«Благодаря феминизму наша семья живет так, как хочет»

«Благодаря феминизму наша семья живет так, как хочет»
Истории

Женщины уже более ста лет борются за равноправие, и кажется, что в мегаполисе оно победило. Многие москвички зарабатывают больше мужчин, занимаются карьерой, пока их мужья сидят в декрете, и даже платят за себя в ресторане. В Москве даже проводятся фемфесты, в которых принимают участие женщины и мужчины. Однако согласно прошлогоднему опросу «Левады-центра», большинство женщин уверены, что равноправия полов в России по-прежнему нет, но не всем оно необходимо. Обозреватель РИАМО расспросила сторонников феминистских идей про стереотипы о мужененавистницах, дискриминацию и перемены в жизни.

Женщины с «мужскими» профессиями о призвании, коллегах и женственности >>

Надежда Старостина, 31 год, аналитик в «Яндекс»:

Мои отношения с феминизмом начались недавно, когда я вышла на работу из декрета, а муж в это время ушел в декрет вместо меня. Этот опыт помог нам лучше разобраться во многих стереотипах семейных отношений, откуда они взялись и почему все еще существуют.

В нашем обществе сильны убеждения о том, что женщина должна успеть и дом прибрать, и ужин приготовить, и «уделить внимание мужу», иначе брак развалится.

Но любой брак – это работа двух людей с двух сторон, и странно считать, что поведение одного партнера поддается каким-то простым законам, а второй должен стараться брак сохранить.

На этой почве мы с мужем стали много разговаривать и искать подходящие для нас рецепты. Вот тут и пришло понимание, что почти всегда проблемы решаются не правилами, которые нужно соблюдать, а диалогом, в котором двое друг друга слышат и не боятся говорить. Это понимание в дальнейшем коснулось всех аспектов жизни.

Я часто встречаю мысль, что феминистки мужеподобны и ненавидят мужчин, что они не пользуются косметикой или не носят каблуки и юбки и всегда все делают сами. Но феминистки – разные.

Единственное, что у них общее – это стремление быть собой и контролировать собственную жизнь, в том числе самим решать, как выглядеть и чем заниматься.

Вот уже несколько дней все обсуждают оголенную грудь Эммы Уотсон. На мой взгляд, она, как и любой человек, может демонстрировать любые части собственного тела, как угодно. Так как феминизм – это и есть возможность выбора.

Я называю себя «секс-позитивная феминистка». Это словосочетание я увидела в одном посте блога «Не Марс и не Венера» и мне показалось, что оно достаточно точно меня описывает. Тема сексуальности для меня очень важна.

Я часто сталкивалась со стереотипами про женщин и секс: что слишком много партнеров – плохо, хотеть секса – плохо, наслаждаться собой и своим телом – тоже плохо, а говорить о сексе точно не стоит.

Эти стереотипы долгое время влияли на мою жизнь, а избавившись от них, я хочу помочь это сделать другим.

У меня в голове постоянно обнаруживаются убеждения в том, что мое нежелание секса не так важно, как желание партнера. Что если уж я пришла на ужин, то как бы и должна теперь заняться сексом.

Я не очень понимаю, откуда это взялось, потому что напрямую мне это никто не говорил. Уже достаточно долгое время я постепенно учусь слушать свои желания и нежелания, уважать свое тело и не заставлять себя делать то, что неприятно. Кстати, наслаждаться сексом я начала ровно после того, как научилась говорить «нет» так, чтобы меня слышали.

Но вообще, если у меня в голове обнаруживается столько странных убеждений, то в головах других людей их, скорее всего, не меньше. А это значит, что многие живут по некоторым негласным правилам.

На мой взгляд, нашумевшая история с Дианой Шурыгиной характерна тем, что насильник сам не понял, за что его посадили. В его мире девушка, которая поехала и выпила с ним, уже согласна на секс, потому что секс воспринимается как товар, которого нужно добиться или купить. Или заполучить обманом. И изнасилование в этом контексте воспринимается как неудачная сделка или как проигранная игра. И это очень распространенный сценарий: считается, что есть негласные правила, по которым мужчина принимает решение, вне зависимости от того, что говорит женщина.

