«Шансов, похоже, нет»: как 23 года назад гибель подлодки «Курск» потрясла Россию

«Шансов, похоже, нет»: как 23 года назад гибель подлодки «Курск» потрясла Россию
Акценты

23 года назад, 12 августа 2000 года, на учениях в Баренцевом море погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск» — эта катастрофа стала самой страшной за всю историю подводного флота России. Она произошла в 175 километрах от города Североморск (Мурманская область), на глубине в 108 метров. Согласно официальным данным, на борту «Курска» взорвалась торпеда, после чего сдетонировал и остальной боезапас. Историю катастрофы, унесшей жизни 118 подводников, вспомнил корреспондент РИАМО.

Проведение учений «Курска» и взрыв под водой

Атомный подводный крейсер «Курск» приняли в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. В новом 1995 году он вошел в состав Северного флота России, а пункт его базирования расположился в поселке Видяево. 10 августа 2000 года «Курск» вышел из губы Западная Лица в Баренцево море, где проходили учения. На борту находились 118 человек: экипаж, офицеры штаба дивизии, а также военпред и инженер завода «Дагдизель».

Командовал крейсером Геннадий Лячин, капитан I ранга. Перед выходом на учения «Курск» загрузили штатным вооружением — 22 боевыми и двумя практическими (учебными) крылатыми ракетами «Гранит», 20 боевыми и одной практической торпедой калибра 533 миллиметра, а также двумя боевыми и одной практической торпедой калибра 650 миллиметров.

12 августа задачами «Курска» был пуск крылатой ракеты, а также учебная стрельба торпедами по отряду боевых кораблей. Утром того дня крейсер выполнил условную атаку «Гранитом» по эскадре, которую возглавляли тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Адмирал Кузнецов» и атомный крейсер «Петр Великий» — флагман флота. Согласно плану, в 9:40 «Курск» начинал подготовку к учебной атаке торпедами.

Ее условной целью в промежуток времени с 11:40 до 13:40 должна была стать авианесущая группа кораблей. Последние штатные записи в журналах «Курска» были сделаны в 11:15, а затем, в 11:28, гидроакустик крейсера «Петр Великий» зафиксировал взрыв. После этого огромный 250-метровый корабль ощутимо тряхнуло. А наблюдатели в положенное время не зафиксировали торпедных атак с «Курска».

Хронология катастрофы подлодки «Курск»

Надводники на командном пункте не увидели, как атомоход всплыл. Не было получено и доклада на ультракоротких волнах — он передавался по итогам выполнения учебно-боевого упражнения. 12 августа в 14:50 вертолеты и корабли провели осмотр района, где мог находиться «Курск». В положенное время — 17:30 — подлодка не вышла на связь. В 23:00 ее командир Геннадий Лячин снова не вышел на связь.

После этого военное руководство узнало о катастрофе: в 23:30 «Курск» объявили «аварийным».

В 04:51 следующего дня, 13 августа, гидроакустическая аппаратура крейсера «Петр Великий» обнаружила подлодку — та лежала на глубине 108 метров. Как позже установит следствие, 12 августа в 11:28 в первом отсеке «Курска» взорвалась практическая (учебная, без боевой части) торпеда калибра 650 миллиметров.

Она была приготовлена к учебной стрельбе и загружена в торпедный аппарат №4. Трое моряков, которые в тот момент оказались рядом, погибли на месте. В тот момент 154-метровый крейсер шел на глубине 18 метров со скоростью в 11,1 километра в час. Через пробоину от взрыва в отсек подлодки под огромным давлением хлынула вода — и «Курск» под углом в 30 градусов пошел ко дну.

Он врезался в грунт, вспахал его носом, а затем замер почти горизонтально. Спустя 35 секунд после того, как подлодка остановилась, на ее борту произошел взрыв, который по мощности в 25 раз превышал первый. В тот момент сдетонировали около десяти боевых торпед, моментально убив всех, кто находился во 2-3 отсеках. Спустя еще около десяти минут погибли все, кто были в 4-5, а также пятом-бис отсеках.

