День профориентации: как найти работу по душе
РИАМО - 21 мар. Опрос, проведенный некоммерческим партнерством «Эксперты рынка труда» в 2014 году, свидетельствует о том, что почти половина россиян работают не по специальности, более 51% специалистов недовольны своей профессией. Между тем, от правильного выбора профессии зависит не только зарплата, но и самореализация, а в итоге - личное счастье. Почему россияне продолжают получать дипломы «для галочки», и как успешно реализоваться в профессии в любом возрасте, какие государственный и частные проекты для этого существуют, РИАМО рассказали эксперты.
Как стать боссом: советы от тех, кому удалось>>
«Из-под палки» и «за компанию»
Фото: РИАМО, Анастасия Осипова
«Я занимаюсь подбором персонала более десяти лет, через мои руки проходит огромное количество соискателей. Если проследить тенденцию, то свыше 60% соискателей выстраивают свою карьеру по наитию: поступают в вузы просто потому, что нужно куда-то идти учиться, или чтобы не попасть в армию, а про выбор специальности особо не задумываются», - рассказывает HR-директор компании «Бизнес молодость» Зулия Лоикова.
Например, некоторое время назад было модно учиться на юристов и экономистов. По словам Лоиковой, многие из выпускников не работали по специальности ни дня и не знают, как применить свои знания на рынке труда.
По данным собеседницы агентства, еще 20% выбирают профессию «по наследству». Например, существуют династии военных, врачей, актеров, журналистов.
«И только оставшиеся 20% выбирают профессию сердцем. Это те люди, которые с детства знают, кем хотят стать. В основном это происходит благодаря помощи родителей и правильной профориентации ребенка», – считает Лоикова.
«Будущую профессию часто выбирают по принципу, какие экзамены смогу сдать, или куда проще поступить. Идут в вуз «за компанию», либо потому, что родители или друзья настоятельно посоветовали именно его», – добавляет генеральный директор компании «Смарт курс», занимающейся вопросами профориентирования подростков, Михаил Мордасов.
Доля школ в Москве, где более 3 программ профильного образования, достигла 90%>>
Много дипломов - не всегда плюс
Фото: flickr.com, TMAB2003
Пример правильно организованной профориентации можно наблюдать в частных школах Великобритании, рассказывает коммерческий директор образовательной компании Bright Ирина Акулова. Хорошее среднее и высшее образование там стоит дорого, поэтому англичанам важно уже в школе сделать правильный выбор.
«В отличие от России, в туманном Альбионе многочисленные дипломы о высшем образовании – не повод для гордости. Они говорят о том, что человек испытывает проблемы с самоопределением и самореализацией», – отмечает Акулова.
С ранних классов ребенка наблюдает тьютор, который совмещает функции классного руководителя, наставника и психолога. Он анализирует успеваемость ученика, оценивает его способности, психологические особенности, интересы, увлечения, коммуникативные навыки. А во время летних каникул детям предлагают попробовать себя в различных профессиональных областях. Это могут быть занятия по информатике, предпринимательству, графическому дизайну, драматическому искусству и т. п.
«К сожалению, в России понятия профориентации и успешной карьеры в основном привязаны к деньгам, то есть зарплате, которую человек хочет получать, а удовольствие от работы, самореализация идут на втором месте», – отмечает Акулова.
Базу востребованных профессий создадут в Москве>>
Менять профессию никогда не поздно
Фото: flickr.com, ZeLIG School
В российских реалиях, в связи с отсутствием подобной системы, важной задачей родителей является наблюдение за склонностями, личными качествами, ориентирами, предрасположенностями и интересами ребенка.
«Нужно знакомить детей с различными видами деятельности в специальных образовательных парках наподобие «КидБурга» и «Мастерславля», где ребенок может примереть на себя роль пожарного, фермера, продавца или работника банка», – уточняет Лоикова.
По словам Мордасова, до 12 лет у ребенка наблюдается период расширения кругозора, когда желательно пробовать различные кружки или секции. А после 12 лет, в момент начала пубертатного периода, у подростка начинает формироваться свой собственный запрос: «Кто я?». И это часто сопровождается отказом от посещения дополнительных занятий потому, что к ним пропал интерес.
Вообще же к профориентации можно прибегнуть в любом возрасте, так как способности и таланты могут раскрываться и изменяться с течением времени, считает Лоикова.
«Выбор профессии – это процесс, которой в современном мире не имеет возраста. Люди меняют профессии и в 20, и в 60 лет. В среднем, к 40 годам человек меняет до шести профессий», – отмечает Мордасов.
Женщины с «мужскими» профессиями о призвании, коллегах и женственности>>
Как выбрать профессию
Чтобы выбрать профессию и не ошибиться, Мордасов советует комплексно использовать сразу несколько инструментов профориентации, к которым относятся: экскурсии в вузы и компании, встречи и живое общение со специалистами из разных отраслей, развивающие программы по выбору профессий, профориентационные лагеря, карьерное и профориентационное консультирование, ролевые, настольные и деловые игры.