Если говорить о дискриминации, то мне очень повезло. У меня хорошее образование, мехмат МГУ, работа в крупной IT-компании и семья, которая меня поддерживает. У меня есть куча возможностей для самореализации, и все мои ограничения чаще всего обусловлены ленью. Мне кажется, что многие из моего окружения не замечают дискриминации как раз по этой причине.

Муж, кстати, замечает гораздо больше несправедливости, чем я. У меня в голове еще довольно много шаблонов о том, как должны себя вести женщины, и мне бывает сложно от них избавиться.

Для меня жизнь – это постоянное движение вперед к своим целям, интеллектуальным и физическим. Приближение себя к собственным представлениям об идеале актуальны во всех областях. Поэтому я наслаждаюсь собственным телом. Один из способов – заниматься спортом, проверять, на что я способна, и тренироваться, чтобы быть способной на большее. Для меня работа над собой без любви к себе невозможна. Под принятием я подразумеваю и адекватную оценку себя без самообмана, и радость от результатов работы над собой, какими бы они ни были.

8 марта – это праздник феминисток, но сейчас он воспринимается, скорее, как повод подарить женщинам цветы и сказать, как они украшают любой коллектив. Но мы же сами можем решить, как праздновать и о чем думать в этот день. Поэтому я считаю важным напомнить об истории праздника и о тех возможностях, которые у нас есть благодаря феминизму.

Роза Сябитова: про быстрые свидания, любовь как роскошь и «тендер» на невест >>

Сергей Старостин, 31 год, тренер по кросс-фиту (муж Надежды):

Я всегда считал, что равные права у мужчин и женщин, геев и натуралов, черных и белых. И пока не начал обсуждать с женой повседневные моменты, ущемления прав женщин не замечал. То есть идея равноправия была для меня естественна, но понимания, насколько ущемлены права женщин, у меня не было. Я увидел, что женщин и мужчин загоняют в рамки совершенно дурацких стереотипов и норм поведения, и что женщине часто предписано действовать только одним образом.

Когда у нас родилась дочь, осознал, что женщинам предписывают определенную модель поведения уже с младенчества.

Родственники, доброхоты на улице, воспитатели в саду – все повторяют одно и то же: ты же девочка, ты не должна бегать, прыгать, кричать.

Лучшее, что случилось в отношениях с моей женой – я понял, что жена мне ничего не должна. Вот краткий список: секс, уборка, готовка, стирка, выслеживание моих носков. И что единственная причина для нее быть со мной – искреннее желание наслаждаться моим обществом, а не скрытые мотивы и стереотипы, заложенные обществом. И если моя жена что-то делает, то делает это в удовольствие, а не потому, что "так надо".

Также с моих плеч упал мужской набор "должен": все контролировать, быть бесчувственным, зарабатывать больше жены и т.д. Благодаря феминизму, наша семья живет так, как хочет, без давления общества с его "так надо". Конечно, мы с женой часто спорим, но не по поводу феминизма. Чаще всего о том, стоит ли пытаться объяснить кому-то наши взгляды или забить.

Начав открыто заявлять о своих профеминистских взглядах, я получил две реакции окружающих. Первая – ты прикалываешься? Вторая – да ты просто подкаблучник!

Основной стереотип – мужчина не может быть феминистом. Причем такая реакция идет и от женщин: да что ты понимаешь, нам надо совсем другое, а этот феминизм придумали те, кому заняться нечем и семьи нет.

В России нет социальной защиты для женщин. Нет общественной поддержки для жертв насилия. Есть только многовековой институт патриархата. В таких условиях многие мужчины и женщины даже не замечают ущемления прав. Фильтр в голове говорит: это нормально, так принято.

К сожалению, даже в Москве изменений практически нет. А на публичном уровне, среди звезд эстрады, актеров и политиков понятие феминизма искажается в угоду патриархальным взглядам и используется исключительно для саморекламы.

Мужчины о флешмобе #‎янебоюсьсказать: «Мы все – животные в костюмах» >>

Надя Плунгян, искусствовед, 32 года:

Я придерживаюсь феминистских взглядов уже много лет. Бывали разные реакции, но сейчас, как мне кажется, все привыкли.

