Блаблакар по‑русски: попутчики в соцсетях и антиконкуренция таксистам
Помимо личных авто и общественного транспорта, сегодня у жителей городов есть альтернативы передвижения – сервисы такси, каршеринг, а некоторые предпочитают просто искать попутчиков. Но вместо того, чтобы ловить попутку, пассажиры пользуются сервисом Blablacar, который был запущен в Европе в начале 2000-х и прижился среди жителей московского региона. Подобные проекты активно развиваются также благодаря соцсетям и форумам. Водители и пассажиры из Московской области рассказали РИАМО о том, как находят друг друга, и почему таксисты им не конкуренты.
Пассажиры Uber, «Яндекс.Такси» и Gett Taxi рассказали про случаи в такси >>
Блаблакар по-русски
Идея «свести» друг с другом водителей и потенциальных пассажиров, которым нужно ехать в одном направлении в одно и то же время, принадлежит французу Фредерику Маззелле, который в 2003 году придумал сервис Blablacar, широко распространившийся в Западной Европе спустя несколько лет. На сегодняшний день на сайте зарегистрировано более 35 миллионов пользователей по всему миру.
В России сайт поиска попутчиков появился в 2014 году и тоже постепенно приобрел популярность, в том числе среди жителей Подмосковья. Владельцы авто быстро раскусили, что можно компенсировать затраты на бензин и заодно поболтать в пути, а пассажиры обрадовались возможности добраться до места, минуя общественный транспорт, а также сэкономить на дороге.
Пользоваться сайтом легко: достаточно зарегистрироваться, указав номер телефона, выбрать нужное направление и дату поездки. Далее система ищет и выдает список подходящих водителей. Вместе с именем, указанием маршрута и количества свободных мест, указывается стоимость поездки, которую назначает сам владелец авто.
Впрочем, у сервиса есть и издержки. Судя по отзывам, нужно иметь в виду, что цена не всегда является фактической: некоторые пользователи жалуются на то, что водители поменяли «тариф» в последний момент, и поездка по этой причине либо срывалась, либо попутчики были вынуждены заплатить больше, чем рассчитывали.
Со стороны водителей тоже есть претензии к пассажирам, которые, забронировав поездку, не являлись вовремя к назначенному месту, в итоге автовладелец ехал «пустым».
При этом основной минус этого сервиса для жителей Подмосковья — нерегулярность поездок. Например, рано утром по направлениям Подольск – Москва или Домодедово – Москва на текущую дату оказалось всего по одной поездке и только в вечернее время, а из Пушкино в столицу ехали только два водителя и также в конце дня.
Таксисты‑разбойники: самые скандальные случаи с такси в московском регионе >>
Больше, чем попутчики
Помимо сайта, пассажиров выручают соцсети. Среди жителей Подмосковья стал популярен поиск попутчиков через соцсети, где создаются группы по конкретным направлениям – это гарантированный способ добраться в столицу, совершить поездку внутри своего города либо по Подмосковью.
Одной из первых подобных групп стало сообщество «ВКонтакте» «Балашиха-Подвезем», в которой на данным момент более 7,5 тысяч участников. Группа возникла в конце 2014 года, водители города решили объединиться с целью не просто ездить вместе по городу или добираться на работу в Москву, но и приносить людям пользу.
«Blablacar — это форум попутчиков, а у нас здесь практически семья. Мы помогаем друг другу, если у кого-то машина сломалась, можем привезти лекарства тем, кто заболел», - рассказывает администратор сообщества Максим Иванов.
По его словам, в семье не принято брать деньги за помощь, поэтому одно из правил участников группы – водитель не может устанавливать стоимость поездки или просить вознаграждение.
«Пассажир сам решает, как отблагодарить: кто-то кофе приносит, кто-то шоколадку, а кто-то просто «спасибо» говорит», — отмечает Максим.
«Ребята очень выручают. Мне до Москвы в час пик добираться приходится, а я очень высокий, и рюкзак у меня громоздкий, тяжелый. А тут тебя «подхватывают» и до метро везут, удобно», — говорит житель Балашихи Денис.
Вступить в сообщество может любой желающий, при этом новых участников группы ждет проверка, призванная обеспечить безопасность.
«Мы проверяем страницу новичка «от и до»: друзей, фотографии, группы, сообщества. Если там нет ничего криминального и пошлого, то оставляем. Относимся с опаской к страницам только что зарегистрированных пользователей, где нет друзей, фото и записей. Просим у них фото автомобиля с регистрационными знаками перед поездкой», - рассказывает администратор Максим.
По правилам группы, участнику следует написать объявление на стене, указав время, дату, пункты отправления и прибытия.
Кстати, как рассказали участники группы «Балашиха-Подвезем», в совместных поездках между попутчиками нередко завязывается дружба и даже романы, которые иногда заканчиваются свадьбой.
«Я уже больше двух лет в группе, практически с самого основания. Первым моим пассажиром стала девушка по имени Женя. Оказалось, нам по пути на работу и обратно домой вечером. Так и ездили каждый день вместе. Мы дружим до сих пор, несмотря на то, что сменили работу», — поделилась жительница Балашихи Юлия Олейник.
Лайфхаки в Москве: бесплатная еда, такси и бонусы от банков >>
За «спасибо» и шоколадку
Члены сообщества вспоминают, что, когда группа только появилась, возникали проблемы, связанные с городскими и районными таксистами, которые видели в ребятах конкурентов.
«Таксисты думали, что мы — служба бесплатного такси, но это ведь не так. У нас слишком большое и дружное сообщество, с нами бесполезно конфликтовать. К слову, нам часто пишут с разных регионов и просят разрешить воспользоваться идеей группы», – отмечает Максим.
Подобная группа недавно была организована в районе Трехгорка в Одинцове.
«Очень приятно пообщаться с новым человеком. Люди интересны каждый по-своему, в поездке можно узнать что-то новое для тебя», – говорит житель района водитель Александр.
По его словам, участников в сообществе пока немного, причем люди довольно пугливые, поэтому в основном приходится ездить с соседями и не очень часто. Утром до Москвы пассажиры редко едут, а обратно вечером частенько просятся.
По словам Александра, стоимость поездки он не оговаривает, все на усмотрение попутчика.
«Вез один раз семейную пару из района, шоколадку оставили. Как-то парня подбросил до «Славянского бульвара», так он мне тюбик зубной пасты презентовал. Я очень удивился, а дома попробовал – мне очень понравилось, но в России такую не продают», - добавил он.
Как отмечает жительница Одинцовского района Вера Васильева, которая уже три года безвозмездно берет попутчиков среди пассажиров, стоящих на остановке, зачастую люди к таким проявлениям благородства относятся весьма настороженно.
«Наш народ не привык к бескорыстной помощи. У людей вызывает подозрение, что какая-то тетя предлагает подбросить даром. Очень часто отказываются. Мужчины, видя женщину за рулем, вообще бывают неадекватные. Могут и обозвать», - говорит Вера.
«Как правило, я не беру больше одного пассажира. Бывает пожилая пара или мама с ребенком. Вообще это как-то интуитивно происходит. Садиться всегда предлагаю назад, по диагонали от себя, и прошу пристегнуться», - поделилась собеседница агентства.
По ее словам, главная награда для водителя – это искренняя благодарность и улыбка попутчика. Правда, благодарят обычно на словах, а один раз мужчина воблой угостил.
Леди-таксист: про ночную работу, реакцию мужчин и опасных пассажиров >>