ВСМ «Москва – Казань»: какие регионы соединит и сколько будет стоить

ВСМ «Москва – Казань»: какие регионы соединит и сколько будет стоить
Акценты

Планы по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва-Казань» впервые обсудили в 2006 году, когда дорога появилась в планах по развитию железнодорожного транспорта в России. ВСМ была частью проекта скоростной трассы «Москва-Екатеринбург». С тех пор проект ВСМ не раз обсуждали, откладывали, совсем про него забывали, и только в конце лета этого года президент РФ Владимир Путин поддержал развитие ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода, Казани и Урала. В материале РИАМО рассказываем о проекте, технических особенностях его реализации и о его значении для регионов.

История проекта Высокоскоростной магистрали «Москва-Казань»

Высокоскоростная магистраль (ВСМ) «Москва – Казань» впервые появилась в планах по развитию железнодорожного транспорта в России в 2006 году и обсуждалась как часть проекта скоростной трассы «Москва – Екатеринбург». Тогда по реконструированному участку железной дороге были запущены «Сапсаны» до Нижнего Новгорода. Сейчас по этому участку курируют и «Ласточки». Но до Казани скоростные поезда не были пущены.

В 2008 году правительство РФ одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. С принятыми поправками в 2012 году в России до 2030 года планируют реализовать три проекта ВСМ: «Москва – Санкт-Петербург» (ВСМ-1), «Москва – Казань» (ВСМ-2) и «Москва – Ростов-на-Дону – Адлер» (ВСМ-3), а также, в дальней перспективе, «Казань – Самара».

В 2013 году был анонсирован старт проекта, завершить проектирование ВСМ должны были в 2016 году. У дороги появились девять промежуточных остановок, конечные станции. Длина ВСМ составляла 770 км, а поезда должны были достигать максимальной скорости 400 км/ч.

С тех пор сроки реализации проекта откладывались. О нем вновь заговорили в этом году. Сначала 4 июня глава ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров, участвуя в программе «Картина мира» на канале «Культура», рассказал о планах строительства высокоскоростной магистрали «Москва – Казань». Он не уточнил сроки реализации, но сообщил, что идет итоговый формат обсуждения.

«Председатель правительства готов провести совещание. Форма строительства – государственно-частное партнерство. Даже есть частично проектная документация […] „Москва – Ростов – Казань” тоже есть в планах краткосрочных», — сказал гендиректор РЖД.

В конце лета проект поддержал президент РФ Владимир Путин на открытии движения по МЦД-3.

Какие регионы соединит ВСМ «Москва-Казань»

Заказчиком проекта ВСМ-2 «Москва – Казань» является АО «Скоростные магистрали» (структурное подразделение ОАО «РЖД»). На сайте компании сообщается, что планируемая ВСМ до Казани соединит семь субъектов Российской Федерации: Москву и Московскую область, Владимирскую и Нижегородскую области, Чувашскую Республику, Республики Марий Эл и Татарстан.

Длина трассы составит 790 км, остановки планируется сделать в 16 населенных пунктах. Поезда смогут разгоняться до 360 км/ч. Запуск ВСМ между Москвой и Казанью сократит время в пути в четыре раза: при следовании без остановок до трех часов вместо нынешних 12 часов по существующей железнодорожной инфраструктуре. От Нижнего Новгорода до Казани можно будет доехать за 1,2 часа вместо существующих шести, а среднее время в пути между административными центрами регионов составит не более одного часа.

Сколько будет стоить и когда построят ВСМ «Москва-Казань»

Все четыре скоростные магистрали будут стоить бюджету 10,8 трлн рублей. Об этом говорится в презентации стратегии развития инфраструктуры до 2030 года. В частности, магистраль «Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург» оценивается в 4 трлн руб., и она станет самой дорогой. К примеру, ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» будет стоить 1,7 трлн рублей, а «Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону» – 3,2 трлн.

При этом отмечается, что документ не приводит расчеты стоимости продления трасс до новых регионов, а оценка стоимости строительства не совсем точна.

В презентации говорится, что 4,37 тыс. км магистралей в будущем должны обеспечить прирост ВВП на 35,2 трлн рублей, а бюджетных доходов на 15,1 трлн рублей.

Значение магистрали от Москвы до Казани для регионов

Высокоскоростная магистраль – это, безусловно, повышение доступности и качества пассажирских перевозок. Кроме того, скорость и качество повысится и для транспортных перевозок. ВСМ обеспечит хорошую транспортную доступность, территориальную связанность регионов, повысит мобильность, социальную и деловую активность населения как минимум в семи регионах страны.

К тому же выделенная транспортная инфраструктура ВСМ позволит более эффективно осуществлять грузовые перевозки – увеличится скорость движения контейнеров. Для стимулирования социально-экономического роста регионов вокруг станций ВСМ планируется создать общественно-деловые, гостиничные, научно-производственные, промышленно-логистические и другие кластеры.

Помимо мобильности жителей, повышается комфорт для путешественников, а значит, есть перспективы развития внутреннего туризма. Кроме того, повышается и инвестиционная привлекательность регионов.

По проекту планируется, что ВСМ «Москва – Казань» может стать частью высокоскоростной магистрали «Евразия», которая продлится до Китая.

Проектирование ВСМ «Москва-Казань»

ВСМ «Москва – Казань» проектируют так, чтобы не мешать движению автотранспорта. Большая часть путей пройдет по мостам и эстакадам, а специальные переходы и шумовые барьеры помогут не мешать жителям расположенных рядом с трассой населенных пунктов. В природных зонах будут предусмотрены специальные переходы для животных.

ВСМ до Казани является одним из самых инновационных. Так, земляное полотно для ВСМ будет реализовано как сложное инженерное сооружение, включающее основание, которое будет укреплено сваями различных типов, тело насыпи, в том числе защитные слои общей высотой не менее 2,5 м, асфальтобетонное покрытие основной площадки, систему водоотводных сооружений, инженерную защиту в необходимых местах.

Для скоростного движения до 400 км/ч необходимы и особые инженерные решения в конструкции верхнего строения пути. Разработанная инженерами конструкция безбалластного пути позволит обеспечить комфорт и безопасность движения. Кроме того, при строительстве ВСМ до Казани будут применены инновационные технологии в электроснабжении для обеспечения высокоскоростного движения.

Пока проект ВСМ «Москва – Казань» в планах, но, учитывая повышенный интерес к нему и поддержку президента, до Казани в скором времени можно будет доехать быстрее.