Сады на крышах и электробусы — как развивают экологические проекты в Москве

Сады на крышах и электробусы — как развивают экологические проекты в Москве
Акценты

Москва - огромный мегаполис, со всеми присущими такой агломерации проблемами. Ежегодно растет количество транспорта и промышленный потенциал города, увеличивая нагрузку на его экологию. Тем не менее усилиями властей, бизнеса и жителей столицы проблемы постепенно удается решать, и состояние воздуха, почвы и воды меняется к лучшему. Об этом говорят исследования «Мосэкомониторинга». О том, как Москва борется за свою экологию и ставит на службу «зеленые» технологии, читайте в материале РИАМО.

«Зеленые» технологии и стандарты реновации

Экологическая обстановка в любом городе мира оценивается по состоянию воздуха, воды, зеленых насаждений и почв.

Власти столицы не жалеют денег на городскую экологию: только в 2018-2020 годах Москва потратит на эти цели более 138 миллиардов рублей. Из них в 2018 году - порядка 68,8 миллиарда рублей, в 2019 году - 34,6 миллиарда рублей, в 2020 году - 35,4 миллиарда рублей. Средства пойдут на охрану окружающей среды, развитие коммунально-инженерной инфраструктуры, структуру обращения с твердыми бытовыми отходами и транспортную сферу.

Уже сегодня столица идет по пути применения прогрессивных экологичных технологий, которые во всем мире получили название «зеленых».

Осенью прошлого года руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Левкин сообщил, что город модернизировал свои домостроительные комбинаты, переведя их на более высокие стандарты энергопотребления и экологичности, а все строительные предприятия работают по современным нормам энергоэффективности и экологичности. Благодаря этому, по данным экспертов, еще в 2015 году объем потребления электроэнергии на душу населения в Москве составил 959 кВт/ч на человека в год, а это значительно меньше, чем в Лондоне (1456 кВт/ч) или Нью-Йорке (2505 кВт/ч). Похожая ситуация в Москве сложилась и с потреблением воды: этот показатель на душу населения в том же 2015 году составил 147 литров в день. В этом плане среди 12 крупнейших городских агломераций мира столица уступила лишь Берлину с его 114 литрами в день.

В ходе реализации программы реновации новое жилье в столице будет строиться уже с учетом «зеленых» стандартов. Возводимые дома будут монолитными, при этом в них применят технологические решения, делающие здания «умнее» и экологичнее.

Одна из таких технологий - зеленые крыши и вертикальное озеленение. По словам руководителя столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) Антона Кульбачевского, в Москве планируется опробовать эту технологию сначала на пилотных проектах, а потом распространить и на другие дома. Эксперты уже рассчитали, что один метр «зеленой» кровли обойдется в 7-9 тысяч рублей, что сопоставимо с традиционным озеленением во дворах и скверах. При этом лучше всего для крыш подойдут привычные для столичных широт березы и рябины.

Кроме того, дома по программе реновации будут отличаться высокой энергоэффективностью. В старые дома из-за потерь тепла необходимо закачивать больше теплоэнергии, чем необходимо. В результате столичные ТЭЦ напрасно жгут топливо во вред экологии, а жильцы переплачивают за тепло. По словам Сергея Левкина, теплопотери в новых зданиях будут на 40-50 % меньше, чем в старых пятиэтажках.

Власти Москвы постепенно вовлекают в экологические заботы частный бизнес, который все больше осознает, что экологически чистые технологии не только полезны для природы, но и экономически выгоды.

По информации столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды, в 2019-2021 годах в Москве начнут развивать другую «зеленую» технологию - раздельную переработку мусора. Чтобы освободить подмосковные полигоны, в будущем весь мусор будет отправляться на вторичную переработку. Несмотря на очевидную необходимость раздельной переработки отходов, мощностей для этого пока не хватает.

Тем не менее в этом году столичные власти объявили начало эксперимента по раздельному сбору мусора. На первом этапе изменится система управления потоками сбора мусора, и с 1 января 2019 года на столичных улицах и отдельно в значимых местах установят контейнеры для раздельного сбора отходов.