В моей жизни было несколько эпизодов, которые изменили мое восприятие отношения к женщинам в обществе. Расскажу один.

В 2006 году коллега-женщина сделала мне замечание, что мои тексты «слишком женские».

Я была удивлена. Никогда не сталкивалась с такой формулировкой и решила разобраться, как фабрикуются подобные стереотипы. В результате все сложилось очень интересно.Я занялась исследованием о художнице 1930-х годов Ольге Гильдебрандт-Арбениной, которую современники называли второстепенной фигурой из-за ее «женственности», не воспринимали ее как самостоятельного автора – только как адресата стихов, «музу» Гумилева и Мандельштама. Я опубликовала ее дневники, и они вышли в книге с моей вступительной статьей.

Мои феминистские взгляды – часть моих исследований. Сейчас я работаю над книгой, где разбирается проблема конструирования образа советской женщины в советском искусстве довоенных лет. Я вижу, что эта тема у многих вызывает интерес, она проливает свет на социальную историю – не только на историю искусства.

Многим женщинам сложно выйти из зоны комфорта и перестать вести себя согласно чужим ожиданиям, спросить себя, чего хотим мы сами.

Думаю, женщины боятся осуждения, высказывая свое мнение или даже просто произнося слово «нет». В тот самый момент, когда мы говорим «нет», мы устанавливаем комфортные для себя границы и постепенно начинаем все больше и больше распоряжаться личным пространством.

Это большая ответственность, поначалу она может пугать, но этот страх пройдет. Жить чужими ожиданиями, быть послушной и удобной, не уметь сформулировать свои интересы и желания – это характеристики созависимого поведения, а оно не приносит радости и сильно опустошает.

В последнее время СМИ стали больше говорить о феминизме с интересом и уважением, прислушиваться к нашей точке зрения, но в целом изменения не очень велики… Женщину по-прежнему называют феминисткой, когда хотят осудить ее за любую активную самостоятельную деятельность. Некоторые даже продолжают говорить, что интерес женщины к политике означает проблемы с сексом. Но достаточно подставить сюда любой другой интерес, чтобы увидеть бессмысленность этой фразы.

Если ты разводишь цветы, то у тебя проблемы с сексом. Если ты собираешь марки, то у тебя проблемы с сексом. Если ты поступила в институт, то у тебя проблемы с сексом. Если ты получила Нобелевскую премию, то у тебя проблемы с сексом. Если ты согласилась на повышение зарплаты, то у тебя проблемы с сексом.

Другими словами, смысл фразы в том, что женщина должна интересоваться только сексом, что сексуальные контакты должны быть основным ресурсом ее эмоций и жизненной энергии. Довольно жуткая перспектива. Добавлю еще один важный момент: эта фраза распространилась в начале XX века, когда и секс, и сексуальные проблемы были чем-то стыдным и неприличным, о чем нельзя было говорить открыто, что требовалось вытеснять в другие жизненные сферы. Думаю, сегодня ее повторяют только те люди, в чьей жизни секс продолжает быть пугающей и болезненной темой, а политика – недоступным и опасным пространством, где за тебя принимают решение другие люди.…

Думаю, все замечают, что последние пару лет российское общество стало гораздо больше обсуждать проблемы сексуального и домашнего насилия. Это хороший знак, несмотря на то, что власть декриминализовала побои. Но это очень страшно, когда, как в пресловутой истории с Дианой, изнасилование воспринимается как анекдот. Но изнасилование – это всегда преступление против личности. И не имеет никакого значения, пьяна эта личность или трезва, нравится она лично вам или чем-то неприятна.

Очевидно важные темы для феминистского движения – гендерное неравенство в зарплатах, уклонение от алиментов, отсутствие самостоятельных женщин в политике, отсутствие публичной дискуссии о проблеме проституции и торговли людьми, нарастание неопатриархальных норм в обществе. Все это не отдельные острые вопросы, а системная ситуация, предмет для большой дискуссии.

Трэш‑свидания: водка вместо цветов, приглашение на секс и страшная девушка >>