Тестируем вокзалы Подмосковья: станция Сергиев Посад
Портал "В Подмосковье" продолжает тестировать вокзалы Московской области на уровень комфорта, составлять гиды по услугам и узнавать интересные подробности из их истории.
Наш корреспондент побывал на вокзале Сергиева Посада и выяснил, кого или что здесь когда-то называли "свирепыми овцами" и "кукушками", почему пассажиры не любят пользоваться автоматами по продаже билетов, и что их не устраивает на привокзальной площади, от чего иностранцы испытывают шок, и справится ли вокзал с потоком паломников на празднование 700-летия Сергия Радонежского в 2014 году.
"Свирепые овцы", "кукушки" и знаменитые пассажиры
Вокзалу Сергиева Посада 151 год, и его история насыщена интересными событиями. Согласно краеведческим материалам, в середине XIX века по Ярославскому шоссе в экипажах проезжало более 150 тысяч человек, перевозили до 4 миллионов пудов клади в год, и еще примерно 500 тысяч паломников ехали в Троице-Сергиеву Лавру. Учитывая такую загруженность этого направления, было решено начать строительство железной дороги из Москвы в Ярославль, и в первую очередь, построить ветку от Москвы до Сергиева Посада, для этого в 1859 году было учреждено “Общество Московско-Троицкой железной дороги”.
Открытие новой железнодорожной ветки и станции Сергиево (первое ее название, которое в 1930 году сменится на Загорск, а в 1993 году – на Сергиев Посад) состоялось в 1862 году. Расстояние, на которое раньше уходило около пяти часов, теперь можно было преодолеть за полтора!
Вокзал до середины XX века принимал паровозы. Некоторым моделям давались смешные названия, например, составы модели "Ку" ("Коломенский усиленный"), получили прозвища "Кукушка" и "Кунья". Грузовые паровозы модели "Ов" прозвали "овечкой", а за громкий свист машины иногда именовали "свирепой овцой".
Сергиево-Посадский вокзал помнит немало известных имен. Так, в городе жили и работали художник Михаил Нестеров, писатели Михаил Пришвин и Александр Куприн, философ и священник Павел Флоренский, философ Василий Розанов, священник Александр Мень и другие известные люди.
Вокзал-"первопроходец"
Линия ярославской железной дороги во многом была экспериментальной. Так, здесь проходил первый опыт по электрификации железной дороги и запуску электропоездов, в 1932 году на станцию Загорск пришел первый электропоезд из Москвы. Здесь "обкатывали" первый советский электровоз “Сс11” и первый советский пассажирский электровоз “ПБ21”.
С 1935 года вокзал, изначально выстроенный из дерева, был перестроен и стал каменным, а в 1997 году вновь был реконструирован.
Еще через два года на привокзальной площади появился памятник Савве Ивановичу Мамонтову, который вместе с отцом руководил строительством Ярославского направления железной дороги. Рядом с памятником была разбита клумба и посажены голубые ели. По словам местных жителей, раньше на этом месте стояли дополнительные кассы, которые после реконструкции "встроили" в здание вокзала. Тогда же убрали мост, по которому люди переходили с платформы на платформу.
В 2005 году линию приспособили под скоростное движение “Спутников”. До недавнего времени на станции делал остановку поезд Москва-Ярославль, а сейчас на станции останавливаются поезда, следующие по маршрутам Москва – Сергиев Посад, Москва – Александров-1, Москва – Балакирево.
Платформы: спуски с препятствиями
На вокзале Сергиева Посада пять путей и три платформы. На каждой есть фонари, урны и скамейки, а вот навесов от дождя нет ни на одной, и разметка линии, за которую пассажирам нельзя заходить, практически не видна, видимо, ее давно не обновляли.
А вот отсутствие надземного или подземного перехода создает реальные неудобства, если не сказать – опасность для жизни. На станции нет турникетов – пассажиры по старинке спускаются по ступенькам с торцов платформ и переходят к вокзальной площади по деревянным настилам на путях. Ситуацию, когда одна электричка прибывает, и люди спешат выйти с платформы через пути, а второй поезд стоит или уже отправляется, нельзя назвать безопасной, тем более – станция крупная, и пассажиропоток здесь всегда большой. Если кто-то перепутал путь – нужно бежать к краю платформы, спускаться и перебегать через рельсы к нужному пути.
