Забастовка дальнобойщиков: за что борются водители фур
Акция протеста, организованная дальнобойщиками 11 ноября на федеральных трассах страны, стала крупнейшей за последние годы. На дорогах выстроились сотни фур в десятках городов страны. Каковы цели акции, и к чему профессиональные водители хотят привлечь внимание властей и граждан, разбирался корреспондент РИАМО.
Всероссийское «стояние»: акция протеста дальнобойщиков. ФОТО>>
Новые поборы для дальнобойщиков
Забастовка фур на трассе М4 «Дон». Фото: Татьяна Коробейник
Согласно постановлению Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504, с 15 ноября 2015 года для автомобилей массой свыше 12 тонн вводится плата за пользование федеральными трассами. На момент утверждения постановления стоимость определялась в 3,5 рубля за километр, а 18 мая 2015 года была принята поправка, повышающая тариф до 3,73 рублей.
Для взимания платы разработана автоматизированная система «Платон», обеспечивающая сбор, обработку, хранение и передачу данных о движении зарегистрированных в ней транспортных средств.
Принцип ее действия заключается в следующем: водитель должен до начала движения внести оплату за согласованный маршрут. Сделать он это может двумя способами: оформив разовую Маршрутную карту или используя специальное электронное бортовое устройство. Отслеживать местоположения грузовиков будут с помощью спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
Уже 30 октября 2015 года, по сообщению Федерального дорожного агентства, оператор системы «Платон» начал выдачу бортовых устройств в центрах обслуживания пользователей. Запуск системы должен состояться 15 ноября 2015 года.
Порядка 60 фур принимают участие в акции протеста на трассе М4 «Дон»>>
«Стояние» на трассах
Забастовка фур на трассе М4 «Дон». Фото: Татьяна Коробейник
На форуме профсоюза водителей профессионалов был размещен призыв присоединиться к бессрочной акции «стояния». Акция стартовала 2 ноября. Участники - водители фур, обклеенных лозунгами «Нет Платону», «Я против Платона», - проехали по дорогам страны. А 11 ноября бастующие дальнобойщики выстроились в стройные ряды по обочинам и правым полосам движения федеральных трасс.
Окончание акции, по заявлению организаторов, возможно только после удовлетворения требований по отмене «Платона». Если же 15 ноября все-таки состоится запуск системы оплаты, то бастующие рассматривают вариант перекрытия движения по федеральным трассам.
Плату за проезд для большегрузов снизили до 1,53 руб/км до 1 марта 2016 г>>
Против «Платона»
Забастовка дальнобойщиков на трассе М4 «Дон». Фото: Татьяна Коробейник
Дальнобойщики выступили резко против «Платона» по целому ряду причин. Водителей не устраивает размер и сам факт взимания платы.
«Мы катаемся не для своего удовольствия, мы доставляем грузы. Разве не для этого созданы дороги страны? Если дороги – это кровеносные сосуды, то мы – «кровь», несущая организму питательные вещества. Теперь же мы должны платить за пользование этой системой. Ладно. А что на счет платных трасс? Там ведь в цену, - а для нас она существенно выше, чем для легковушек, - уже заложены затраты на поддержание и ремонт дороги. Получается, мы должны платить дважды», – говорит участник акции Юрий.
Кроме этого, как указано на сайте Межрегионального профсоюза водителей профессионалов, система попросту не готова к запуску. По заявлению председателя организации Александра Котова, цель акции – отмена начала работы «Платона», потому что система совершенно сырая.
Так, в тематических группах соцсетей появилось немало комментариев, подтверждающих неготовность системы. «Звонили с клиентами в «Платон», у них еще устройств-то нет. Пока картой оплачиваешь маршрут на их расчетный счет. А как что считывать будут - сами не знают... Да там вообще ничего не готово к запуску», - пишет пользователь Сергей Селин.
Эту информацию подтверждают и участники сегодняшней акции. «Система не готова, ничего нет, оборудование не выдают, а они уже хотят собирать деньги. Если ее запустят в таком виде, возможны сбои при оплате, пойдут многотысячные штрафы, народ не стерпит, все встанут», - заявил корреспонденту РИАМО дальнобойщик Юрий.
Дорога протестов: скандалы вокруг трассы М11 Москва-Петербург>>
Первые результаты протеста
Участники забастовки фур на трассе М4 «Дон». Фото: Татьяна Коробейник
После старта первого этапа акции протеста, 3 ноября Правительством РФ было внесено на рассмотрение постановление №1191, 10 ноября постановление подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Документом внесены изменения в порядок взимания платы за движение фур.
Согласно постановлению, «Владельцам транспортных средств предоставляется возможность самостоятельно устанавливать собственные бортовые устройства, вносить плату без использования бортового устройства путем получения «маршрутной карты», в том числе в электронном виде, на которой будет отражаться оплаченный маршрут следования транспортного средства».
Кроме того, документ предусматривает существенное снижение тарифа: до 29 февраля 2016 года плата составит 1,53 рубля на километр пути, а с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года водители большегрузного транспорта буду платить по 3,06 рубля за километр.
Камеры на ТТК начали фиксировать грузовики на «чужой» полосе>>
Стоять до последнего
Дальнобойщик Юрий - участник забастовки фур на трассе М4 «Дон». Фото: Татьяна Коробейник
Несмотря на законодательные послабления, дальнобойщики не хотят идти на уступки. Участники акции готовы идти до конца и продолжать забастовку до удовлетворения требований об отмене запуска системы «Платон».
В группах в соцсетях можно встретить самые категоричные формулировки: «Только полная отмена! И надо стоять на этом!», «Нам не нужны подачки! С 11-го ВСЕМ СТОЯТЬ!», «Простоять то надо максимум 2-5 недель, а потом есть в стране будет нечего, и голодные поддержат. Может тогда заметят народ».
Такого же мнения придерживаются и участники акции 11 ноября.
«Я 30 лет проработал водителем, я профессионал в своем деле, куда мне идти? У меня семья, пятеро детей, мне нужно их кормить, и для меня нет другого выхода, как бороться до последнего», – рассказывает дальнобойщик Юрий.
По словам участника акции, заниматься предпринимательской деятельностью в области перевозок становится все сложнее.
«Я работаю сам на себя. Тяжко стало. Все хотят денег вперед: купи машину, оплати патент, стоимость которого выросла в этом году в 10 раз, оплати страховку, закупи топливо, а дизель сегодня стоит как бензин высшей марки. А теперь еще «Платон» – я еще не выехал, а уже должен заплатить за маршрут. Мы же получаем оплату за рейс через 3-7 банковских дней после того, как он выполнен. Получается, ты еще ничего не заработал, а уже всем должен», – сетует предприниматель.
Юрий считает, что эта проблема касается не только профессиональных водителей. «В отмене этого побора заинтересованы все жители страны. Перевозчики будут закладывать все издержки в стоимость перевозки, а, значит, и в стоимость продукции. Мы здесь отстаиваем не только свои интересы, но и всех россиян», – резюмирует участник акции.
Часть оплаты проезда грузовиков может пойти на ремонт региональных дорог РФ>>
Анна Семенова