Яндекс плюс Uber: возможный рост тарифов или доступные поездки

Яндекс плюс Uber: возможный рост тарифов или доступные поездки
Акценты

Крупнейшие онлайн-сервисы заказа такси «Яндекс.Такси» и Uber объединяются. Предполагается, что на одной платформе будут работать филиалы компаний в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Пока сделка находится на согласовании в антимонопольных органах, пассажиры гадают, чего им ждать – роста тарифов или более доступных поездок. Как объединение повлияет на ситуацию на таксомоторном рынке России, выяснял корреспондент РИАМО.

Эксперимент: от чего зависит цена поездки на «Яндекс.Такси» и Uber>>

Одна платформа на двоих

Как разъяснили РИАМО в пресс-службе «Яндекс. Такси», после слияния водители обоих сервисов будут пользоваться единой платформой на базе «Яндекс. Таксометра». Таксисты будут работать на технологиях «Яндекса»: Навигатор», «Пробки», «Справочник», дорожная и пешеходная маршрутизация, голосовые интерфейсы.

При этом оба приложения продолжат функционировать под своими брендами, привычными для пользователей.

По мнению директора по коммуникациям Uber в России и СНГ Ирины Гущиной, новая компания объединит преимущества и сильные стороны обоих сервисов. Она воспользуется технологиями и знаниями «Яндекса» в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и опытом Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа поездок.

«Мы ожидаем, что новая структура сможет обеспечить пользователям и водителям еще более эффективный и качественный сервис», - сказали РИАМО в Uber.

Гущина подтвердила, что после слияния оба приложения для заказа поездок — «Яндекс.Такси» и Uber — по-прежнему будут доступны пользователям.

«После создания новой компании таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом», - отметила собеседница агентства.

Пассажиры Uber, «Яндекс.Такси» и Gett Taxi рассказали про случаи в такси >>

«Монстр» выходит на рынок?

Однако некоторые эксперты не склонны положительно оценивать слияние на рынке такси.

Так, председатель межрегионального транспортного профсоюза Роман Круглов видит в этом переход рынка к крупным монопольным агрегаторам.

«Яндекс и Uber сами по себе представляли достаточно серьезную силу, а в виде объединения превратятся в монстра-агрегатора», - сказал РИАМО Круглов.

По его словам, единственным конкурентом на российском рынке для них остается GetTaxi, и ему придется очень нелегко. Скорее всего, ему тоже придется с кем-то объединяться, потому что работать в одиночку будет невыгодно.

Учитывая, что недавно объединились в единую службу под брендом Fasten крупные службы заказа такси, эксперт прогнозирует начало борьбы между «монстрами» рынка.

«Монополия – это всегда плохо. Когда нет конкуренции, производитель перестает бороться за потребителя, ведь выбора у последнего не остается», - считает Круглов.

Эксперт видит минусы в слиянии как для водителей, так и пассажиров. Водителей ждет сокращение выбора мест работы.

«Когда крупный работодатель является монополистом, он будет диктовать работникам свои условия. И оспаривать эти условия будет все сложней и сложней. Если у работника есть выбор уйти в другую компанию, он готов отстаивать свои права. Но когда этот выбор сокращается, или его вовсе нет, работники будут выполнять требования по умолчанию», - уверен Круглов.

Эксперт также указывает на то, что «Яндекс», Uber и Gett – компании с финансовыми интересами, поэтому, по его мнению, роста цен на услуги такси не избежать.

«Я трачу ползарплаты на такси»: московские студенты о заработке и тратах>>

Вырастут ли тарифы?

В «Яндексе» радикальных изменений тарифов в связи с грядущим объединением не ожидают.

Как пояснили в пресс-службе сервиса, стоимость поездки зависит не только от тарифа перевозчика. На ценообразование влияет баланс между количеством заказов и число водителей, готовых их принять в каждой конкретной точке города в данный момент времени. Итоговая стоимость поездок формируется автоматически в режиме реального времени.

Как сообщили РИАМО в Uber, в настоящий момент у компании нет планов по изменению тарифов. «До момента закрытия сделки, которая подлежит согласованию с регулирующими органами, никаких изменений не будет», - сказала Гущина.

В свою очередь, исполнительный директор Московского транспортного союза (МТС) Юрий Свешников считает возможный рост цен на услуги такси безусловным плюсом слияния.

«С точки зрения перевозчиков, тарифы, установленные сегодня сетевыми агрегаторами, существенно занижены. Видимо для того, чтобы в кризисный период сохранить за собой большее количество клиентов», - объясняет специалист.

Он отмечает, что при таких тарифах перевозчики не в состоянии обеспечить выполнение всех организационно-финансовых требований действующего федерального законодательства. Медицинский и технический осмотр, ремонт старых и приобретение новых автомобилей, повышение акциза на топливо – расходные обязательства перевозчиков постоянно растут. А тарифы, которые устанавливают агрегаторы, не меняются либо падают.

По словам Свешникова, низкие тарифы привлекательны для пассажиров, но они не гарантируют высокое качество и безопасность поездки.

 «Ратовать за низкие тарифы – то же самое, что купить на рынке паленую водку. К сожалению, о качестве у нас думают в последнюю очередь, когда попадают, например, в ДТП», - говорит Свешников.

Как поясняет эксперт, чтобы работать по демпинговым тарифам перевозчики начинают экономить. А экономят они, в первую очередь, на безопасности – на соблюдении режима труда и отдыха водителя. Вместо того, чтобы, отработав положенные 8-9 часов, отправиться отдыхать, многие таксисты «вкалывают» по 16-20 часов, говорит Свешников.

По его мнению, подорожание рынка не всегда плохо для населения, если за нормальными тарифами будет стоять высокое качество обслуживания.

Каршеринг в Москве: утопия или альтернатива такси и пробкам>>

Антимонопольная проверка

Пока же сделка находится на рассмотрении в контролирующих органах, ориентировочно до конца 2017 года. Теоретически ФАС может отказать в сделке, если увидит в этом нарушение антимонопольного законодательства.

«До момента закрытия сделки, которая подлежит согласованию с регулирующими органами, и мы ожидаем завершения этого процесса в 4-м квартале текущего года, никаких изменений не будет", - сообщили РИАМО в Uber.

Леди-таксист: про ночную работу, реакцию мужчин и опасных пассажиров>>