Тогда капитан-лейтенант Рашид Аряпов, который командовал шестым, реакторным отсеком, намертво задраил переборку, которая отделяла этот отсек от соседнего пятого-бис. 23 подводника, которым удалось выжить, собрались в девятом кормовом отсеке — там был оборудован специальный аварийно-спасательный шлюз на случай эвакуации. 13-21 августа 2000 года Северный флот проводил спасательные работы.

Как проходили спасательные работы К-141

В те страшные дни за судьбой подводников «Курска» следила не только вся Россия, но и весь мир. В пресс-службе Главного штаба ВМФ России заявляли, что проведение спасательных работ осложняют сильное подводное течение, низкая прозрачность воды, морское волнение и крен «Курска» примерно в 60 градусов. Но капитан III ранга Андрей Шолохов, который трижды погружался на глубоководном аппарате «Приз», говорил, что на самом деле все было не так.

По словам Шолохова, скорость подводного течения не превышала 0,7 узла, видимость была допустимой для проведения спасательных работ, а никакого крена у «Курска» не было. При этом все попытки спасательных аппаратов «присосаться» к комингс-площадке атомохода потерпели неудачу — у шлюза треснуло металлическое кольцо.

20 августа к спасательным работам допустили судно Seaway Eagle из Норвегии. На следующий день, 21 августа, его водолазы вскрыли кормовой аварийно-спасательный люк «Курска». После этого началась тяжелая операция, в рамках которой были подняты тела подводников, а также секретные документы, оставшиеся на подлодке. Среди поднятых на поверхность было тело капитан-лейтенанта ВМФ Дмитрия Колесникова.

Он остался за старшего на «Курске» после катастрофы и до конца вел бортовой журнал атомохода. В левом нагрудном кармане Колесникова нашли его прощальное письмо — два листа бумаги, сложенные вчетверо. Их сильно повредила морская вода, но текст все же был различим. Из этого послания следовало, что 12 августа в 15:15 на борту «Курска» были живы 23 человека.

В последнем письме капитан-лейтенант Колесников посвятил строки и своей жене Ольге — позже их назовут посланием всей России: «Олечка, люблю тебя и прошу сильно не переживать. Передай моим привет. Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов, похоже, нет, процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м, и будут стараться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».

Официальный отчет о причинах гибели «Курска»

В 2002 году генпрокурор России Владимир Устинов подготовил официальный отчет по поводу катастрофы АПЛ «Курск». В нем причиной взрыва торпеды 65-76А («Кит»), который и привел к трагедии, называлась утечка компонентов торпедного топлива — пероксида водорода. Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ Игорь Курдин рассказывал, что роковая торпеда входа в серию из десяти единиц.

Всю эту серию признали бракованной: в торпедах протекали сварные швы резервуаров, поэтому большинство из них отозвали на завод для устранения недостатков. Но в предписании говорилось об отзыве лишь боевых торпед —одна в этой серии числилась как учебная. Именно ее по страшному стечению обстоятельств вначале не стали возвращать на завод, а затем подали на «Курск».

Память о затонувшей подлодке «Курск»

Погибший атомный подводный крейсер подняли со дна Баренцева моря в октябре 2001 года. Фрагмент рубки «Курска» 15 июня 2009 года установили на смотровой площадке у храма Спаса на Водах в Мурманске. А 26 июля в городе открыли памятник, ставший частью мемориала «Морякам, погибшим в мирное время».

Сегодня в память о «Курске» установлены памятники в целом ряде городов России. В частности, они возведены в Северодвинске, где был построен атомоход, и в Курске — на территории Мемориала Победы и Аллеи Подводников. При этом памятник на Аллее изготовили из фрагментов корпуса подлодки. Мемориальный комплекс «Подводникам, погибшим в океане» установлен в Видяево — там каждый год проходят памятные мероприятия.

Еще один мемориал памяти атомоходу «Курск» установлен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. В городе Сестрорецк в память о погибших подводниках построили часовню святителя Николая Чудотворца — ее освятили 16 сентября 2001 года. А в Москве Мемориал экипажу «Курска» находится напротив Музея Вооруженных сил на улице Советской Армии.