"Нет ни подземного, ни надземного перехода, сами платформы в позорном состоянии для города, который готовится на будущий год встречать тысячи гостей (700-летие Сергия Радонежского). У нас зона железнодорожного полотна никак не оборудована. Нет ни переходов, ни специальных светофоров – ничего. Просто лежат настилы. В общем, позор ужасный!", - возмущается житель Сергиева Посада, представившийся Александром.
По его словам, в прошлом году он встретил на вокзале мексиканскую пару, которая приехала в Сергиев Посад, но не могла выйти с вокзала, потому что, первое, иностранцы были в шоке и, второе, не могли найти выход в город.
Некоторые горожане, наоборот, против моста на вокзале.
"Да и не нужны никакие мостики – представьте, как пожилым людям подниматься туда, по ступенькам! Так, как сейчас сделали, удобнее", - считает жительница города Анна. "Но, правда, стоит все-таки сделать у платформ съезды для инвалидов и колясок", - добавляет она.
Действительно, ни одна из платформ не оборудована специальным съездом для людей с ограниченными возможностями, инвалидных и детских колясок. А если учесть, что город является паломническим, а значит, сюда приезжает много людей, испытывающих проблемы со здоровьем и передвижением, необходимость в таких съездах очень велика.
Если говорить о системе навигации, то она вполне удовлетворительная. Так, на каждой платформе стоят указатели и электронные табло с часами и информацией, с какого пути в какое время, и по какому маршруту отправляется поезд. Также о прибытии и отправлении поездов информируют голосовые сообщения. Это помогает пассажирам ориентироваться.
Стойки студенческих проездных появятся на двух вокзалах>>
Здание вокзала
В самом здании вокзала тоже нет недостатка в информационных материалах: снаружи, при входе и внутри, над кассами висят электронные табло. При выходе на платформу и на улице – расписание пригородных поездов, на колонне в центре зала ожидания — расписание поездов дальнего следования с разных московских вокзалов.
Внутри вокзала достаточно опрятно, стоят урны. Зал ожидания достаточно просторный, и, по словам пассажиров, толпы здесь образуются только в час пик и в сильный мороз зимой.
"Если брать исключительно здание вокзала, то оно очень хорошее. Мне нравится. Построено не так давно, меньше 20 лет назад. У нас небольшой вокзал и достаточно уютный, если такое понятие применимо к месту, где постоянно находятся бомжи и другие асоциальные элементы", - говорит местный житель Александр Платонов.
При этом на момент тестирования вокзала бездомных замечено не было, в здании постоянно находились сотрудники полиции, при этом некоторые опрошенные жители города жаловались на их частое отсутствие.
Кассы
На вокзале работают восемь кассовых окон, в том числе два — для покупки билетов на поезда дальнего следования, две кассы находятся на улице, при входе на вокзал. Внутри стоят три автомата по продаже билетов, еще три снаружи, на одном висит табличка "не работает".
По словам пассажиров, большие очереди здесь бывают в час пик, а в остальное время они приемлемые. При этом житель Алексей Афанасьев отмечает, что билетопечатающие автоматы не пользуются популярностью, даже когда в кассы стоят очереди. По какой причине – непонятно, Алексею, например, не нравится, что они обычно выдают сдачу только мелочью.
Сервисный центр
Из зала ожидания можно зайти в сервисный центр и забронировать номер в гостинице или вызвать такси, купить авиа и ж/д билеты, получить справку.
Другие полезные услуги: ксерокопирование (6 рублей за лист А4), сканирование (20 рублей за одну страницу), печать (10 рублей - текст и 20 рублей - изображения), работа на компьютере (60 рублей за час), отправка факса (20 рублей за страницу), услуги интернета (5 рублей за минуту).
Общепит
В здании вокзала есть кафе. В ассортименте: полуфабрикаты, которые разогревают в микроволновке – пицца, сэндвичи, бутерброды, а также напитки, шоколад, печенье, сладости, молочная продукция и т. д. Стоят столики, есть вешалка, одна из колонн облицована зеркалами. Если же вам не понравился ассортимент кафе — можно выйти на привокзальную площадь, и недостатка в точках общепита не будет. Здесь есть буквально все, от киосков с горячими пирожками и мелких и крупных продуктовых магазинов до ресторанных двориков в крупных торговых центрах.
