Закрытый берег: законны ли частные пляжи в Подмосковье

Закрытый берег: законны ли частные пляжи в Подмосковье
Акценты

Жители московского региона, желающие искупаться или просто отдохнуть на берегах местных водоемов, все чаще встречают на своем пути заборы. Незаконные захваты, огораживание и застройка берегов в Москве и Подмосковье не только мешает отдыхающим, но и вредит экологии. Экологи и общественные активисты бьют тревогу. Не останутся ли граждане без любимых мест отдыха, и как бороться с самостроями, выяснял корреспондент РИАМО.

Городские пляжи: где загорать и купаться в Москве>>

Закон открывает доступ к воде

Согласно статье 6 Водного кодекса РФ, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, и каждый гражданин вправе иметь к ним доступ.

«Полоса земли вдоль береговой линии так же предназначается для общего пользования, и каждый гражданин вправе пользоваться ей для передвижения, пребывания у воды, для любительской и спортивной рыбной ловли, причаливания плавучих средств», – поясняет адвокат Московской коллегии адвокатов (МКА) «Князев и партнеры» Руслан Конорев.

Существуют и другие законодательные акты, открывающие доступ к воде.

«В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, береговые полосы приравнены к улицам, бульварам, площадям и прочим территориям, предназначенным для использования неограниченным кругом лиц», – заявил РИАМО руководитель движения "Открытый берег", член совета по экологии города Москвы и профильного совета при Мособлдуме Сергей Менжерицкий.

Однако в реальности все больше территорий вдоль воды застраивается, а доступ к прибрежной зоне становится прерогативой избранных. По данным «Открытого берега», уже выведено из общественного пользования от 60% до 90% береговых полос московских и областных рек, озер, прудов и водохранилищ.

«В такой оценке мы опираемся на факты, собранные при самостоятельном обследовании территорий, а также учитываем многочисленные свидетельства местных жителей и рыбаков», – отмечает Менжерицкий.

РИАМО не удалось получить комментарии на запросы по статистике застройки береговых линий в Комитете Госдумы по природным ресурсам, Минэкологии и природопользования Московской области и Росприроднадзоре.

Пляжи в Москве, где разрешено купаться летом 2015 года. ИНФОГРАФИКА>>

Проход закрыт

Как утверждает активист, нарушений в московском регионе множество. Например, берега Живописной бухты Павшинской поймы сегодня застроены элитной недвижимостью с собственными набережными, причалами и гаражами для яхт, доступ на которые строго охраняют.

«Аналогичная ситуация сложилась практически по всей области. Попытки же напомнить о законе и попасть на охраняемые территории зачастую связаны с риском для жизни. Так, в селе Троицкое на Клязьминском водохранилище я со съемочной группой телеканала подвергся атаке со стороны захватчиков местного пляжа. На нас напали с битами и угрожали убийством. Видеосвидетельство нападения несложно найти в интернете», – рассказывает Менжерицкий.

Он также привел в пример ситуацию с набережной, соединяющей районы Крылатское и Строгино, где владельцы прилегающих участков в нарушение закона продлили свои заборы до воды, в результате чего москвичи лишились возможности совершать прогулки вдоль каменной набережной, существующей с 1937 года.

По информации руководителя «Открытого берега», другой вопиющий прецедент связан с пляжем №2 Серебряного бора, где был возведен капитальный забор, а вместо общедоступного пляжа обустроена резиденция. При этом статус территории как официального городского пляжа и особо охраняемой природной зоны исключает любое ее перепрофилирование, отчуждение и огораживание, подчеркивает Менжерицкий.

Спасение утопающих: 9 правил безопасного купания. ИНФОГРАФИКА>>

Вода под угрозой

Из-за ограничения доступа к излюбленным местам отдыха страдают, в первую очередь, местные жители, а также под угрозой экологическая обстановка.

«Мы получаем много обращений граждан о перекрытии берега. Особенно остро вопрос стоит для жителей подмосковных деревень, которые, чтобы попасть к воде, вынуждены сегодня обходить многокилометровые заборы элитной застройки», – говорит руководитель программы Гринпис России по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) Михаил Крейндлин.

Кроме того, напоминает эксперт, водные объекты Москвы и области зачастую являются источниками питьевой воды, а значит, требуют усиленного контроля.

