Визит Си Цзиньпина в Москву: в чем главные итоги для России, Китая и всего мира
22 марта, после двухдневного пребывания в российской столице, председатель КНР Си Цзиньпин вернулся на родину. Его визит завершился подписанием двух документов, а также выступлениями лидеров обеих стран. Что именно было сказано на словах и закреплено на бумаге, читайте в материале РИАМО.
«Приоритетные партнеры»
По итогам двухдневных переговоров Си Цзиньпин и Владимир Путин подписали два документа.
Первый из них называется «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху». Он довольно большой по объему и содержит в себе перечень заявлений по всем значимым областям партнерства. Что конкретно в нем говорится?
В начале документа заявляется, что «российско-китайские отношения... достигли наивысшего уровня в своей истории и продолжают поступательно развиваться». Подчеркивается, что сотрудничество двух государств не является военно-политическим союзом, не носит «блокового и конфронтационного характера» и не направлено против третьих стран. При этом сказано, что Россия и Китай «рассматривают друг друга в качестве приоритетных партнеров».
Противостояние американской гегемонии
В этом же заявлении стороны «констатируют ускорение процесса становления многополярного миропорядка, укрепление позиций стран с формирующимся рынком и развивающихся государств, рост числа региональных держав, оказывающих влияние на глобальные процессы и демонстрирующих стремление отстаивать свои законные национальные интересы».
Хотя ранее в документе было подчеркнуто, что отношения России и Китая не направлены против третьих стран, в нем есть недвусмысленный посыл о противостоянии политике США.
«Стороны выступают против навязывания одним государством другим государствам своих ценностей, проведения идеологических линий, создания ложного нарратива о так называемом противостоянии демократий и автократий, использования демократии и свободы в качестве предлога и политического инструмента для оказания давления на другие государства», – говорится в заявлении.
Стороны обязуются «оказывать решительную взаимную поддержку в вопросах защиты коренных интересов друг друга, прежде всего суверенитета, территориальной целостности, безопасности и развития», а также «продвигать многополярное мироустройство».
Что сказано по вопросу Украины и Тайваня
В заявлении Россия «подтверждает приверженность принципу "одного Китая", признает, что Тайвань является неотъемлемой частью КНР, выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, твердо поддерживает действия Китайской Стороны по защите своего государственного суверенитета и территориальной целостности».
Что касается конфликта на Украине, то Россия «позитивно оценивает объективную и непредвзятую позицию Китайской Стороны по украинскому вопросу». В свою очередь Китай «положительно оценивает готовность Российской Стороны прилагать усилия для скорейшего перезапуска мирных переговоров».
Как и ожидалось, напрямую о поддержке России в конфликте на Украине Китай не заявил, ограничившись развитием предложенной им ранее инициативы по мирному урегулированию. При этом в заявлении в завуалированной форме сказано о необходимости учитывать интересы России.
«Стороны отмечают, что для решения украинского кризиса необходимо уважать легитимные озабоченности всех стран в области безопасности и предотвращать формирование блокового противостояния, прекратить действия, способствующие дальнейшему разжиганию конфликта», – говорится в документе.
Кроме того, Россия и Китай поделились опасениями о возможном разрастании конфликта.
«Стороны призывают прекратить все шаги, способствующие эскалации напряженности и затягиванию боевых действий, избежать дальнейшей деградации кризиса вплоть до его перехода в неконтролируемую фазу», – говорится в заявлении.
Экономика как базис
Большое внимание в обоих подписанных документах уделено экономическому сотрудничеству двух стран. Собственно, второй из них называется «Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года». В нем перечислены конкретные пункты, по которым государства намерены углублять экономическую кооперацию.
В частности, планируется «увеличение масштабов и оптимизация структуры торговли, в том числе за счет развития электронной торговли и иных инновационных инструментов», «всемерное развитие взаимосвязанной логистической системы», «повышение уровня финансовой кооперации, в том числе за счет расширения… использования национальных валют и поступательного увеличения их доли в двусторонней торговле», «укрепление всеобъемлющего партнерства в сфере энергетики», «продвижение обменов и качественное расширение сотрудничества в сферах технологий и инноваций в целях обеспечения технологического лидерства России и Китая».
