Выборы президента в Турции: будет ли майдан, кто победит и чем это грозит России
В ближайшее воскресенье в Турции пройдут президентские и парламентские выборы, на которых решится важнейший для страны вопрос: сменится ли власть впервые за два десятилетия или нынешний лидер Реджеп Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) удержатся у руля. Подробности предстоящей электоральной борьбы и прогнозы экспертов читайте в материале РИАМО.
Когда пройдут выборы президента и парламента в Турции в 2023 году
Выборы президента и парламента Турции в 2023 году пройдут в один день – 14 мая. Изначально они должны были состояться позже, 18 июня, но Эрдоган перенес дату. 14 мая президент выбрал неслучайно: именно в этот день в 1950 году в Турции состоялись первые демократические выборы, на которых правящая тогда Республиканская народная партия (РНП) потерпела сокрушительное поражение. Эрдоган намекнул, что ждет подобного результата и сейчас, ведь именно РНП является главной соперницей правящей ПСР.
Оппозиция во главе с РНП заявила, что перенос даты выборов без решения парламента незаконен, но при этом выразила готовность участвовать в голосовании и в этот день, подчеркнув, что с ее уровнем избирательной поддержки бояться ей нечего.
Выборы президента в Турции: кандидаты
Реджеп Тайип Эрдоган – действующий президент
Эрдоган и его партия находятся у власти уже более 20 лет – с парламентских выборов 2002 года, на которых ПСР получила 363 из 550 мест в Великом национальном собрании Турции. На данный момент у партии 295 мест из 600, и ПСР образует правящую коалицию с крайне правой Партией националистического движения (ПНД), у которой есть еще 49 мест.
В 2017 году в Турции прошла конституционная реформа, по которой форма правления сменилась с парламентской республики на президентскую. Это позволило Эрдогану выбираться еще на два президентских срока с 2018 года (хотя его оппоненты оспаривают данную возможность). В любом случае, по действующему законодательству выборы 2023 года являются последними, на которых Эрдоган может участвовать. В случае победы он будет находиться у власти еще пять лет (парламент избирается на такой же срок).
Кемаль Кылычдароглу – лидер оппозиции
Кемаль Кылычдароглу возглавляет оппозиционную РНП с 2010 года, когда его предшественник Дениз Байкал был вынужден оставить эту позицию после публикации компрометирующего видео – на нем политика можно увидеть в одной спальне с его коллегой по парламенту Несрин Байток.
Ранее Кылычдароглу не участвовал в президентских выборах, однако на данный момент, судя по результатам социологических опросов, имеет все шансы победить Эрдогана (в 2014 и 2018 годах предшественники Кемаля проигрывали нынешнему лидеру в первом туре).
Помимо РНП, Кылычдароглу выдвинут от пяти других партий, главная из которых, «Хорошая партия», имеет 36 мест в парламенте.
Синан Оган – кандидат для неопределившихся
Синан Оган выдвинут в президенты коалицией из четырех партий правого толка, только одна из которых, Партия Победы, представлена в парламенте, да и то лишь одним человеком (не Оганом, а своим лидером Умитом Оздагом). Ранее Синан состоял в ультраправой ПНД – ныне входящей в правящую коалицию – но был исключен из нее. Шансов на победу у него нет никаких, но он может быть интересен российской публике, так как является специалистом по Кавказу, длительное время жил и работал в Азербайджане, а также получил степень кандидата политических наук в МГУ имени Ломоносова.
Мухаррем Индже – снявшийся кандидат
До 11 мая четвертым кандидатом был Мухаррем Индже – лидер учрежденной им в 2021 году партии «Родина» – однако он отказался от участия в выборах, сославшись на клеветническую кампанию в свой адрес. Индже известен как главный соперник Эрдогана на президентских выборах 2018 года, на которых он набрал более 30% голосов, а также как главный соперник Кемаля Кылычдароглу за лидерство в РНП (Мухаррем дважды проиграл на внутрипартийном голосовании в 2014 и 2018 годах).
В чем разница между Эрдоганом и Кылычдароглу
Эрдоган и ПСР стоят на более консервативных позициях: их политическая идеология базируется на ностальгии по Османской империи и включает в себя сильный религиозный элемент (в 1999 году Эрдоган даже провел четыре месяца в тюрьме за то, что процитировал в своем публичном выступлении стихотворение исламистского содержания). Кроме того, эта ностальгия проявляется и в геополитических амбициях и идеологии пантюркизма, а также в авторитарном стиле правления.
РНП, лидером которой является Кылычдароглу, – кемалистская партия, то есть в основе ее идеологии лежат принципы, сформированные Мустафой Кемалем (Ататюрком) в 1920-х годах. Это республиканские ценности, светский характер государства и политический турецкий национализм.
В современных условиях РНП считается более «прогрессивной», «либеральной» и прозападной партией: основу ее электората составляет образованное городское население, в особенности живущее в мегаполисах. За Эрдогана же в большей степени голосует «простой народ» – среди прочего, более религиозный.
