«Соленая» зима или забытый песок: эксперты назвали идеальный реагент
Неустойчивая погода этой зимой преподнесла немало сюрпризов жителям Московского региона: оттепель сменялась резкими заморозками, а дожди – снегопадами. Перепады температуры создают опасную ситуацию на дорогах и тротуарах, образуя гололедицу. Как столичные и подмосковные коммунальщики борются с гололедом, на что жалуются пешеходы и какой реагент идеальный для нашего климата, корреспондент РИАМО узнал у специалистов.
В чем соль: вся правда о реагентах в Москве >>
Долгосрочные запасы
Московские коммунальщики запаслись противогололедными средствами на несколько лет вперед, еще в 2016 году было выделено порядка 4,2 миллиарда рублей на закупку разных видов реагентов: 74 тысячи тонн комбинированной смеси на основе композиции мраморного щебня, солей муравьиной кислоты и пищевой соли, 81 тысяча тонн реагента на основе композиции хлористого кальция с хлоридами натрия или калия, фармиатом натрия, а также 62 тысячи тонн твердого многокомпонентного реагента на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами.
В прошлом году власти Москвы пополнили запасы и дополнительно закупили 21 тонну реагентов на основе композиции хлористого кальция и натрия.
Этой зимой московские коммунальщики по-прежнему применяют жидкие и твердые противогололедные материалы, предназначенные для обработки проезжих частей дорог и магистралей, а также комбинированные смеси для дворов, тротуаров и пешеходных зон.
Кроме того, в столице установлено порядка 5,6 тысяч мини-хранилищ с реагентами - оранжевые контейнеры, наполненные мелкогравийной крошкой, размещены у остановок общественного транспорта, на пешеходных улицах и в парках. В случае непогоды работники дорожных служб могут оперативно их применять для предотвращения гололеда.
«Соленая» зима и эксперименты с реагентами
«В 90-е годы в Москве перестали использовать песок и перешли на соль: первой «соленой» зимой являлся сезон 1994-1995 года. Было мнение, что в Москве из-за песка постоянные потопы, якобы весной он смывается в ливневую канализацию, засоряет ее, и из-за этого образуются лужи. Стали использовать чистую соль, но потопы не прекратились», - напомнил директор ООО «Экология жизненного пространства» Антон Ястребцев.
Хотя современные смеси противогололедных материалов, применяемые в столице, являются результатом многолетних опытов, некоторые экологи считают, что они далеко не идеальны для городской среды.
«Безусловно, это не соль, которую использовали раньше, когда по весне дороги были белоснежные – на них засыхала корка», - говорит Ястребцев.
По его мнению, с реагентами необходимо экспериментировать и дальше, например, использовать менее концентрированный солевой раствор.
«Несколько лет назад выяснили, что если соль не рассыпать, а поливать улицы ее горячим раствором, то ее нужно гораздо меньше, чем в твердом виде, однако такой метод почему-то не прижился», - рассказывает эколог.
По его словам, больше всего «мучаются» из-за применения реагентов любимые москвичами липы, а также серебристые тополя. Эти деревья особенно чувствительны к хлоридам и из-за активного использования этих реагентов деревья стали массово болеть, ветки стали ломкими.
«Едет машина, высыпает соль, а следом автомобили сметают избыток этой соли уже на газон. Естественно, химикаты попадают в корневую систему растений и крайне угнетающе на них действуют, в результате они засыхают, причем особенно страдают деревья и кустарниковые формы», - объясняет Ястребцев.
Специалист считает, что самым простым и безопасным для окружающей среды методом борьбы со льдом в городском пространстве был бы возврат к использованию обычного песка, запасов которого предостаточно в Подмосковье.
Как избежать травм при гололеде >>
Проверенный песок
В Подмосковье до сих пор широко используются традиционные средства – пескосольные смеси.
«В Московской области в этом году, как и раньше, дороги обрабатывают песком с солью или просто песком», - говорит координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.
