Закрытие сетевых магазинов по выходным не оценят покупатели — эксперты

Закрытие сетевых магазинов по выходным не оценят покупатели — эксперты
Акценты

Закрытие больших сетевых магазинов по субботам и воскресеньям может привести к тому, что люди будут отовариваться у отечественных производителей, это даст дополнительную поддержку фермерам. Целесообразность этой идеи, озвученной министром потребительского рынка и услуг Московской области Владимиром Посаженниковым, попытался выяснить портал «В Подмосковье», опросив экспертов о том, как отреагируют на подобные изменения граждане и готовы ли сами фермеры конкурировать по объему предлагаемой продукции с крупными сетевиками.

Не готовы

Что мы видим на прилавках крупных магазинов, когда, к примеру, хотим купить пачку творога? Перед нами предстает разнообразие молочных изделий, которое отличается друг от друга составом ингредиентов, процентом жирности и упаковкой. Как считает старший научный сотрудник Центра институционального развития ИПЭИ РАНХиГС, член экспертного совета по развитию конкуренции при правительстве РФ Вадим Новиков, на прилавках фермеров в отличие от сетевиков выбор будет невелик.

«Конечно, фермеры к этому не готовы (обеспечить регион большими поставками продуктов - ред.). В супермаркетах с небольшим ассортиментом может быть десять тысяч позиций, у фермера будет одна, а покупатель, как вы знаете, по выходным привык делать большие закупки», - сказал Новиков.

Его поддержал заместитель заведующего кафедрой истории экономики ИОН РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор, кандидат исторических наук Александр Бессолицын, отметив, что уже сейчас рынки, которые у нас работают в воскресенье, по ассортименту товаров не перекрывают сетевые магазины. Таким образом, покупатели просто лишатся возможности что-то купить.

«Я не вижу прямой конкуренции сетевиков и фермеров, это не целесообразно. И я бы не стал ни на кого давить, ситуация у нас и без того напряженная. Если мы пойдем по такому пути, мы будем кого-то ущемлять в пользу отечественного производителя. Я бы такое делать не рекомендовал», - отметил Бессолицын.

Почему предлагается исключить из рынка «бесприбыльные» сетевые магазины>>

У нас не Европа

«У нас еще не Европа. Мы живем по другим принципам, у нас уровень жизни другой, и отношение к своим бытовым нуждам другое. Там этот стиль жизни вырабатывался годами, это привычка. В Израиле, например, магазины в выходные не работают, потому что там шабат. И что давайте и у нас шабат придумаем?», - говорит Бессолицын.

Эксперт считает, что в России сформировался другой принцип жизни, и не все люди захотят изменять своим привычкам.

«Мы им скажем: «Нет, вы можете в кино сходить, но не за продуктами»? Я думаю, что такие вещи надо делать крайне осторожно и мелкими шагами. Я против таких крупных радикальных изменений», - подчеркивает Бессолицын.

По мнению Новикова, при отсутствии конкурентов фермерские предприятия могут спекулировать с ценами на свою продукцию.

«Нужно не устранять конкурентов, не ограничивать выбор потребителя, а расширять его», - подчеркивает эксперт.

Цены на рождественских ярмарках будут ниже, чем в магазинах >>

Другой метод поддержки

Как отметили опрошенные представители фермерских хозяйств, которые ведут свой бизнес в Подмосковье, завышение цен на рынке в этом случае маловероятно. Вопрос в другом - принесет ли эта идея ожидаемый результат, эффективной ли будет такая помощь для отечественного производителя.

«Это не тот метод, который бы действительно помог. Возможности и перспективы фермерам дали бы дешевые кредиты, информационный портал по свободным землям, о наличии высокопродуктивного скота на продажу. Отсутствие информации и дешевых денег тормозит фермерские хозяйство», - подчеркнул директор фермы «Милк-ферма.ру» Максим Чебанов.

Другой представитель фермерского производства, владелец эко-фермы «Коновалово» Александр Коновалов, считает, что оптимальным выходом и эффективной поддержкой фермерскому хозяйству могло бы стать предоставление возможности в этих сетевых магазинах выставлять свою фермерскую продукцию на выгодных условиях.

«В одночасье закрывать магазины не стоит, надо подготовить логистику, производственную базу. Продукцию же надо вырастить, сохранить, переработать и доставить до покупателя. По своим магазинам я знаю и средний чек, и ежедневное количество покупателей. Прежде, чем такую идею реализовывать, нужно также все тщательно продумывать», - добавил Коновалов.

Что касается представителей сетевых магазинов, они отказались озвучивать свои мнения. В частности, воздержались от комментариев представители пресс-служб «X5 Retail Group» и «Гиперглобус».

«Бесприбыльные» сетевые магазины должны уйти с рынка Подмосковья>>

«Давайте не запрещать, а открывать новое. Фермерские магазины - это хороший путь, и пока они работают в рамках больших универсалов. Если им выделять на льготных условиях территорию, они могли бы в таком случае создать конкуренцию. Можно рынки сделать более наполненными продуктами, это будет правильно», - заключил Бессолицын.