Кто победит на выборах в Турции: прогнозы экспертов
В разговоре с РИАМО директор Института политических исследований Сергей Марков обрисовал следующий вариант развития событий на президентских выборах:
«Наиболее вероятным мне кажется, что Эрдоган выигрывает президентские выборы, но проигрывает парламентские. Причем президентские выигрывает во втором туре, а парламентские проигрывает сразу, 14 мая. И хотя он выигрывает президентские во втором туре, начинается нечто вроде майдана против Эрдогана. Но Эрдоган этот майдан подавляет».
По мнению Маркова, возможны разные варианты и «все висит на волоске». В частности, политолог выделил три возможных сценария развития событий касательно уличных выступлений.
«Возможен вариант украинский (победа “майдана” – прим. ред.), возможен белорусский, то есть подавление майдана, а возможен антиукраинский, то есть майдан, который организует сам Эрдоган – в том случае, если избирательная система посчитает, что победила оппозиция, а Эрдоган решит все это дело отменить», – считает эксперт.
То, что предсказать исход выборов крайне сложно, подчеркивают все опрошенные РИАМО эксперты. Кроме того, Сергей Марков не единственный, кто прогнозирует по итогам голосования уличные беспорядки.
«Сейчас возможны два варианта. Первый – победа одного из кандидатов в первом туре. Шансы на это выше у оппозиционного кандидата. И, если в первом туре победителем будет Эрдоган, то вполне вероятны беспорядки в стране. Либо второй тур, в котором больше шансов победить уже у Эрдогана, и беспорядки будут более вероятны в случае победы Кылычдароглы», – рассказал РИАМО доктор экономических наук, директор Института психолого-экономических исследований Александр Неверов.
Шансы Эрдогана на выборах 2023: результаты опросов
Судя по результатам социологических опросов, практически весь период предвыборной гонки небольшое лидерство сохранял Кылычдароглу.
При этом на парламентских выборах ситуация обратная: ПСР все время имеет небольшое преимущество перед РНП.
По мнению Сергея Маркова, решающим фактором может стать снятие кандидатуры Мухаррема Индже.
«Резко увеличиваются шансы Эрдогана проиграть уже в первом туре. Потому что свою кандидатуру снял Индже. У него третье место, примерно 8%. Из них за Кылычдароглу собираются голосовать примерно 4%, а за Эрдогана примерно 2%. Эти проценты могут стать решающими. Сейчас у них по 45%», – написал политолог в своем telegram-канале.
Насколько независима избирательная система Турции
Возможны ли фальсификации на предстоящих выборах? На этот вопрос опрошенные РИАМО эксперты ответили скорее отрицательно.
«Какая-то вероятность фальсификации, конечно, всегда есть, но она значительно меньше, чем во многих других странах, и в основном будет честный подсчет голосов. Это связано с тем, что страна разделена строго на две части, существует довольно много партий, ну и как-то, условно говоря, у них (Турции – прим. ред.) нет опыта фальсификаций», – полагает Сергей Марков.
С ним согласен политолог НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
«У Эрдогана очень крепкая власть, с сильными элементами авторитаризма, это такой персонифицированный режим. Под его рукой армия и так далее. Но и оппозиция там злая. Турки – очень политизированный народ, они интересуются (политикой – прим. ред.), обсуждают, все это происходит громогласно. Поэтому там какие-то попытки вмешаться в выборы – это очень опасное дело. Так что, я думаю, считать будут нормально, но при этом хватаясь за сердце», – отметил эксперт.
Как повлияет результат выборов 2023 на отношения Турции с Россией
Опрошенные РИАМО эксперты полагают, что в случае победы Кылычдароглу отношения России и Турции могут ухудшиться.
«(Политика Турции в случае победы оппозиции – прим. ред.) кардинально изменится, станет значительно более прозападной и проамериканской. Турция присоединится к антироссийским санкциям – так, знаете, немножко, но все-таки. Как Япония или Италия – без энтузиазма, но все-таки присоединится. Внутри Турция перейдет от президентской республики к парламентской. При этом будет переходный период, нечто вроде коллективного президента. И, я думаю, будут политические репрессии против Эрдогана и его партии», – считает Сергей Марков.
Андрей Суздальцев полагает, что кардинальных изменений все же не произойдет, потому что РНП «претендует на либеральный подход». Кроме того, по мнению эксперта, в случае поражения Эрдогана по нему «будет тосковать армия», которую новые власти провоцировать не захотят. А вот российско-турецкие отношения могут оказаться под угрозой, считает Суздальцев.
«Эта оппозиция ближе к Западу, в какой-то степени она даже прозападная. Это очень серьезно, поэтому будет трудно удержать те доверительные отношения, которые существуют сейчас между Анкарой и Москвой», – отметил политолог.