Речное такси в Москве: возвращение к истокам или капля в море

Речное такси в Москве: возвращение к истокам или капля в море
Акценты

Открытие пассажирской навигации на Москве-реке в этом сезоне из-за аномального тепла стартует рано – уже 2 апреля пройдет первый рейс. Сегодня речные трамвайчики в основном используются для экскурсионно-прогулочных целей. Однако власти вновь вернулись к идее пассажирских перевозок по Москве-реке. Нужен ли москвичам водный транспорт, где появятся первые маршруты, и сколько может стоить билет, РИАМО выяснял у экспертов.

Речные маршруты по Москве и Подмосковью>>

Трое в лодке

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

Идея регулярных речных пассажирских перевозок в Москве не нова. Во времена СССР по водной артерии столицы вовсю курсировали пассажирские суда, бравшие на борт от 40 до 100 человек. Особой популярностью пользовались скоростные «Ракеты», а основу флота составляли теплоходы «Москва», перевозящие туристов и по сей день.

Постепенно, с развитием метро и наземной транспортной инфраструктуры города, а также появлением большого количества личных автомобилей у москвичей, пассажирские речные перевозки канули в лету – последний такой маршрут Северный Речной вокзал – причал Захарково закрылся в 2005 году.

«В год по этому маршруту ездило несколько десятков тысяч человек - это, конечно, крохи. Но все-таки два района были связаны между собой, для людей это было дополнительное удобство. Перевозки дотировались из бюджета города Москвы, потом произошла монетизация льгот, и субсидирование было отменено», - рассказывает генеральный директор ОАО «Московское речное пароходство» Константин Анисимов.

В 2011 году власти Москвы вновь подняли тему пассажирских речных перевозок – мэр города Сергей Собянин поручил Департаменту транспорта разработать соответствующий проект с распределением маршрутов на торгах. В числе первых компаний, предложивших свои услуги, выступило ООО «Производственно-инжиниринговая компания «Модернизация речного транспорта» (МРТ)».

Тогда же компанией был разработан проект дешевого речного такси, которое должно было стать аналогом наземному транспорту в Москве, и приобретено первое судно.

«По вместимости лодка была рассчитана на 20-30 человек – судно небольшое, мы ставили малые двигатели, которые «едят» 5 литров солярки в час. Два мотора – это 10 литров, автобус «ест» больше», - рассказывает главный инженер проекта московского речного такси, капитан речного флота Игорь Данько.

По его словам, всего таких такси планировалось закупить 500 и пустить их по разработанным маршрутам с интервалом в 5-10 минут.

«Мы хотели делать все привязки к действующим станциям метро, построить свои причалы рядом с метро «Воробьевы горы», «Киевская», «Пролетарская», «Фили», - добавляет Данько.

По его мнению, водное такси было бы актуально как в центре, где «стоят» все основные набережные, так и в удаленных районах, например, в Марьино, где Волгоградское шоссе также забито машинами. Но дальше разработок дело не пошло – в правительстве Москвы дали задний ход, посчитав речное такси невыгодным из-за сезонности.

Спустя несколько лет тема всплыла вновь – в 2016 году в столице всерьез заговорили о появлении регулярных водных рейсов по маршруту «Печатники – Коломенское».

Из Москвы: куда «уплыть» из столицы на теплоходе>>

Речное такси, от пробок спаси!

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

Власти Москвы за счет речных пассажирских перевозок планируют решить сразу несколько проблем: снизить загруженность улично-дорожной сети и метро и создать маршруты, которые будут соединять различные районы города и экономить время в пути.

Мнения экспертов по поводу эффективности общественного водного транспорта расходятся.

«Сейчас есть перевозки для туристов. Чем плохо, если заработает дополнительная транспортная артерия, которая сможет хотя бы часть нагрузки взять на себя? Вполне хорошая возможность как для развития бизнеса, так и для разгрузки транспортных потоков. Конечно, на начальном этапе это будет лишь капля в море, но это и шаг к развитию данного направления», - считает кандидат социологических наук, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.

«Москва-река пересекает всю столицу по диагонали, такое удачное расположение водной артерии может сделать ее новой популярной магистралью, по которой можно будет без пробок добраться, например, из Строгино в Марьино», - считает генеральный директор ГК «Крикунов и партнеры» Андрей Лебедев.

Со своей стороны, директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова относится скептически к решению транспортных проблем за счет Москвы-реки.

«Я не думаю, что это существенно отразится на разгрузке дорог, так как в основном все ездят в метро. С другой стороны, мы создадим новые маршруты для населения, возможно, что ими захотят пользоваться. Потенциальная возможность – это соединение различных видов транспорта, но в Москве это не очень реализуемо сейчас – причалы находятся далеко от остановок и станций метро», - отмечает специалист.

По ее словам, из-за того, что Москва-река сильно петляет, речные маршруты могли бы оказаться быстрее наземных, но наличие шлюзов сильно ограничивает эти возможности, и действительно эффективных вариантов маршрутов немного.

Речной субботник: как чистят от мусора Москву-реку>>

Перспективные маршруты

Фото: Фотобанк Московской области, Химкинское ИА

Из тех немногих маршрутов, которые могли бы оказаться полезными, эксперт выделяет несколько. Первый и самый рентабельный – «Северный речной вокзал - Долгопрудный».

«Мы пытались оценить пассажиропотоки и количество людей в утренний час пик – средний поток составил 435 человек в час. Но это только утром», - рассказывает Кулакова.

На маршруте «Кленовый бульвар – Печатники» прогнозируемый пассажиропоток составил всего 29 человек. «Это очень немного. Здесь может идти речь о судах с низкой вместимостью», - отмечает эксперт.

