Стоимость российской нефти: какова реальная цена Urals для Индии
Индия, будучи крупнейшим покупателем нефти из РФ и получающая каждый третий экспортный баррель российского «черного золота» из отечественных портов, платит за сырье из РФ существенно больше, чем декларируется, сообщают Bloomberg и аналитики Goldman Sachs. Как работает эта схема и кому она выгодна, читайте в материале РИАМО.
Россия не станет продавать нефть себе в убыток
По информации Bloomberg, в декабре 2022 года Индия закупила в России рекордное количество нефти. Агентство сообщило также (со ссылкой на данные аналитической компании Vortexa), что за 11 месяцев 2022 года Индия нарастила закупки нефти в 33 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Bloomberg привел слова ведущего аналитика по Азии Vortexa Серену Хуанг: «Россия, вероятно, предлагала свою нефть с привлекательной скидкой индийским нефтепереработчикам, которые превзошли Китай как крупнейший импортер российской нефти».
По всей видимости, если поставки достигли рекордных показателей, в этом заинтересованы обе стороны.
Так, в интервью МИА «Россия сегодня» замглавы МИД РФ Андрей Руденко отметил, что РФ продолжает «экспортировать в Индию столько нефти, сколько ей требуется для обеспечения собственной энергетической безопасности. Российские энергетические компании обеспечивают выполнение соответствующих заявок в максимально сжатые сроки».
«Индия не присоединилась к введенному Западом «потолку цен» на нефть из России. Поэтому контрактная цена отгрузки индийским компаниям нашего топлива формируется, как это и положено в цивилизованном экономическом сообществе, рыночными методами. К тому же Россия неоднократно заявляла, что не станет продавать энергоресурсы себе в убыток», – отметил Руденко.
Все логично и правильно: России выгодно продавать, Индии выгодно покупать. Однако есть один вопрос – какова цена на эту нефть и почему так много разговоров вокруг проблемы дисконта на российский сорт Urals.
Как и почему может измениться расчет цены на нефть Urals: мнения экспертов>>
Что происходит с ценой на нефть Urals
В первой декаде января цена нефти Urals в балтийских портах снизилась до 40 долларов за баррель, а ее дисконт к эталонному сорту Brent стал почти двукратным. Позже ее стоимость немного выросла и в период с 15 января по 14 февраля 2023 года средняя цена на Urals составила 50,51 доллара за баррель, о чем сообщалось на сайте Министерства финансов России.
При этом интересная деталь. Согласно данным ценового агентства Platts (подразделение S&P Global), разница между баррелем Urals, которая грузится на танкеры в Балтийском регионе, и той же нефтью, доставленной на западное побережье Индии, составляет 20 долларов. Другими словами, нефть Urals на Балтике торгуются примерно на 30-40 долларов за баррель ниже, чем Brent. Однако эта же нефть, доставляемая в Индию, в среднем дешевле Brent уже только на 20 долларов за баррель.
«Европейский союз запретил импорт российской нефти в декабре, отдав страну на милость двух крупных покупателей: Китая и Индии. Появилось множество новых торговых фирм, связанных с Москвой, особенно в Дубае, до того, как была введена эта мера, а также ограничение цен на российскую нефть», — объясняет ситуацию Bloomberg.
Если взять во внимание, что поток российской нефти в Индию сейчас составляет около 1,5 миллиона баррелей в день, эти 20 долларов «превращаются» в 1 миллиард долларов неучтенной прибыли в месяц, посчитали в агентстве.
По мнению Bloomberg, эти средства попадают в «карман» перевозчиков, а также многочисленных компаний-посредников, которые создаются в таких зонах, как ОАЭ.
Не только нефть и газ: какими важными природными ресурсами богата Россия>>
Зачем Индии участвовать в подобных схемах
«Цена Urals, котируемая российской официальной статистикой и повторенная в прессе, является условным значением. Очень мало нефти, если таковая имеется, продается по этой цене. Это среднее значение ценовых оценок FOB Приморск и FOB Новороссийск (FOB, Free On Board, это международная торговый термин обозначающий фрахт на борту – ред.), рассчитанное по методологии, которая не имеет отношения к текущей рыночной конъюнктуре», — пишет в своей статье экономист Сергей Вакуленко.
На основании данных индийской таможенной статистики фактическая цена продажи Urals на его рынке составляет около 70-75 долларов за баррель, отмечает эксперт.
«Непрозрачный судоходный рынок создает механизм уклонения от ценового потолка и направления значительной части российских нефтяных доходов на теневые счета», — считает Сергей Вакуленко.
Он объясняет, если слухи о более чем 100 танкерах, недавно приобретенных российскими субъектами для теневого флота верны, то транспортные расходы остаются под контролем российских же компаний.
«В итоге нефтяные компании могут притворяться, что продают нефть дешевле ценового «потолка», получать доступ к страховым услугам на западных рынках и аккумулировать дополнительные доходы на этапе доставки», - добавляет эксперт.
Возникает еще один вопрос: зачем Индии участвовать в подобных схемах?
По мнению, Сергея Вакуленко, индийские нефтеперерабатывающие заводы крайне заинтересованы в том, чтобы изобразить ситуацию так, как будто им удается получить большие скидки от отчаявшихся российских продавцов. Таким образом это укрепит их переговорные позиции по отношению к Ирану, ОАЭ и другим региональным продавцам.