После сильного снегопада, который начался в ночь на 19 января, в Московской области региональную сеть автодорог обработали пескосольной смесью. При этом особое внимание уделяется очистке от снега и льда опасных участков дорог – мостов, путепроводов, съездов и подъемов, крутых поворотов, а также социально значимых объектов – остановок общественного транспорта и тротуаров, отметил министр транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья Игорь Тресков.
Как не потерять равновесие
Настоящая зима в Московском регионе наступила только после Нового года, что сократило расходы реагентов, по сравнению с прошлыми сезонами.
«В Москве в начале года сыпали меньше реагентов, скорее всего, не из-за изменения технологии, а из-за малоснежной зимы. Снега совсем недавно было очень мало, и реагентов на улицах тоже стало пропорционально меньше», - говорит Петр Шкуматов.
Тем не менее, нерадивые дворники часто рассыпают реагенты кучами практически на чистый тротуар, что можно заметить в спальных районах столицы.
«Я лично не раз видел нарушения технологии применения реагентов, но за последние годы таких очевидных случаев стало меньше. В целом ситуация улучшилась. Власти стараются отслеживать сообщения в популярных сообществах и СМИ, но реакция есть далеко не всегда», - отметил Шкуматов.
Самые частые жалобы от жителей, связанные с применением реагентов на столичных и подмосковных улицах, это либо их чрезмерное использование, либо их отсутствие.
На портале мэра Москвы «Наш город» в специальном разделе «Избыточное/неравномерное применение реагентов». жители столицы оставляют сообщения и комментарии о недобросовестной работе коммунальщиков, подтвержденные фотографиями нарушений.
«Засыпали весь асфальт реагентами (наверное, для того, чтобы не чистить, само же растает). При этом в некоторых местах насыпали реагентов на газоны, что вообще недопустимо! Каждый год одно и то же! Когда же их уже научат нормально работать?! Безобразие!», - возмущается житель Бутырского района СВАО Москвы Павел, проживающий на улице Руставели.
Житель ЮЗАО Глеб сообщил, что 12.01.18 перед подъездами дома 3, корпус 1 по ул. Ферсмана рассыпаны реагенты с нарушением правил. «Пожалуйста, пожалейте здоровье жителей, лапы собак и обувь», - призывает москвич.
Всего с начала этой зимы на портал поступило более 380 подобных обращений, большая их часть уже рассмотрена, а нарушения должны быть устранены в срочном порядке.
Жители Подмосковья также жаловались на нерадивость коммунальщиков, в частности, в Балашихе. «У меня вопрос к руководству коммунальных служб: а нам как теперь, на коньках передвигаться или сразу костыли покупать? Сегодня утром еле дошла до поликлиники… от Карла Маркса и по Проспекту Ленина жуткий гололед! Люди еле шли, почти падали. Передо мной родитель школьницу еле поймал, старушка упала!», - написала «ВКонтакте» местная жительница Наталия Гуськова.
Жители Норвегии, Исландии и Дании рассказали, как пережить длинную зиму>>
Плитку предложили подогреть
Как сообщил РИАМО председатель «Союза пешеходов» Владимир Соколов, серьезных жалоб на травмы от московских и подмосковных пешеходов с начала зимы пока не поступало.
При этом в морозы особую опасность представляет тротуарная плитка, которая широко используется в пешеходных зонах Москвы. Эксперты предупреждают, что пешеходам нужно быть особенно аккуратными во избежание падений и травм.
«Тротуарная плитка зимой требует очень высокого качества ухода: ее надо постоянно посыпать реагентами или же подогревать, как в северных странах, где сделали теплые тротуары», - объяснил эксперт.
В отличие от асфальта, у этого типа дорожного покрытия другие показатели по теплоемкости: когда после морозов температура повышается, на поверхности образуется лед, из-за этого в прошлом и позапрошлом году было много падений именно в пешеходных зонах, где использовалась толстая плитка, заключил Соколов.