По ее словам, был также рассмотрен короткий маршрут, который может работать, скорее, как переправа - с Северного речного вокзала в Тушинский парк. По оценкам Центра экономики транспорта НИУ ВШЭ, здесь будет около 100 человек в утренний час пик.

«Пассажиропотоки очень маленькие, лишь десятая часть от метро. При это речь идет о том, что это должны быть скоростные суда. Сейчас у нас ограничения в скорости движения по реке – 10 километров в час для судов, а должно быть более 30 километров в час, если мы хотим какой-то эффективности», - говорит Кулакова.

По мнению Анисимова, полезными могли бы оказаться маршруты «Северный речной вокзал – Захарково – Северное Тушино» и «Печатники – Коломенское - Южный порт».

«Если ехать в объезд, выйдет полчаса, а на теплоходе – 10 минут. Там постепенно будет идти застройка. В дальней перспективе, когда построятся жилые районы, несколько районов будут связаны речными маршрутами между собой. В архитектурной концепции есть мост через Химкинское водохранилище, от Ленинградского шоссе до района Тушино, но пока его не будет переправа в этом районе будет очень даже полезна», - отмечает он.

Некоторые реставрируемые усадьбы области могут соединить речным трамваем>>

Подводные камни

Северный Речной вокзал города Москвы

Фото: РИАМО, Алла Федина

Несмотря на всю заманчивость идеи, дело не первый год стоит на месте по ряду причин. Основная – отсутствие необходимой инфраструктуры.

«У нас причалы представляют собой открытые пространства, они не оборудованы так, чтобы люди там могли ждать, там нет крыш. Всего таких причалов 47 по Москве», - отмечает Кулакова.

По ее словам, реконструкция и строительство новых, близко к действующим станциям метро и остановкам наземного транспорта, требует существенных капиталовложений от государства. Так, до 2035 года на Москве-реке планируется построить 40 портов и пристаней. Встанет вопрос и о закупке судов.

«Имеющиеся суда не предназначены для транспортных маршрутов, у них большая вместимость – на 100 человек, а по нашим оценкам, пассажиропотоки будут незначительные. Потребуются большие капиталовложения, чтобы оборудовать причалы, а прилегающие территории сделать удобными и безопасными. Либо разработать новый флот, либо приобрести», - говорит Кулакова.

В свою очередь, главный инженер проекта московского речного такси отмечает и проблему отсутствие зимней стоянки для судов.

«Перспектива проекта есть. Но речной флот в печальном состоянии, нужны и новые, специальные суда для перевозки», - говорит Данько.

По словам гендиректора ОАО «Московское речное пароходство» Константина Анисимова, основное препятствие – отсутствие спроса на такие перевозки. «Река у нас петляет внутри города и разделяет шлюзами город на три части, плюс сезонность, так что другие виды транспорта намного эффективнее», - уверен он.

Сезонность действительно создает дополнительные неудобства – тем, кто захочет пользоваться речными маршрутами, зимой придется менять свои привычки.

По мнению первого вице-президента Российского союза инженеров, председателя совета директоров инжиниринговой компании «2К» Ивана Андриевского, Москва-река давно нуждается в очистке и в использовании ее транспортного потенциала в полной мере.

«Аналог венецианских вапоретто или питерских водных такси столице очень бы пригодился. К сожалению, даже в Петербурге этот вид транспорта, несмотря на его очевидную необходимость, испытывает многочисленные трудности», - констатирует эксперт.

Работы по преобразованию 16 площадок на берегах Москва-реки проводят в столице>>

Почем билетик?

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

Одно дело – прокатиться по Москве-реке в качестве туриста, заплатив за прогулку 400-500 рублей, и совсем другое – пользоваться теплоходом каждый день. Функционирование общественного речного транспорта – дело затратное, и без субсидий здесь не обойтись, уверены эксперты.

«Речные пассажирские перевозки субсидируются везде, ни в одном городе мира не являются самоокупаемыми. Обычно более полвины тарифа субсидируется государством. Например, в Роттердаме 80% всех расходов субсидируется государством, субсидии составляют в год около 1 миллиона евро. Аналогично в Лондоне», - отмечает Кулакова.

По оценке Анисимова, чтобы оправдать все затраты, разовый билет на поездку должен стоить более 100 рублей, но по такой цене вряд ли кто-то предпочтет речной трамвайчик метро или автобусу.

«Цена должна быть такой же, как на метро или автобус, рублей 30. Разница в 70 рублей должна субсидироваться государством», - уточняет эксперт.

По его мнению, хорошим вариантом будет создание единого билета, по которому можно будет проехать и на метро, и на автобусе, и на речном такси.

Праздник в честь Москвы-реки могут провести в День речника в июле>>

Как «прикормить» пассажиров

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

Если речной пассажирский транспорт все же появится в столице, эксперты не склонны к радужным прогнозам – спрос на такие перевозки в первый год, скорее всего, будет низким.

«Это называется «прикармливать место». В первый год люди только понимают, что это, идет раскрутка, а на второй-третий год уже можно понять, сколько пассажиров», - говорит Данько.

По мнению эксперта НИУ ВШЭ, чтобы привлечь пассажиров на Москву-реку, нужна сильная информационно-коммуникационная модель, активные способы доставки информации.

«Потребуются большие вложения в популяризацию транспорта, так как население очень инертно, особенно в вопросах транспорта. Мы привыкаем к тем маршрутам, какие у нас есть, и чтобы перейти на другие, должна быть сильная мотивация», - поясняет Кулакова.

По ее мнению, речной транспорт необходимо будет включить в общую схему транспорта Москвы, создать единый билет, обязательно соблюдать регулярность рейсов по расписанию.

Евдокия Никифорова