скорее всего, вызовет улыбку", - отмечает директор музея.

От бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все дулевские рисунки, в них – душа Дулевского фарфорового завода.

Главный художник "Гжели": как спасти фарфоровый промысел в Подмосковье>>

Следующий шаг – живописный цех, где посуде делают "лицо", где наносят роспись.

Первоначально красочная лаборатория была всего лишь комнаткой при фарфоровом заводе, со штатом в семь человек, под руководством инженера-химика Степана Герасимовича Туманова, который получил высшее образование в Германии.

Тогда на заводе стали производить краски надглазурные, подглазурные, эмаль для алюминия, препараты для драгметаллов, благодаря чему посуда заиграла золотом, а также "люстра" (с ударением на последнем слоге) – перламутровые краски, которые придают "пикантность" предмету.

"Если это тарелочка-белье – это просто и дешево, если ручная роспись, авторский фарфор – это уже дорого, не все могут приобрести такое изделие. Нужна была золотая середина – тогда на заводе создали коллекцию деколий – это "сводилка", которая переводится на "белье", опускается в воду, пленка снимается, тем самым украшается изделие. Вариаций масса. Благодаря этому посуда стала и красивой, и доступной. После этого посуда проходит еще один обжиг", - рассказывает экскурсовод.

Например, в фирменном магазине дулевского фарфора сервиз может стоит 800 рублей и 2800 рублей – это уже ручная роспись.

В конце 1930-х красочная лаборатория выросла в Дулевский красочный завод, а в годы ВОВ здесь даже изготавливались глазные протезы – был целый цех по подбору цвета глазных яблок. Символ фарфорового завода - сокол, а красочного завода – солнышко.

Смотрите видео, как в Чехове учат делать украшения из глины>>

Блюдце-тазик и чайник-репка

Как рассказывает художник Валентин Александрович Городничев, проработавший на заводе "Дулевский фарфор" 71 год, знаменитое глубокое блюдце тазиком было создано еще в 1752 году основоположником производства фарфора в России, соратником Ломоносова Дмитрием Ивановичем Виноградовым. Такое блюдечко с цилиндрической чашечкой и фарфоровой табакеркой он подарил государыне – тогда табак предпочитали женщины, а не мужчины.

Валентин Александрович показывает и пузатый чайник-репку – очень популярное в 20-х, 30-х и 40-х годах 20 века изделие. Ведь в то время во всех домах дома на столе стояли самовары – и наверх самовара этот чайник очень удобно вставал, поэтому его и раскупали, объясняет художник.

Фарфоровый чайник может быть объемов 600 граммов, а может и целых шесть литров. Валентин Городничев придумал чайник на 24 персоны, чтобы можно было напоить большую компанию.

"Когда художник работает над вещью, он должен думать не только о том, чтобы она была привлекательной, интересной, но и обязательно – русской по-настоящему. Ведь за обычную ручку такой чайник не поднять – поэтому ручка в виде бубулика, крышка – в виде маленького чайника", - говорит Валентин Александрович.

Читайте об "Эрмитаже" русской культуры: прогулки по Сергиеву Посаду>>

Следом он показывает фарфоровый комплект для кваса с медом – почти уникальную вещь. По его словам, один такой находится в Швеции, другой "гуляет" по России на выставках.

Как-то известная мадам Леже выбрала 10 работ мастеров дулевского фарфора в свой парижский салон.

"Так расписывать фарфор можем только мы, русские – выплеснуться цветом по-настоящему, с небольшой грубинкой, это в характере русском! Вот чайный сервиз "Снежинка" - буквально ничего особенного, а работа была на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году!", - убежден художник.

Смотрите фотоленту о фарфоре с 180-летней историей из Ликино-Дулево>>

Завод сегодня

Сегодня Дулевский фарфоровый завод – это технически оснащенное предприятие, с непрерывным технологическим циклом. На заводе работает около 3 тысяч человек. Фарфористы проводят большую работу по внедрению новых форм и рисунков. Над совершенствованием технологических процессов изготовления фарфора работают технологи и теплотехники, конструкторы и механики завода.

Изделия дулевских мастеров отмечены многочисленными премиями и наградами. Работы заводских художников украшают музеи и картинные галереи страны, пользуются спросом у коллекционеров всего мира. В 1976 году за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли завод был награжден орденом Ленина. "Дулевский фарфор" является многократным дипломантом программы "100 лучших товаров России". Завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в страны ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию.

"Дулевский фарфор" остается одним из крупнейших фарфоровых заводов Европы и выпускает широкий ассортимент изделий, в том числе белую посуду для кафе и ресторанов, столовые и чайные наборы, а также подарочный фарфор - скульптуру, подарочные наборы, вазы, декоративные тарелки и многое другое.

Адрес завода "Дулевский фарфор" и фирменного магазина: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, 15.

Адрес Ликино-Дулевского краеведческого музея:Ликино-Дулево, Советская ул., д. 34. График работы: 10.00-17.00, пн, сб - вых., последний день месяца – санитарный

Автор - Татьяна Кежаева