Зерновые контракты между Россией и Египтом: кто кому диктует условия

Зерновые контракты между Россией и Египтом: кто кому диктует условия
Акценты

В сентябре в СМИ появлялась противоречивая информация о закупках Египтом российского зерна: сначала сообщили, что покупает, потом – что нет, а затем еще раз опровергли предыдущую информацию. Почему сложилась такая ситуация и в чем причины такого «непостоянства» Египта, читайте в материале РИАМО.

«Непостоянный» Египет: покупать – не покупать – и опять покупать

Власти Египта в начале сентября рассказали, что в ходе прямых переговоров достигли договоренностей о покупке 480 тысяч тонн пшеницы у России. Сообщалось, что сделка была заключена по цене в 270 долларов за тонну, включая фрахт судов.

20 сентября Bloomberg написал, что Египет не будет закупать российскую пшеницу, поскольку стороны не пришли к взаимному соглашению по цене, Москва заблокировала поставки российского зерна. Вместо этого Египет перейдет на закупку почти полумиллиона тонн пшеницы из Франции и Болгарии.

Это уже второй случай за последние несколько месяцев, когда закупка российской пшеницы государственным покупателем Египта была сорвана по причине того, что Москва пытается обеспечить соблюдение неофициального минимума экспортных цен, отметил Bloomberg.

Одновременно сообщалось, что Египет также рассматривает поставки зерна из Казахстана и якобы для их финансирования ведутся уже переговоры с банком, который находится в Абу-Даби.

И вот спустя несколько дней, 26 сентября, тот же Bloomberg написал, что Египет ведет переговоры о покупке 1 миллиона тонн российской пшеницы в рамках межправительственной сделки.

Египет является одним из крупнейших импортеров пшеницы в мире, и его закупки внимательно отслеживаются в качестве глобального ориентира, отметило агентство.

Ранее Египет покупал зерно, используя тендеры, а с 2023 года зерно и растительные масла было разрешено импортировать по межправительственным сделкам.

В России было два рекордных урожая подряд, что укрепило ее позиции в качестве крупнейшего грузоотправителя пшеницы, подчеркивал Bloomberg. При этом агентство отмечало, что недавние продажи российской пшеницы в Египет были осложнены усилиями РФ по обеспечению неофициального минимума цен.

Власти Египта отвергли наличие каких-либо разногласий с Россией.

Египет может чувствовать себя диктатором на международном рынке зерна

«Мировой рынок с определенным допущением подчиняется классическим законам рынка. И тут важную роль играет как крупные покупатели, так и поставщики, имеющие высокую долю рынка. Особенно это касается рынков, где уровень качества четко описан и может быть измерен, например, сырьевые рынки, в том числе рынок зерна», – объясняет ситуацию директор Института экономики и финансов, профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений, доктор экономических наук Галина Сорокина.

Она добавляет, что на любом рынке значимы такие параметры как объем предложения длительность и условия хранения и т.д. Помимо этого, никто не отменял нерыночные механизмы, в том числе влияние политической ситуации. В рамках этих предположений противоречия в торговых отношениях между Россией и Египтом вполне объяснимы

Начнем с того, что Египет первый по объемам импорта зерна в мире и второй после Турции крупнейший импортер зерна из России, причем поставки зерна из России занимают более 60% всего покупаемого Египтом зерна. Обладая такой рыночной силой Египет считает себя вправе на определенную диктаторскую позицию на международном рынке, говорит эксперт.

С другой стороны, объем закупок зерна Египтом составил всего 13% от российского зернового экспорта, что, конечно, делает Египет важным партнером, но не обосновывает продажу зерна ниже, чем цены на мировых рынках, полагает Сорокина.

Египет может проводить демарши, но игнорировать российское зерно не получается

В 2022 году Россия собрала рекордные 160 млн. тонн зерна, и, с учетом высокого урожая и этого года существует проблема сохранности собранного урожая, а, следовательно, объемы предложения зерна на рынок превышают стандартные. В результате стоимость российского зерна за год снизилась в полтора раза. А после окончания черноморской зерновой инициативы Россия стала ключевым игроком на рынке зерна, в связи с чем задумалась ввести минимальный порог стоимости торгуемого зерна, отмечает Сорокина.

«Есть сведения, что Минсельхоз рекомендовал экспортерам пшеницы не опускать цены ниже 240 долларов за тонну. В условиях сложностей с транспортировкой российского зерна, которые пытаются создать западные страны многих потребителей желание России диктовать условия обескуражили, в том числе этому поддался и Египет, заявив об отказе закупок зерна у России», – объясняет экономист.

Однако, с учетом рыночной конъюнктуры, наши египетские коллеги оценили стоимость российского и западного зерна и вернулись к обсуждению сделки, считает она.

«В принципе такие демарши являются нормальной рыночной практикой и попытки давления покупателей и продавцов друг на друга, но в любых условиях начинает превалировать здравый экономический расчет, в рамках которого российское зерно, даже в условиях установления нижней границы цены занимает позиции на рынке, которые невозможно игнорировать», – уверена Сорокина.