Ядерная суперторпеда российского флота «Посейдон»: что известно об оружии возмездия

Ядерная суперторпеда российского флота «Посейдон»: что известно об оружии возмездия
Акценты

16 января в российских СМИ появилась информация о том, что первый боевой комплект ядерных суперторпед «Посейдон» изготовлен и в ближайшее время их получит новая подводная лодка «Белгород». Что известно о данном виде вооружений и каковы его дальнейшие перспективы, читайте в материале РИАМО.

Советские корни проекта «Посейдон»

Первый проект торпеды с ядерным зарядом под названием Т-15 разрабатывался в СССР с 1949 по 1954 годы. Специально для этого оружия длиной 23,55 метра и диаметром 1,55 метра были созданы атомные подлодки проекта 627. Однако в итоге экспертиза ВМФ установила, что боевое применение торпеды неэффективно вследствие ее слишком низкой скорости, а также уязвимости для средств прибрежной защиты противника (чтобы совершить точный запуск, необходимо было приблизиться к цели на дистанцию 40 километров и всплыть).

В начале 1960-х, в разгар «холодной войны», в СССР возвращались к идее ядерной торпеды, причем предложения по ее разработке и применению выдвигал знаменитый физик, а впоследствии диссидент Андрей Сахаров. В своих мемуарах он писал, что 100-мегатонный ядерный заряд предполагалось запустить с подводной лодки с расстояния несколько сот километров, а целью должны были стать порты противника.

«Корпус такой торпеды может быть сделан очень прочным, ей не страшны мины и сети заграждения. Конечно, разрушение портов – как надводным взрывом “выскочившей” из воды торпеды со 100-мегатонным зарядом, так и подводным взрывом – неизбежно сопряжено с очень большими человеческими жертвами», – писал Сахаров.

По словам ученого, он обсуждал свою задумку с контр-адмиралом Петром Фоминым, который отверг ее как «людоедскую».

Как возникла подводная торпеда «Посейдон»

Впервые о разработке в России беспилотного подводного аппарата, способного нести ядерную боеголовку, сообщили в американской прессе в сентябре 2015 года со ссылкой на источники в Пентагоне. Спустя два месяца в эфир российского телевидения (предположительно, специально) попала информация о соответствующем проекте под названием «Статус-6». В частности, сообщались цели разрабатываемого оружия: «Поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».

В декабре 2016 года американская разведка сообщила, что первые испытания будущего «Посейдона» прошли 27 ноября того же года на подводной лодке Б-90 «Саров».

В ходе своего послания Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Владимир Путин рассказал о проекте ядерной торпеды в числе других перспективных видов вооружения. В тот же день ролик об устройстве был размещен на youtube-канале Министерства обороны РФ. В конце марта того же года путем электронного голосования на сайте Минобороны было выбрано название проекта – «Посейдон» (это вариант обошел два других – «Аврора» и «Прибой»).

В январе 2019 года ТАСС со ссылкой на источник в российском военном ведомстве сообщило, что планируется ввести в эксплуатацию четыре новые атомные подводные лодки, каждая из которых способна нести до восьми аппаратов «Посейдон» (таким образом, общее число аппаратов может достигнуть 32). Отмечалось, что две эти субмарины войдут в состав Северного флота, а еще две – в состав Тихоокеанского. Первая из планируемых подлодок, БС-329 «Белгород», была передана флоту 8 июля 2022 года.

На что способно «оружие возмездия»

Предполагается, что «Посейдон» разработан с целью преодоления систем противоракетной обороны США, а также поражения авианосных группировок и портов противника. Точные характеристики аппарата неизвестны, однако по разным данным, попадавшим в прессу, его длина составляет от 16 до 24 метров, диаметр – 1,5-2 метра, масса – около 100 тонн. Таким образом, по габаритам «Посейдон» практически совпадает с изначальным советским проектом Т-15.

Что касается мощности ядерного заряда, то «сахаровских» 100 мегатонн, по всей видимости, не будет. Как сообщил ТАСС неназванный источник весной 2018 года, максимальная мощность ядерной боевой части составит до двух мегатонн.

Изначально сообщалось, что «Посейдон» сможет двигаться со скоростью до 200 км/ч, однако впоследствии появилась информация, что его максимальная скорость составит 100-130 км/ч. При этом низкая скорость, как и в случае с подводными лодками, является фактором, мешающим противнику обнаружить аппарат. Сообщалось, что «Посейдон» сможет неделями плыть к цели на низкой скорости и перейдет на высокую лишь в непосредственной близости к объекту поражения. Так, при скорости 55 км/ч обнаружить аппарат при помощи гидролокатора можно будет только на расстоянии трех километров, а при скорости 37 км/ч – на расстоянии 1,7 километра. Кроме того, звук гребных винтов «Посейдона» будет тот, который издают гражданские суда.

По сообщениям в прессе, максимальная глубина погружения аппарата составит один километр, а радиус действия – 10 тысяч километров.

Для движения «Посейдон» будет оборудован собственным ядерным реактором, о котором Владимир Путин говорил следующее: «При объеме в 100 раз меньше, чем у установок современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в 200 раз меньшее время выхода на боевой режим, то есть на максимальную мощность».

Путин также говорил об автономности «Посейдона». При этом в западной прессе сообщалось о возможности дистанционного управления и связи с аппаратом, однако подробной информации об этом нет.

Благодаря таким характеристикам, «Посейдон» назвали «оружием возмездия», которое, по мнению европейских СМИ, способно вызвать 300-футовое радиоактивное цунами и полностью уничтожить такие города, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Правда, согласно воспоминаниям советского физика и участника ядерной программы Виктора Адамского, опасения насчет цунами, скорее всего, не имеют под собой научных оснований: в СССР на эту тему проводили научный эксперимент и решили, что игра не стоит свеч.