Городские программы
Фото: официальная группа «Профсреда» "ВКонтакте"
В частности, помочь с выбором профессии жителям московского сегодня могут такие проекты Департамента образования города Москвы, как «Профсреда» и «Университетские субботы».
Так, проект «Профсреда» рассчитан на школьников 6-7 классов. Его цель – начальное профориентирование детей, а также возрождение интереса к поступлению в учреждения среднего профессионального образования.
По словам куратора проекта Кристины Ефимовой, «Профсреда» должна стать интерактивным ресурсом, наподобие социальной сети, где школьники и представители колледжей смогут общаться и обмениваться информацией. Каждую субботу «Профсреда» проводит мастер-класс в одном из колледжей Москвы. Тестирование, консультация психолога и участие в мероприятиях «Профсреды» можно посещать бесплатно.
«Профессиональное образование незаслуженно отодвинуто на второй план. А ведь в колледже можно получить такую редкую профессию, как гример, кинолог, деревообработчик, огранщик алмазов, и многие другие технические профессии, востребованные городом», – отмечает Ефимова.
А для тех, кто собирается получать высшее образование, существует образовательный проект «Университетские субботы». В рамках проекта также по субботам проводятся мероприятия на базе московских вузов – лекции, мастер-классы, экскурсии. Принять в нем участие могут не только школьники, но и студенты, а также любой желающий, кто стремится получить новые знания. Для участия в проектах нужно пройти регистрацию на портале.
Школа бокинга: инновационный спорт и полеты наяву>>
Центры и интернет-проекты профориентации
Фото: официальный сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
Одной из старейших московских организаций, связанной с профориентации детей и подростков, является Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», созданный на базе факультета психологии МГУ в 1996 году. Здесь проводятся тестирования, консультации, а также с прошлого года организуют выездные лагеря профориентации.
По словам психолога центра Галины Световой, подросток может выбрать смену по одному из интересующих его направлений, например, бизнес, IT-технологии, медицина, дизайн и другие. Смена длится одну-две недели, в течение которых ребята под руководством специалистов создают свои собственные проекты и активно пробуют себя в выбранной профессии.
В 2014 году в сети появился электронный каталог развивающих мероприятий для детей InLearno, предлагающий множество вариантов продуктивного досуга: экскурсии, мастер-классы, занятия, квесты, детские лагеря. Проект поддержан Агентством стратегических инициатив, получил положительное заключение Минобразования РФ и Федерального института развития образования.
«Мы предлагаем экскурсии на производство: хлебозавод, фабрика по производству кондитерских изделий, завод газированных напитков, хладокомбинат. Мастер-классы – юный типограф, текстильный дизайн, мультипликация, кулинарный мастер-класс, основы фотографии, курсы обучения в киношколе, программирования компьютерных игр, графики и живописи», - рассказал методист по работе с образовательными учреждениями InLearno Константин Звягинцев.
Программист Брин рассказал учителям Москвы об обучении с помощью языка Scratch>>
«Поколение 2084»
Фото: официальный сайт «Среднее профессиональное образование Москвы»
В 2016 году в России запущен необычный проект «Поколение 2084», в основу которого заложена система непрерывной профориентации и подготовки, начиная с детского сада. Проект стартовал в виде пилотного Конкурса школьных команд «ШАГ» в Москве, Одинцовском районе Московской области, Севастополе и Евпатории.
«Формат конкурса выстроен таким образом, что ребенок, еще учась в школе, сможет попробовать себя в конкретной работе с реальными результатами. Конкурс уже поддержан департаментами и управлениями образования, Общественными палатами, центром Роспатриот и другими организациями», – рассказывает руководитель проекта «Поколение 2084» Елена Иванчук.
Предмет конкурса – разработка концепции школьной территории, удобной для детей. Для участия в программе необходимо собрать команду из шести человек и прислать заявку на электронный адрес biblio@fond-tvori.ru до 31 марта. Вопросы можно задать по телефону +7(916)238-75-55. Окончание приема проектов – 15 апреля.
С 25 апреля планируется проведение региональных выставок, а с 26 по 30 апреля – подведение региональных итогов. В конце мая состоится круглый стол в Общественной палате РФ и вручение гран-при – путевки в лагерь в Крыму. Проекты команд, занявших первые места в своих регионах, будут реализованы.
Как научиться вейкбордингу в Подмосковье>>
Дни открытых дверей в вузах Москвы весной 2016 года
Московские вузы весной по традиции объявляют дни открытых дверей, которые желательно посещать за несколько лет перед поступлением. Вот список ближайших: 25 и 26 марта – Первый МГМУ имени И. М. Сеченова 27 марта – МГУ имени М. В. Ломоносова 27 марта – Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) 27 марта – Московский городской университет управления Правительства Москвы. Будут проводиться мастер-классы для абитуриентов по всем направлениям подготовки. 26 марта – Российский государственный аграрный университет МСХА им. К. А. Тимирязева. На дне открытых дверей можно посетить все кафедры, музеи, лаборатории. 17 апреля – Российский государственный гуманитарный университет РГГУ) 17 апреля – Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ). Ко дню открытых дверей подготовлена интерактивная программа для абитуриентов.
Список аккредитованных вузов Москвы в 2016 г>>
Алена Водопьянова