Пресса и банкоматы
Книги и газеты можно приобрести в палатке внутри вокзала или в торговых точках снаружи. В здании вокзала рядом с прессой стоит банкомат "Транскредитбанка", банкоматы других банков можно встретить, пройдясь по торговым центрам на площади.
Туалеты
В здании вокзала туалета нет. Ближайший находится справа от него, в кирпичном здании, им можно воспользоваться за 20 рублей. На момент тестирования половина кабинок не работала, остальные выглядели относительно опрятно, если можно применять данное слово к кабинкам старого типа, без унитазов. В кабинках есть щеколды и крючки, снаружи, бумага, мыло и сушилка. Однако многие жители предпочитают пользоваться туалетами все в тех же точках общепита на улицах — часть из них бесплатные, да и выглядят гораздо чище и ухоженнее.
Привокзальная площадь: много ТЦ, мало парковок
На привокзальной площади многолюдно и отходит много транспорта. Если повернуть направо, можно увидеть памятник С. И. Мамонтову, попасть на автовокзал и к остановке такси (впрочем, поймать машину можно в любом месте вблизи вокзала).
Отсюда можно дойти пешком (например, через улицы Сергиевская и Вознесенская) до главной достопримечательности города - Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а можно доехать до нее одну остановку практически на любом маршруте общественного транспорта, отправляющемся от вокзала.
Местные жители, с которыми мы побеседовали, в основном негативно относятся к засилью торговых центров вблизи вокзала.
"Это очень важно, что жители города сразу восприняли новое здание. Он абсолютно вписывался в городской пейзаж, пока рядом с ним не построили десяток торговых центров. Вообще эти центры все, действительно, бесят. Привокзальная земля распилена полностью. Мы считали с коллегами - 11 ТЦ было два года назад. Недавно построили еще один, вроде, и еще один строят сейчас. И все это на очень небольшом участке земли. Вопрос — зачем?", - возмущается Александр.
Он считает, что территорию, занятую ТЦ, можно было бы использовать для создания разветвленного узла общественного транспорта. Ведь изначально железнодорожный вокзал был построен в связке с автовокзалом. Но вместо расширения транспортной инфраструктуры горожане получили "безвкусные" ТЦ.
Маргарита Горожанкина также негативно отзывается о перенасыщенности площади разными торговыми точками и жалуется на "побочные" эффекты.
"Очень много ларьков и алкашей. Утром дочери страшно в институт идти, в 6 утра народу приличного нет, полиции нет, защитить некому, благо – хоть убирают и за памятником следят. ТЦ чересчур много, а народу в них мало. Зачем они? Только нарушают внешний вид и создают опасные закоулки. Ну и отвлекают от архитектуры самого вокзала", - говорит жительница.
Впрочем, бесполезными ТЦ считают не все. Некоторые из опрошенных жителей довольны доступностью товаров: приехал в город – и сразу можешь забежать в большой супермаркет за продуктами, оттуда – прямо домой.
Сергиев Посад - православная благодать недалеко от дома>>
Состояние привокзальной площади Сергиева Посада обсуждается и на форумах в интернете (http://fot.com.ru/index.php/topic/27131-реконструкция-ярославки/page-6). Так, жители довольны наличием большого числа магазинов, а вот нехватку парковочных мест автомобилисты критикуют.
"Что радует, так это то, что около станции стало много магазинов, разных сетей и просто небольшой продуктовый. Еще лет 10 назад был только последний, а так вообще привокзальная площадь была пустынной", - пишет один из пользователей.
Другой участник форума соглашается, что крупные магазины – это большое подспорье, но отмечает, что "привокзальная площадь явно перенасыщена мелкими торговыми временными палатками".
"Немного не устраивает привокзальная парковка личного автотранспорта. Там машиномест для парковки явно мало. Поэтому все обочины дорог забиты личными авто. Это создает дополнительные неудобства", - добавляет пользователь.
Телефоны вокзала: 8 (496) 54-058-78, 8-800-775-0000
Светлана КОНДРАТЬЕВА