«Слово пацана»: о чем сериал и почему его просят запретить в России
Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте», вышедший на экраны российских стриминговых сервисов 9 ноября, быстро стал хитом национального масштаба – несмотря на то, что на момент публикации данного материала вышло всего пять эпизодов из восьми. О проекте режиссера Жоры Крыжовникова заговорили не только киноманы и кинокритики, но и представители власти разных уровней. Сериал уже нарекли «скандальным» в прессе и даже якобы хотят запретить. Так ли это на самом деле, читайте в материале РИАМО.
О чем сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»
«Слово пацана. Кровь на асфальте» рассказывает о временах «перестройки» в Казани и так называемом «казанском феномене» – разгуле уличной преступности в столице советского Татарстана. Главные герои картины, школьники Андрей и Марат, входят в группировку под названием «Универсам» и живут по нехитрому уличному кодексу чести, когда весь мир делится на «пацанов» и «чушпанов» (то есть тех, кто по понятиям не живет), а верность своей группировке в борьбе с конкурентами ставится превыше всего. Когда из Афганистана возвращается единокровный брат Марата, Вова по кличке Адидас, в иерархии «универсамовских» назревают серьезные перемены, а тем временем главные герои, помимо участия в ОПГ, живут обычной жизнью подростков: влюбляются, конфликтуют с родителями и ищут себя.
Сериал Крыжовникова снят реалистично и очень качественно. Перед зрителем предстает не только красочная картина эпохи (с казанской многонациональной спецификой), но и увлекательная драма с запоминающимися персонажами, острыми переживаниями и щекочущими нервы сценами криминальной жизни. При этом никакой особой жестокости в сериале нет: по уровню экранного насилия он не выделяется среди десятков других подобных проектов.
Правда ли, что «Слово пацана» хотят запретить
Так как сериал Крыжовникова рассказывает о Казани, неудивительно, что наиболее остро на него отреагировали власти Татарстана. Дело дошло даже до заявления главы республики Рустама Минниханова.
«Стали выходить фильмы, которые романтизируют период истории нашей страны, связанный с проявлением подростковых группировок. К сожалению, ни к чему хорошему это не приводит... Мы это проходили, и мы не имеем права допустить повторения событий прошлого. Мы должны отреагировать на такие сюжеты, такие фильмы. Я дал поручение в наш парламент. Мы должны донести до руководства страны, что такие фильмы не соответствуют той политике, которую мы преследуем», – сказал руководитель Татарстана на заседании правительства региона.
Отметилась в критике сериала и уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец – она рассказала о планах обратиться в Роскомнадзор и запросить проверку «Слова пацана» на соответствие сериала указу президента об утверждении основ госполитики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
На федеральном уровне подобной инициативой отличилась председатель комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина. Она обратилась не только в Роскомнадзор, но и в Следственный комитет, попросив провести проверку сериала Крыжовникова и еще одной многосерийной картины о временах СССР «Пищеблок» «на предмет пропаганды и распространения в них запрещенной информации, способной причинить вред подрастающему поколению, включая вред жизни и здоровью детей, а также всему российскому обществу» (любопытно, что, в отличие от «Слова пацана», «Пищеблок» повествует не о реальных преступниках, а о вампирах).
При этом многие представители власти высказались о сериале Крыжовникова положительно или нейтрально. Так, коллега Останиной по Госдуме Максим Иванов вступил с ней в полемику, увидев в «Слове пацана» не романтизацию, а «абсолютную антирекламу опасного образа жизни».
«Я своему сыну показал сериал. Он сказал: “снято классно, но повторять – ни за что”», – написал народный избранник от Свердловской области, добавив, что и сам в подростковом возрасте «был участником примерно того же , что происходит в этом сериале».
«Но при этом посмотрите на меня: пройдя через это в школьные годы, разве я вырос отморозком?», – задался риторическим вопросом Иванов.
В довольно обтекаемом ключе высказались о сериале такие депутаты Госдумы, как Шолбан Кара-оол, Антон Горелкин и Антон Ткачев.
Никто из более серьезных представителей власти о картине Крыжовникова пока ничего не говорил, так что слухи о запрете сериала можно считать всего лишь дополнительным свидетельством его популярности, которая дала депутатам лишний повод напомнить о себе электорату.
Сам же создатель картины Жора Крыжовников опровергает факт романтизации насилия и подросткового бандитизма.
«Я не понимаю, что значит романтизация. Мы не можем восхищаться ужасом. И нас в этом странно обвинять. Вышло 5 серий, и зритель видит, что там дальше происходит. Тема для меня такая: преступление не может быть безнаказанным. Если раз ступишь на эту дорожку, тебе вернется в этом колесе сансары. Оно придет неизвестно как. То что называют романтизацией — это то, что наши герои не однозначно плохие, а часто сложные, запутавшиеся, потерявшие дорогу», — высказался автор проекта в программе «Центральное телевидение».
Режиссер также заявил, что, прежде чем судить о сути сериала, необходимо досмотреть картину до конца, и намекнул, что хеппи-энда ожидать не стоит.