Список стартовых площадок по программе реновации в Москве>>

Экологичный транспорт и велопарковки

Чтобы воздух в Москве стал чище, столичные власти запретили въезд на территорию от Третьего транспортного кольца (ТТК) до МКАД и проезд по самому МКАД грузовиков ниже экологического класса Евро-2. Запрет начал действовать с 1 января 2017 года.

Меняется и общественный транспорт Москвы. В 2010 году столичное правительство приступило к обновлению подвижного состава ГУП «Мосгортранс» - основного городского перевозчика. Всего он получит 7440 новых машин; уже к началу минувшего лета парк «Мосгортранса» обновился на 90%. Таким образом, большинство автобусов городского и частных перевозчиков относятся к экологическому классу Евро-5, а эксплуатация автобусов экологического класса Евро-2 и ниже полностью прекращена.

В первый день сентября 2018 года в Москве появился новый вид транспорта - электробусы. Они начали перевозить пассажиров по маршруту троллейбуса №73 «ВДНХ – 6-й микрорайон Бибирева».

Электробусы — инновационный вид общественного транспорта, работающий на электрической тяге. Они не оказывают негативного влияния на экологическую обстановку мегаполиса. Электробус вмещает 85 пассажиров, имеет 30 мест для сидения. Низкий уровень пола, наличие пандуса и накопительная площадка обеспечивают высокий комфорт для всех пассажиров, включая маломобильных. Экологичный и современный транспорт, оснащенный системами климат-контроля, бесплатным Wi-Fi и USB-зарядками для гаджетов вместе с трамваями со временем должен вытеснить обычные автобусы. От их закупки Москва планирует отказаться с 2021 года.

Введение в центре столицы платных парковок для автомобилистов оказало влияние и на экологическую обстановку. Поскольку зона их действия постоянно расширяется с 2013 года и сегодня вышла за пределы ТТК, многих горожан это заставило пересесть с автомобилей на более экологичные виды транспорта. Навстречу этому тренду в Москве стали активно развивать сеть велодорожек, общая длина которых уже превышает 200 километров. Самая большая протяженность велодорожек - в центре города, в том числе вдоль автомобильных трасс.

Сегодня велосипед в столице стал полноценным видом личного транспорта, на котором можно комфортно добираться до работы или учебы в теплое время года. Активно развивается сеть велопроката: с 1 мая по 1 ноября в Москве круглосуточно работает 690 велостанций. Причем список экологичного транспорта, доступного в прокат для москвичей и гостей города, постоянно растет. Вначале он дополнился электровелосипедами, а в мае 2018-го в Москве открылось несколько сервисов аренды электросамокатов, их пункты проката работают с мая по октябрь. Так что у жителей Москвы появляется все больше интересных и абсолютно безвредных для природы средств передвижения по городу.

Около 1,8 тыс электробусов появится в Москве к концу 2023 года>>

Чистая зима и эволюция реагентов

Зимой столичные ТЭЦ и котельные работают практически на 100% на природном газе; мазут там начинают жечь лишь в очень суровые морозы, а уголь не используется вовсе. Благодаря такому подходу энергетики вносят большой вклад в улучшение экологии Москвы.

Раньше в холодное время не только воздух над столицей страдал от вредных примесей мазута и угля, которые сжигали котельные, но и почвы страдали от реагентов.

Начиная с середины прошлого века Москва перепробовала для борьбы со льдом и снегом различные средства: в ход шли смесь из технической соли (NaCl) и крупного песка, который забивал водостоки и портил газоны по весне, затем только техническая соль и твердые хлориды, которые вредили растениям, накапливаясь в почве.

