В чем соль: вся правда о реагентах в Москве
Противогололедные реагенты на улицах Москвы каждый сезон вызывают споры и недовольство горожан. Одни жалуются на то, что химия портит обувь и экологию, другие утверждают, что без них не обойтись. Между тем, в Европе против гололеда используют простую воду с песком, «теплые» тротуары и даже приправу. О том, почему из-за реагентов «ломаются копья», и какие существуют более экологичные методы борьбы с наледью, читайте в материале РИАМО.
Меры предосторожности во время гололеда>>
Соль, песок или хлорид
Борьбу с гололедом в столице в разные периоды вели разными средствами. Так, в 30-е и 60-е годы дворники использовали смесь из технической соли (NaCl) и песка – либо крупного речного, либо карьерного, с крупными гранулами. Но у этой смеси было немало минусов: каждую весну песок оставался на улицах, портил газоны и забивал водостоки. На уборку этих «следов» столичные власти год за годом тратили немалые деньги.
В середине 90-х годов московские чиновники решили отойти от практики использования смеси соли и песка: теперь в ход шла только техническая соль (NaCl). Главные достоинства реагента – способность работать при низких температурах и моментально растапливать лед. Однако техническая соль со временем стала накапливаться в почве, нанося вред растениям. А расход был огромный: около 50 тысяч тонн за зиму.
В 2001-2002 годах в Москве на смену соли приходят новые реагенты – в основном, твердые хлориды, в том числе хлорид магния. Но в сезоне 2005-2006 город отказался и от него, так как соли накапливались в почве и воде.
Как это работает: производство нового жидкого реагента в Москве>>
Дозированное воздействие
В 2007 году в столице было принято постановление «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства». В нем установлены требования к веществам, используемым для борьбы с гололедом, в том числе – предварительная оценка воздействия на людей, растения, почву, воду и дороги.
«Из-за того, что сегодня все реагенты проходят серьезнейшую проверку на предмет безопасности, вопрос о том, вредны ли они, некорректен. В них нет ни ртути, ни мышьяка, ни тяжелых металлов. Они безвредны – но при правильной дозировке», - говорит кандидат химических наук Юрий Орлов.
По его словам, применяемые по правилам реагенты меняют структуру снега лишь на 15% – он становится липким, таким хорошо играть в снежки, и его легко убирать коммунальным службам. Но если в мороз на улице снежная каша – значит, дозировка реагентов превышена в два раза, а если лужи – то в четыре.
Очевидно, что работники ЖКХ не всегда соблюдают нормы. В итоге каждую зиму в Москве расходуется 300 тысяч тонн реагентов – это около 2,5 килограммов на один квадратный метр территории. С дорог в воздух их поднимает поток машин – и реагенты оседают на деревьях, земле и на прохожих. То есть проблема не в самих реагентах, а в том, что они используются неправильно.
Как защитить обувь от реагентов>>
«Химическая атака»
Сегодня в Москве в качестве основного противогололедного реагента для обработки улиц используется хлористый кальций кальцинированный модифицированный (ХККМ) в гранулах. По сравнению с технической солью, для борьбы с гололедом ХККМ требуется на 30-40% меньше, т.к. он выделяет тепло, которое моментально плавит лед и снег. При этом, в отличие от соли, он не ухудшает, а напротив, улучшает состояние почвы. Кальций постепенно выводит из нее вредные вещества, а также сам по себе является удобрением для растений и овощей.
Если ХККМ используется для очистки проезжих частей, то для тротуаров и пешеходных дорожек применяют другие реагенты: гранитный щебень и крошку. Они не только эффективно борются с наледью, но и не вредят экологии.
Несмотря на заверения коммунальщиков и чиновников о том, что реагенты, которые используются в Москве, полностью безопасны, некоторые эксперты в этом сомневаются.
«Я уже сменил вторую пару ботинок – а на дворе всего лишь декабрь. Если снег с реагентами попадает на одежду – с нее буквально слезает краска. А зимняя резина в условиях такой постоянной «химической атаки» служит гораздо меньше», - отмечает координатор движения «Общество синих ведерок Петр Шкуматов.
По его наблюдениям, за последние годы реагенты стали только «агрессивнее», а в городе, где зима фактически длится полгода, под ногами постоянное снежное месиво. В итоге это ведет к пустым тратам и убыткам для горожан.
Уборка снега в Московской области>>
Теплые тротуары
Для сравнения, в ряде стран Северной Европы использование солей ограничено из-за заботы об экологии – там в ход идут мраморная и гранитная крошка. К примеру, в Финляндии ее разбрасывают зимой, а весной собирают при помощи специальных машин – «пылесосов», моют, а затем используют повторно.
Другой способ борьбы с гололедом применяют в Норвегии: там подогревают тротуары. Теплотрассы в стране проходят прямо под автомагистралями и пешеходными дорожками, благодаря чему ледяной покров на них не образуется, а снег моментально тает.
Норвежские коммунальщики используют для борьбы с гололедом еще одно ноу-хау: воду, нагретую до 95 градусов, с добавлением песка. Попав на лед, горячая вода мгновенно плавит его, благодаря чему песчинки проникают на асфальт. И когда обработанная таким образом дорога вновь покрывается льдом, ее поверхность уже не гладкая и скользкая, а шершавая, похожая на наждачную бумагу.
В некоторых странах Европы в качестве реагентов используются и химические вещества. Так, в Австрии и Швейцарии применяют хлористый кальций, а также смесь песка и мелкого щебня, как в Москве. Применяют хлористый кальций и в США.
Где в Подмосковье развернули пункты обогрева для автомобилистов>>
Чеснок и водка
Впрочем, в борьбе с гололедом все средства хороши. Так, в городе Энкени (штат Айова, США) в качестве реагента применили чесночную приправу. Такому решению способствовал разгул стихии: в Энкени несколько дней шел сильнейший снегопад, и запасы реагентов у местных коммунальных служб стали подходить к концу. На помощь им пришла компания, специализирующаяся на производстве сухих приправ. На складах скопилось большое количество просроченной чесночной соли – и ее решили использовать для борьбы с гололедом. Как выяснилось, реагент из нее прекрасный.
В борьбе со льдом используются даже горячительные напитки. В некоторых штатах США в качестве реагента в ход идут отходы ликеро-водочного производства: сахаристые субстанции усиливают действие соли, которую рассыпают коммунальщики. Если таким «сиропом» опрыскать соляной реагент, то он крепко прилипает к дороге и работает эффективнее. Впрочем, у такого метода есть и противники, которые утверждают, что он, во-первых, не слишком эффективен, а во-вторых, после использования отходов производства алкоголя на улицах появляется сильный запах патоки.
«Возможно, в небольших городах можно было бы вообще отказаться от реагентов и пользоваться только гранитной крошкой или другими, нехимическими способами борьбы со льдом и снегом. Однако в Москве такое вряд ли возможно из-за высокой интенсивности движения», - говорит председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.
Так или иначе, гололед в мегаполисе необходимо ликвидировать в кратчайшие сроки, чтобы не создавать заторы – и для этого лучше всего подходят реагенты, подчеркивает эксперт. И порча обуви – лишь необходимое неудобство, которое приходится терпеть.