«Второе метро»: как будут работать Московские центральные диаметры
Московские власти представили очередной амбициозный транспортный проект – Московские центральные диаметры (МЦД), который планируется реализовать совместно с РЖД. Эксперты сравнивают МЦД с МЦК и считают, что он будет не менее успешным. Обозреватель РИАМО с помощью специалистов решил разобраться, как будет работать новая транспортная система и что даст пассажирам и городу.
Что такое МЦД
Транзитное движение электричек через центральные железнодорожные станции Москвы. Электропоезда будут ходить через центр города, что позволит быстрее добираться с одного конца Москвы или Подмосковья в другой без многочисленных сложных пересадок.
Центральные диаметры свяжут удаленные железнодорожные направления Московского региона: например, Белорусское с Савеловским, Курское с Рижским, Ленинградское и Ярославское с Казанским, Ленинградское с Павелецким, Горьковские с Рижским и пр.
Московские центральные диаметры, которые называют «наземным метро», будут интегрированы в систему Московского метрополитена, как МЦК.
Мэр Москвы Сергей Собянин совместно с главой РЖД Олегом Белозеровым 15 ноября презентовал проект МЦД президенту РФ Владимиру Путину. Заявленная стоимость проекта составляет 50-60 миллиардов рублей.
Два новых вокзала могут создать в Москве >>
Пассажиропоток
Предполагается, что МЦД будет перевозить порядка 300 миллионов пассажиров в год. Это позволит разгрузить ж/д вокзалы, метро и автодороги.
Интервалы движения
Согласно проекту, предполагается «тактовое» движение поездов. Это значит, что электрички МЦД будут ходить с небольшими интервалами 5-6 минут, то есть пассажир не будет привязан строго к расписанию.
Сколько будет диаметров
Всего планируется открыть от 7 до 17 центральных диаметров, интегрированных в систему метро. В том числе: Одинцово – Лобня, Зеленоград – Раменское, Пушкино, Королев – Раменское, Зеленоград – Подольск, Нахабино – Железнодорожный, Одинцово – Железнодорожный.
Схема московских центральных диаметров (МЦД) >>
Когда запустят
Первые ветки МЦД Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск планируется запустить уже в 2018-2019 годах, остальные – до 2025 года.
Второе метро
Эксперты, опрошенные РИАМО, сходятся во мнении, что МЦД позволит перераспределить пассажиропотоки и значительно разгрузит транспортную систему Москвы в целом.
Аналогичные системы наземного метро существуют во Франции и Германии и отлично себя зарекомендовали – это берлинская S-Bahn и парижская RER, рассказал координатор движения «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
По его словам, проект МЦД был запланирован еще в генплане Москвы 1971 года.
«Места для прокладки новых путей в Москве хватит, поэтому есть шанс резко повысить удобство и пропускную способность самого загруженного центрального участка без радикально больших вложений», - считает Шкуматов.
По словам научного сотрудника Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Егора Мулеева, востребованность подобных проектов показывает опыт Московского центрального кольца (МЦК).
Как отметил эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков, на сегодняшний день протяженность линий железных дорог в столице составляет практически 2/3 от протяженности сети метрополитена – около 200 километров (метро – 330 км). При этом железными дорогами перевозится всего 5-6% пассажиров, а основная нагрузка приходится на метро – порядка 60%.
«Даже незначительное перераспределение того пассажиропотока, который сейчас обслуживает метрополитен, на железнодорожную сеть, позволит существенным образом снизить нагрузку на линиях метро», - прогнозирует Свириденков.
У людей появятся дополнительные альтернативные маршруты: кому-то будет удобнее пользоваться именно МЦД, а кому-то – оставить машину у подъезда или на перехватывающей парковке и тем самым не загружать улично-дорожную сеть, говорит эксперт.
«Рано говорить о том, что МЦД станет вторым метро, но то, что оно будет иметь спрос, по крайней мере, не ниже, чем у МЦК – это точно», - уверен ведущий научный сотрудник Института экономики, транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко.
Как сэкономить время на общественном транспорте >>
Без привязки к расписанию
Согласно проекту, первые линии МЦД заработают уже в течение ближайших двух лет. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, для этого потребуются лишь технологические и организационные изменения схемы движения, без больших капитальных затрат.
«Речь идет об организации тактового диаметрального движения по двум маршрутам, на которых практически вся структура уже существует. Требуется лишь небольшая модернизация и сооружение дополнительных остановок для обеспечения более удобной пересадки на сеть метрополитена», - объясняет Свириденков.
Таким образом, по его словам, первые два диаметра – МЦД 1 Одинцово-Лобня и МЦД 2 Подольск-Нахабино, почти реализованы, инфраструктурных сложностей там нет.
Как отметил эксперт, часть электричек уже сегодня переходит с радиуса на радиус, то есть осуществляет диаметральное движение, но это происходит с «рваным» расписанием, что неудобно для пассажиров – необходимо подходить к определенному рейсу. При этом МЦД позволит не привязываться к расписанию, что более актуально для жителей мегаполиса.
Подарок для Подмосковья
МЦД упростит жизнь не только москвичам, но и жителям Подмосковья, которые добираются в Москву на работу или учебу с несколькими пересадками. По оценкам экспертов, проект необходим не только городу, но и всей московской агломерации.
«Для ближнего Подмосковья это будет колоссальный подарок и саму Москву разгрузит – часть пассажиров направлений периферия – периферия, которые сейчас едут на метро или на автомобилях через центр, возьмет на себя новая транспортная система», - поясняет Трофименко.
По мнению Шкуматова, пассажиропоток в Московском регионе не уменьшится, так как территории за МКАДом активно застраивается многоэтажками – как раз их транспортную доступность поможет улучшить система МЦД.
«В московской агломерации появится не менее 10 точек, одинаково доступных со всех направлений. Это даст импульс их развитию и разгрузит центр города», - говорит эксперт.
Как пройдет модернизация
Для эксплуатации МЦД будут использоваться существующие объекты РЖД, а часть линий придется прокладывать почти с нуля: потребуется инфраструктурная модернизация, строительство новых главных путей и развязок.
При этом неудобства из-за строительства МЦД будут сведены к минимуму, уверены эксперты. «Все изменения предполагается проводить в полосе отвода железных дорог – на территории, которая относится к РЖД», - объясняет Свириденков.
Из возможных неудобств для пассажиров – временные изменения в расписании электричек из-за работ на путях, но, как правило, они проводятся в период пониженного пассажиропотока, летом и в выходные дни. Кроме того, запуск МЦД может потребовать корректировки в движении Аэроэкспрессов, а также грузовых и пассажирских составов.
По словам Трофименко, финансово этот проект на 100% реализуем, так как там нет капитального строительства.
«Максимум – на существующих рельсах построят несколько новых станций, причем открытого типа – это будет выглядеть примерно, как МЦК», - объясняет эксперт.
По его словам, для такого типа транспорта требуются минимальные вложения плюс недорогая эксплуатация, примерно на уровне стоимости эксплуатации электричек.
По оценкам специалистов, все затраты на МЦД окупятся, поскольку перевозка пассажиров по железной дороге обходится городу гораздо дешевле, чем в метро.