Сегодня в столице в качестве основного противогололедного реагента для обработки улиц используется хлористый кальций кальцинированный модифицированный (ХККМ) в гранулах. По сравнению с технической солью для борьбы с гололедом ХККМ требуется на 30-40% меньше - он выделяет тепло, которое моментально плавит лед и снег. При этом, в отличие от соли, реагент не ухудшает, а напротив, улучшает состояние почвы. Кальций постепенно выводит из нее вредные вещества, а также сам по себе является удобрением для растений и овощей.

Для тротуаров и пешеходных дорожек применяют другие реагенты: гранитный щебень и крошку. Они не только эффективно борются с наледью, но и не вредят экологии. Все вещества, которые используются в Москве для борьбы со снегом и льдом, проверяют на безопасность и для людей, и для природы. А это значит, что опасные для экологии реагенты остались в прошлом.

«Соленая» зима или забытый песок: эксперты назвали идеальный реагент>>

Озеленение и охраняемые природные территории

Москва - один из самых зеленых мегаполисов: зеленые насаждения занимают более половины ее старой территории (без Новой Москвы). Это в два раза больше, чем в Лондоне, в 2,5 раза больше, чем в Париже и в 14 раз больше, чем в Пекине. Согласно строительным нормам и правилам, Москва должна быть зеленой как минимум на 40% - и этот показатель даже перевыполняется.

В Москве приживается около 95% всех посаженных растений при норме в 90%, и лучше всего это удается крупномерным деревьям - взрослым, длиной в 3-15 метров. Помимо них высаживаются еще и кустарники, а также разбиваются клумбы и газоны. Самые богатые растительностью округа - СЗАО, ЗАО и ЮЗАО, именно там наблюдаются самые низкие показатели предельно допустимых концентраций вредных веществ.

Основа «зеленых легких» Москвы - особо охраняемые природные территории (ООПТ): 134 территории на площади порядка 19 тысяч гектаров. Это, в частности, ООПТ федерального значения - национальный парк «Лосиный остров», а также 7 природно-исторических парков, 5 заказников и 67 памятников природы регионального уровня. Согласно Генплану столицы, к 2020 году площадь всех ООПТ в городе превысит 24 тысячи гектаров, а это примерно 20% от всей городской территории.

Деревья начали высаживать в парке в пойме реки Битцы в Москве>>

В прозрачных водах

Главная проблема водных объектов Москвы - попадание в них городских стоков: полностью защитить от них водоемы нельзя чисто технически, но стоки можно максимально возможно очищать от посторонних веществ. Именно этим путем и пошли столичные власти.

Поверхностные стоки с крупных столичных автодорог, таких, как ТТК или МКАД, очищаются от нефтепродуктов с эффективностью до 97%. При этом объем коммунальных стоков последние годы ежегодно снижается на 5%. Столичные власти добились повышения эффективности уборки и очистки водоохранных зон, что привело к снижению концентраций в Москва-реке взвешенных веществ, а также некоторых металлов - железа, марганца и нефтепродуктов.

При этом предприятие «Мосводоканал» постоянно занимается реконструкцией очистных сооружений с использованием современных технологий удаления азота и фосфора, а также внедрением систем обеззараживания ультрафиолетом.

Что до главной водной артерии столицы - Москва-реки, то состояние воды в ней сегодня полностью соответствует нормам стран Евросоюза. В частности, максимальная концентрация органических веществ в речной воде составляет 8,85 миллиграмма на литр при допустимых 25 миллиграммах на литр. Это - закономерный итог ужесточения контроля за сбросами промышленных предприятий и сточных вод в Москве.

Отказ от старых машин, переход на экологичный транспорт, «зеленая» энергетика - все это меры, направленные на улучшение экологии в целом и качества воздуха в частности. Исследования «Мосэкомониторинга», службы, которая почти десять лет проводит непрерывные автоматические круглосуточные измерения экологической обстановки в столице, говорят о том, что эти меры приносят плоды - экология в столице улучшается год от года. При этом в каждом московском округе работают 2-3 станции контроля и передвижная лаборатория. Они оценивают воздух по наличию 22 наиболее сильных по влиянию на здоровье людей загрязняющих веществ.