«Возведение же на берегах водохранилищ построек приводит к загрязнению: в воду сливают стоки, попадают бытовые отходы, а в момент работ - строительный мусор. Кроме этого, при строительстве вырубают леса, уничтожаются ручьи и маленькие реки, что является причиной нарушения водного баланса и, как следствие, застою воды и цветению водоемов. Таким образом, качество питьевой воды ухудшается, и нагрузка на очистные сооружения возрастает», – объясняет Крейндлин.

Таким образом, от незаконной застройки берегов страдают не только люди, происходящее губительно влияет на всю экосистему региона.

«Незаконные заборы и здания, возведенные бетонные набережные, причалы и гаражи препятствуют нормальному воспроизводству птиц, животных и рыб, ведут к стремительной деградации и истощению московской природы», – считает эксперт "Открытого берега".

Как правильно загорать: вред и польза>>

Нужен второй «Речник»?

Как показывает практика общественной организации «Открытый берег», случаи, когда удается добиться реальных успехов в вопросе освобождения берегов от застройки, единичны, и голоса активистов далеко не всегда бывают услышаны.

«Сегодня ситуация такова, что решить вопрос восстановления законности можно только при наличии доброй воли и наличии совести у самого нарушителя», – делится опытом Менжерицкий.

Что же касается тех немногочисленных случаев, когда по обращениям граждан проводятся проверки и выносятся решения об устранении нарушений, дальше письменных постановлений дело не идет, утверждает активист. Например, размещенный на территории городского пляжа №2 Серебряного бора яхт-клуб "Мега-порт" продолжает функционировать, несмотря на выданные в январе 2015 года постановления прокуратуры и Госинспекции по маломерным судам (ГИМС) о его демонтаже.

Между тем, существующей законодательной базы вполне достаточно для устранения нарушений.

«Ведь кроме уже названных законов, захватчики и выдающие незаконные разрешения на строительство чиновники попадают и под действие статьи УК о самоуправстве», – считает адвокат Руслан Конорев.

Однако, по его мнению, для наведения порядка необходима инициатива государства.

«Все мы помним громкие дела по сносу незаконных построек, когда на месте частной жилой застройки возводились многоквартирные дома (поселок «Речник» - ред.). Сегодня создана и активно работает комиссия по выявлению и устранению подобных объектов. Для того, чтобы берег стал свободным, нужны показательные прецеденты и по сносу незаконных сооружений у воды. Если есть решение суда – оно должно быть исполнено и у приставов есть для этого все полномочия», – замечает юрист.

Однако, по информации экологов, есть угроза, что порядок навести просто не успеют: сегодня предпринимаются попытки узаконить захват берегов.

Как рассказали РИАМО в «Гринпис Россия», недавно на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, разрешающий огораживать и возводить капитальные строения на участках рекреационных лесных зон. После проведенных акций протеста проект был отклонен. Но по данным «Гринпис», с небольшими изменениями и формулировкой «для повышения инвестиционной привлекательности лесных участков» подобный закон разрабатывается в стенах Минприроды, возможно, он коснется и береговой зоны.

Комментариев профильного комитета Госдумы и Минприроды РИАМО получить не удалось.

Кроме того, простым гражданам теперь будет куда сложнее пожаловаться на незаконное строительство. В кодекс административного судопроизводства приняты поправки, вступающие в силу с 15 сентября 2015 года. Согласно изменениям, оспаривать в суде действия органов самоуправления может только человек с высшим юридическим образованием.

«На практике это означает следующее. К примеру, на территории природоохранной зоны по незаконно выданному разрешению построен и огорожен с выходом на воду коттеджный поселок. Ранее любой гражданин имел право обратиться в суд за признанием разрешения незаконным. Теперь ж, он обязан нанять адвоката и оплатить его услуги», - поясняет эксперт «Гринпис».

По его мнению, данные изменения грубо нарушают права граждан и фактически лишают небогатые слои населения возможности защищать свои интересы и бороться с произволом чиновников.

Все это создает благодатную почву для дальнейших нарушений на берегах московского региона. Без активного вмешательства и поддержки властей гражданам будет все сложнее отстаивать свои права на свободный доступ к водным просторам.

Пять самых модных купальников лета - 2015>>

Анна Семенова