Заработали под шумок инфляции? Почему «Мегафон» обвиняют в необоснованном повышении цен

Заработали под шумок инфляции? Почему «Мегафон» обвиняют в необоснованном повышении цен
Акценты

25 сентября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в очередной раз завела дело в отношении ПАО «Мегафон». Почему «Мегафон» снова обвиняют в недобросовестном повышении тарифов, читайте в материале РИАМО.

Очередное нарушение антимонопольного законодательства

Как сообщила пресс-служба ФАС РФ, в 2023 году оператор повысил тарифы на услуги связи для более чем 8,2 млн абонентов в среднем на 10,24%, обосновывая указанное повышение ростом затрат.

«Данные финансовой отчетности ПАО «Мегафон» свидетельствуют о значительном снижении расходов компании и росте чистой прибыли.В этой связи ФАС России пришла к выводу, что оснований для повышения тарифов у ПАО «Мегафон» нет. Действия компании могут привести к ущемлению интересов потребителей», – отметили в ведомстве.

В результате ФАС России возбудила в отношении ПАО «Мегафон» антимонопольное дело. Если в действиях оператора будут выявлены нарушения антимонопольного законодательства, компании грозит штраф в размере от 300 тысяч до одного миллиона рублей, а также предписание о снижении тарифов.

«Изменение тарифов должно соответствовать уровню повышения расходов оператора на оказание качественных услуг абонентам. Если выручка компании растет, а расходы не меняются – повышение признается необоснованным. В таком случае ФАС России выдает предписание привести тариф к экономически обоснованному уровню либо отменить повышение полностью», – прокоментировала запрос РИАМО пресс-служба ФАС.

В декабре 2022 года служба уже признала «Мегафон» нарушившим антимонопольное законодательство и выдала предписание о снижении тарифов, однако оно до сих пор не исполнено. Таким образом, оператор связи продолжает извлекать прибыль из произведенного необоснованного повышения.

Перейдем к цифрам

Согласно опубликованным на официальном сайте «Мегафона» данным промежуточной финансовой отчетности компании за шесть месяцев 2023 года, коммерческие расходы оператора выросли за полгода до 10,501 миллиарда рублей по сравнению с 9,967 миллиарда рублей за аналогичный период 2022 года, то есть прирост составил 5,3%.Общие и административные расходы «Мегафона» за шесть меяцев текущего года достигли 38,143 миллиарда рублей, увеличившись на 2,6% по сравнению с первым полугодием прошлого года (37,177 миллиарда рублей). Получается, что расходы выросли незначительно, при том что подорожание тарифов было ощутимым.

Чистая же прибыль «Мегафона» выросла в первом полугодии более чем в два раза (на целых 134%!) и составила 26,925 миллиарда рублей по сравнению с 11,508 миллиарда рублей за аналогичный период прошлого года.

Таким образом, доходы оператора за рассматриваемый период кратно выросли, в то время как расходы увеличились почти незаметно. Опираясь на это соотношение, ФАС делает вывод о необоснованности повышения тарифов «Мегафона».

А что у других операторов

У других операторов дела обстоят иначе. Так, чистая прибыль ПАО МТС за первое полугодие 2023 года составила 26,096 миллиарда рублей, увеличившись на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (21,747 миллиарда рублей), при том что коммерческие расходы выросли на 9% (с 25, 779 до 28,1 миллиарда рублей), а управленческие расходы - на 21% (с 25,822 до 31,252 миллиарда рублей). В таком случае повышение цен на услуги оператора выглядит обоснованным.

Выручка ПАО «Вымпелком» (оператор «Билайн») за рассматриваемый составила 141,276 миллиарда рублей, увеличившись всего на 1,7% по сравнению с первым полугодием прошлого года (138,913 миллиарда рублей). В динамике расходов оператора наблюдаются разные тенденции: коммерческие затраты снизились с 8,836 млрд рублей до 7,492 млрд рублей (-16%), а управленческие выросли с 25,993 млрд рублей до 30,674 млрд рублей (+18%). То есть общая динамика доходов в целом соответствует средней динамике расходов (-16 + 18 = 2%). Следовательно, повышение тарифов «Билайна» вызвано объективными причинами.

Что касается оператора «Теле 2», то сравнить его финансовую отчетность за рассматриваемые периоды не удалось по причине отсутствия соответствующей информации на официальном сайте.

Что ответили в пресс-службе «Мегафона»

Для выяснения причин повышения тарифов «Мегафона» редакция РИАМО обратилась в пресс-службу оператора с официальным запросом. В компании ответили, что в январе 2023 года «Мегафон» скорректировал стоимость ряда архивных тарифов, цены на которые не менялись в течение двух-четырех лет, а прежняя их стоимость не отвечала текущим затратам на поддержание и модернизацию инфраструктуры связи.

В пресс-службе оператора утверждают, что совокупный рост стоимости услуг для всей абонентской базы «Мегафона» в 2023 году составил 2,8%, что не компенсирует и половины роста расходов, которые тратятся на оказание услуг связи.

«Мы заранее предоставляли в ФАСподробную документацию, обосновывающую январские изменения в тарификации, и намерены продолжать защищать наше право на эти изменения во всех доступных формах», – уверяет представитель компании.

При этом прямого ответа на вопрос, за счет чего выросла чистая прибыль «Мегафона» за первое полугодие 2023 года, дано не было.