Россия и Китай как воплощение демократии
Политолог Сергей Марков отмечает диаметрально противоположное видение российско-китайских отношений на Западе и в самих договаривающихся странах.
«Запад представляет встречу Путина и Си как встречу лидеров авторитетного мира, противостоящего миру демократий. Но Путин и Си совершенно искренне считают, что именно они, Россия и Китай, представляют демократию на международной арене.
- Потому что Запад стремится к установлению своей диктатуры в мире, а Китай и Россия выступают за равенство всех стран в мире.
- Потому что Китай и Россия стремятся спасти диалог и уважение в международных организациях, а Запад хочет использовать их как оружие своей диктатуры.
- Потому что Россия и Китай отстаивают право народов выбирать разные политические системы, а Запад настаивает на том, что его политическая система является единственной правильной.
- Поддержка террора и репрессий на Украине это точно не поддержка демократии. Это ясно любому разумному человеку», – полагает эксперт.
Неожиданная поддержка КНДР
По мнению Маркова, единственной неожиданностью в совместном заявлении России и Китая стала поддержка КНДР. Политолог полагает, что это может вылиться в помощь российским войскам на поле боя.
«Оказалось, тема КНДР была на столе. Почему? Возможно, ответ мы услышим скоро. Возможно, мы узнаем, что на фронте борьбы с украинским фашизмом появятся северокорейские добровольцы. Возможно, мы никогда не узнаем, откуда вдруг у армии России закончился снарядный голод, а у КНДР закончился обычный голод и появилось очень много зерна из России.
Очевидно, что армии России нужна часть того колоссального запаса снарядов, который накоплен КНДР за десятки лет. А КНДР нужно продовольствие из России. Вот она, реально выгодная России зерновая сделка! Снаряды за зерно!», – пишет Марков.
Новая ступень отношений России и Китая
Во время заявлений для прессы Си Цзиньпин, в частности, произнес довольно громкую фразу: «Китайско-российские связи далеко вышли за рамки двусторонних отношений и имеют жизненно важное значение для современного миропорядка и судьбы человечества».
Политолог Федор Лукьянов видит в этой формулировке важный шаг вперед.
«Из всех возможных формул взаимодействия эта формула ближе всего подходит к понятию союза. Сам по себе союз для китайцев невозможен, они в принципе не употребляют таких понятий. Союз содержит в себе нечто обязывающее, а китайцы не вступают в обязывающие отношения ни с кем... Но то, что сегодня было сказано, – максимально возможное для Си Цзиньпина к приближению союзных отношений. Он обозначил отношения России и Китая как единый феномен, играющий отдельную роль в мире. Это шаг на следующую ступень», – отметил Лукьянов в интервью.
При этом, по мнению политолога, план Китая по мирному урегулированию конфликта на Украине сложно рассматривать как действенный механизм.
Китай на стороне России всерьез и надолго
Философ Александр Дугин считает, что визит китайского лидера в сложный исторический момент очень важен для российских властей.
«Он показывает, что великая держава – Китай – вовсе не солидарна с попытками изолировать Россию на международной арене, к чему стремится Запад, и что отношения между странами и народами находятся на историческом пике», – пишет Дугин в своей колонке.
При этом философ ответил на критику сближения с Китаем со стороны тех, кто полагает, что восточному соседу нельзя доверять и он в любой момент может развернуть свою политику в противоположном направлении. По мнению Дугина, такая критика не учитывает ни особенности китайского менталитета, ни долгосрочные интересы Китая, которые заключаются в максимальном укреплении государственного суверенитета.
«Россия сегодня оказалась в более прямой конфронтации с Западом. Китай прекрасно понимает, что тем самым Россия отводит удар и от него самого, то есть наша война – это его война, а точнее отсутствие войны, ее откладывание… Поэтому Китай будет на стороне России не просто по конъюнктурным соображениям, от которых в любой момент можно было бы отступить, если ситуация повернется другой стороной, а в силу стратегической ориентации на полную независимость. При этом не стоит ожидать от Китая слишком резких шагов в поддержке России. Это было бы совершенно не по-китайски», – резюмирует Дугин.