«Я шагаю по Москве», «Кин‑дза‑дза» и «Мимино» — легендарные фильмы Георгия Данелии

«Я шагаю по Москве», «Кин‑дза‑дза» и «Мимино» — легендарные фильмы Георгия Данелии
Акценты

4 апреля на 89-м году жизни скончался великий мастер кинематографии - советский и российский кинорежиссер, сценарист, публицист Георгий Данелия. Фильмы Данелии отличал тонкий интеллигентный юмор, который был понятен народу, и легкая грусть. По этой причине равных ему фигур в нашем кинематографе найдется немного. Редакция РИАМО вспомнила самые народные картины кинорежиссера.

«Гия ушел, а улыбка осталась»: пользователи соцсетей вспоминают Георгия Данелия>>

«Я шагаю по Москве» (1963)

Этот фильм о простых москвичах был снят во время хрущевской «оттепели». Слоганом картины стала фраза: «Москва – добрый город. Каждый, кто приходит сюда с открытым сердцем, найдет здесь настоящих друзей».
Незатейливая история покорила зрителей атмосферой свободы, которой веяло от героев. После выхода картины, в которой главную роль сыграл молодой Никита Михалков, режиссер проснулся по-настоящему знаменитым.
Фильм Данелии показали во многих странах мира. Он был отмечен жюри Каннского кинофестиваля 1964 года и восторженными заметками в ведущей мировой прессе.

«Афоня» (1975)

Другим народным кинобестселлером Данелии стала комедия «Афоня». Веселый слесарь-сантехник Афанасий жил беззаботно – любил спиртные напитки и девушек. До тех пор, пока не попал в надежные женские руки. Это про него было сказано: «У вас совершенно атрофировано честолюбие».

Зрителям фильм полюбился высказываниями непутевого героя, которые стали афоризмами:

«У мастера забот – полон рот, и один оклад».

«А ты что ж никогда не обедаешь? Верблюд, что ли?».

«Если человек разочек оступился, так его всю жизнь долбать будут!»

«Мимино» (1977)

Когда грузин Данелия снял в главной роли любимого грузина всех советских женщин – Вахтанга Кикабидзе, да еще и в роли летчика, который поет, – в кинотеатры было не попасть.

А неподражаемое «Ало! Ларису Ивановну хочу!» - останется с российским зрителем навсегда.

Эта бессмертная комедия Данелии завоевала золотой приз 10-го ММКФ, госпремию СССР и другие награды.

«Осенний марафон» (1977)

Другая тема – другие герои. Главный герой Бузыкин, которого сыграл Олег Басилашвили, на героя вовсе не тянет: характер нерешительный, на работе на нем ездят все, кому не лень, жене изменяет, а признаться в этом боится. Даже пить он не умеет – вот что уж должен уметь каждый русский мужик.

Хотя сюжет фильма совсем не веселый, тем не менее, он проникнут теплым юмором и самоиронией героев, как и всегда у Данелии. Фильм собрал много кинонаград, включая премию итальянских журналистов за лучшую мужскую роль (Евгений Леонов) в рамках Венецианского кинофестиваля и специальный приз на Берлинском кинофестивале.

«Кин-дза-дза» (1986)

Фантастическая история сложных взаимоотношений пацаков и чатлан на вымышленной планете Плюк в свое время захватила умы советских телеманов. После выхода фильма на улице часто можно было увидеть человека, который, похлопывая себя по щекам, произносил странное приветствие «Ку». А на досках объявлений предлагали купить «гравицаппу».

Авторами чатлано-пацакского словаря стали режиссер Георгий Данелия и автор сценария Резо Габриадзе. Кстати, Данелия получил спецприз жюри Международного кинофестиваля в Рио-де-Жанейро за изобразительную концепцию.
Юмор советского интеллигента сегодня может быть понятен не каждому, но все же некоторые афоризмы передаются из поколения в поколение.

« –Товарищ, там человек говорит, что он – инопланетянин. Надо что-то делать…
– Звони в «03»».

«– А пацаки и чатлане – это национальность?
– Нет. – Биологический фактор?
– Нет.
– Каста?
– Нет.
– Лица с других планет?
– Нет. – А чем они друг от друга отличаются? – Ты что, дальтоник, Скрипач? Зеленый цвет от оранжевого отличить не можешь? Турист…»

«Настя» (1993)

Эта картина стала одним из фильмов поколения 90-х и получила кинопремию «Ника».

Скромная продавщица канцелярии Настя мечтает о счастье – и с ней происходит настоящее чудо: по воле доброй волшебницы дурнушка становится красавицей. Жизнь ее меняется, словно в сказке. Но оказывается, что внутренняя красота важнее внешней.

Какими бы разными ни были фильмы Данелии и его герои, они будут популярными еще у многих поколений зрителей. Потому что снимал их настоящий мастер.