Автоспорт в России: история, международные успехи и современные гонки
Автоспорт в России имеет довольно длинную историю, начиная с первых гонок в конце XIX века и заканчивая современными соревнованиями. Состязания проходят на различных уровнях – от местных гонок до международных чемпионатов, а самыми популярными видами автоспорта в России являются ралли, дрифт и кольцевые гонки. Подробности о российском автоспорте читайте в материале РИАМО.
От первой «гонки моторов» до современности
Первую автомобильную «гонку моторов» в России организовали участники «Общества велосипедной езды» в 1898 году. Гонщики на трициклах проехали около 40 верст (42,67 км, ред.), а первое место занял Павел Беляев. Именно его считают первым отечественным автогонщиком. К 1910 году в России подготовили автомобильный марафон, который назвали Кубком царя. Участники должны были пройти кольцевой маршрут от Царского Села, общая дистанция составляла около 3,2 тысяч километров.
В 1913 году в Санкт-Петербурге состоялась первыя гонка Гран-при, в которой участвовал 21 спортсмен из России, Франции, Швейцарии, Германии и Великобритании. Победителем стал Георгий Суворин на автомобиле Benz.
В советское время существенный вклад в развитие автоспорта внес младший сын Иосифа Сталина Василий, мечтавший создать в СССР чемпионат по типу «Формулы». Однако, советская «Формула», кроме названия, практически ничего общего не имела с Чемпионатом мира «Формула-1». Хорошо развитой автоспортивной дисциплиной в Советском Союзе стало ралли.
В 1991 году была создана Российская автомобильная федерация (РАФ), которая по сей день занимается развитием и популяризацией разных видов автомобильного спорта в России. Через год Международная автомобильная федерация (FIA) приняла РАФ в свои члены, предоставив право осуществления спортивной деятельности на всей территории Российской Федерации.
Сегодня Российская автомобильная федерация продолжает работать над развитием автоспорта и поддерживает новых талантливых спортсменов. Следить за всеми событиями в мире российского автоспорта можно на сайте РАФ.
Международные успехи
Безоговорочным лидером отечественного автоспорта на международной арене является команда «КамАЗ-мастер», неоднократно побеждавшая на ралли-рейде «Дакар», а также на этапах Чемпионата мира по ралли. Экипажи «КамАЗ-мастер» 19 раз становились победителями ралли-рейда и признаны одной из сильнейших команд мирового автоспорта в классе спортивных грузовиков.
Значительных успехов в автоспорте достиг и российский пилот Роман Русинов. Он стал первым отечественным пилотом, который выиграл гонку международной серии, победил в международных финалах Renault в 2000 году и стал чемпионом международной серии Ле-Ман.
В 2009-2011 годах число российских пилотов в международных автогонках значительно увеличилось. Одним из примеров является Виталий Петров, который стал первым российским пилотом в «Формуле-1». После него в «королевских гонках» принимали участие Даниил Квят и Никита Мазепин. Лучший результат среди российских гонщиков принадлежит Квяту, который занял второе место на Гран-При Венгрии в 2015 году.
Мастер спорта по автоспорту Татьяна Елисеева говорит, что некоторые российские пилоты выступают в 2023 году за рубежом, но не под российскими флагом и лицензиями.
«К сожалению, большинство спортсменов, выступавших на международной арене, вернулось в Россию. Для развития отечественного автоспорта, конечно, это несомненный плюс, но для самих спортсменов – отрицательный момент. Ведь чтобы быть лучшим, нужно соревноваться с лучшими», – считает Елисеева.
Чемпионаты России по автогонкам
В последние годы автоспорт в России стал популярнее и хорошо развивается благодаря увеличению количества соревнований и участников, а также благодаря поддержке со стороны правительства и частных инвесторов.
Существует несколько профессиональных автоспортивных лиг в России, таких как российские серия мотогонок, серия ралли-рейдов и серия кольцевых гонок (РСКГ).
Наиболее популярным и востребованным является направление кольцевых гонок, которые проводятся в России уже более 60 лет. Ежегодные состязания привлекают десятки профессиональных пилотов со всей страны. Трассы для проведения гонок оборудованы в Подмосковье, Сочи, Казани, Грозном, Нижнем Новгороде, Смоленске, Ленинградской области и других регионах.
«За свою гоночную карьеру я успела попробовать практически все дисциплины, но отдаю предпочтение кольцевым гонкам. Это, по сути, картинг на больших машинах. Здесь приходится много тренироваться и серьезно работать с техникой. В такой гонке каждый миллиметр, грамм или миллисекунда могут стоить победы. Для успешного финиша заезд нужно провести на максимальной скорости и без ошибок», - говорит Татьяна.
Зачастую вход на этапы РСКГ для зрителей бесплатный, прямые трансляции соревнований ведутся на официальном медиа-портале и в прямом эфире спортивных телеканалов.
Какие еще соревнования проводятся в России
Очень сильный отечественный чемпионат – Российская Дрифт серия. Раньше ее называли одной из лучших гонок в мире. Репортажи практически со всех крупнейших соревнований в РФ часто можно увидеть по телевизору. В июле чемпионат пройдет сразу в двух городах – Санкт-Петербурге на автодроме Igora Drive и в Москве на ADM Raceway. С подробным календарем сезона можно ознакомиться на сайте.
Еще одним крупным соревнованиям в России в 2023 году будет ралли «Шелковый путь». Это наш аналог «Дакара». Любоваться выступлениями команды «КамАЗ-мастер» можно будет с 6 по 15 июля. Маршрут крупнейшего соревнования по ралли-рейдам в Евразии пройдет через 13 субъектов Российской Федерации и пересечет три часовых пояса.
Еще очень популярен драг-рейсинг, то есть заезды на ускорение. В подмосковном комплексе экстремальных видов спорта RDRC Racepark регулярно проходят гонки, в которых соревнуются сверхмощные автомобили, а также проводятся фестивали суперкаров и другие мероприятия.
По мнению Татьяны Елисеевой, одной из самых зрелищных дисциплин в России является ралли-кросс. В соревнованиях борются несколько автомобилей, преодолевая трамплины и различные дорожные покрытия. Заезды в гонках очень быстротечны и безумно зрелищны. Вся гонка проносится перед глазами у болельщиков и до последнего круга остается непредсказуемой.
«Существует еще масса дисциплин, за которыми интересно следить, как профессионалам, так и любителям. Сейчас с уверенностью могу сказать, что наш автоспорт имеет все шансы стать более популярным в широких зрительских массах», – добавляет эксперт.