Разведчик из фильма «Шпионский мост», который жил в Мытищах

Разведчик из фильма «Шпионский мост», который жил в Мытищах
Акценты

Материал подготовлен Мытищинским ИА>>

Фильм Стивена Спилберга «Шпионский мост» вышел в прокат в России. В основе сюжета - реальный эпизод из истории холодной войны между США и СССР. Главный герой - американский юрист Джеймс Донован в исполнении Тома Хэнкса по заданию ЦРУ участвует в операции по освобождению пилота американского самолета-разведчика, захваченного в СССР, в обмен на советского разведчика Рудольфа Абеля (Марк Райлэнс), арестованного в США. Вильям Фишер (настоящее имя Абеля) долгое время жил в подмосковных Мытищах. Документы о деятельности Абеля до сих пор хранятся под грифом «совершенно секретно». Насколько верны факты, представленные в кино, выяснил корреспондент Мытищинского информагентства вместе с сотрудниками Мытищинского историко-художественного музея.

Киноместа в Подмосковье, где снимались восемь легендарных фильмов>>

Переезд в СССР и дружба с Лениным

Кадр из фильма "Шпионский мост". Фото: сайт Кинопоиск

«Личность Фишера интересна. Даже не зная всех его заслуг, мы ощущаем грандиозность этой фигуры. Американцы, снявшие «Шпионский мост», прониклись идеей, что Вильям Генрихович был действительно великим человеком. И хотя личность героя в фильме на втором плане, тем не менее, его значимость невозможно недооценить», - рассказывает старший хранитель музея Надежда Козловская.

Вильям Фишер (Рудольф Абель) по происхождению был немец, он приехал в Советский Союз из Англии. Документы, которые хранятся в Мытищинском музее, говорят о том, что семья Фишеров была непростой. Так, данные из различных источников об отце Вильяма Генриховича не сходятся с его биографией, написанной им собственноручно. Возможно, и отец разведчика Абеля был человеком, который привозил какие-либо сведения из-за границы в СССР.

«Семья вернулась из Англии, а точнее, из Ньюкасла – центра развития электричества. А через некоторое время Владимир Ильич Ленин, с которым дружила семья Фишеров, объявляет знаменитую программу электрификации страны», - рассказывает директор Мытищинского историко-художественного музея Мария Клычникова.

По ее словам, в это время образовался поселок Старых Большевиков, который и сейчас есть на карте Мытищинского района. Сначала Фишеры жили в Кремле, а в 1938 году матери Фишера был выделен участок на улице Коммунистическая, дом 15. Вильям Генрихович там жил до начала работы в НКВД.

«Потом была командировка в Америку, арест, тюрьма. После заключения в Атланте и до своей смерти в 1971 году Фишер жил в Мытищах», - говорит директор музея.

Шпион и адвокат

Рудольф Абель в Мытищинском историко-художественном музее. Фото: Вячеслав Нестеров, Мытищинское ИА

В первых кадрах фильма нам сообщают, что действие происходит в 1957 году, в самый разгар холодной войны. Провал операции Фишера случился именно тогда. Это было широко освещаемое американскими СМИ дело, когда советского разведчика удалось поймать с поличным. В фильме адвокат Джеймс Донован, несмотря на уговоры семьи, коллег, общественности не защищать предателя, старается отстаивать права не гражданина, но просто человека.

«В основу фильма легли воспоминания Донована, которые были изданы отдельной книгой. В фильме адвокат защищал человека, который сознательно работал в системе и, как часто повторяется, выполнял эту работу хорошо. Тот единственный свидетель, который предал разведчика, никакими положительными качествами не обладал. Во время реального суда он – предатель и аморальный тип, пьяница, а фигура Абеля – нравственная. Именно на этом была построена линия защиты. Жалко, что в фильме не рассказывается о том, как шел процесс, защита, обсуждение», - комментирует Клычникова.

Как рассказала приемная дочь Вильяма Фишера Лидия Боярская, у Абеля с адвокатом Донованом сложились дружеские отношения.

«Эта картина больше про адвоката Донована. Когда дядю Вилли арестовали, его никто не захотел защищать, но Донован согласился. Он не нуждался ни в чем, однако взялся за это дело. С дядей у них сложились хорошие отношения. Я знаю, что этот человек приезжал в Советский Союз. Дядя просил о встрече с ним, но ему запретили. Именно так закончилась общая история этих людей», - рассказала Боярская.

Пять лучших фильмов Рязанова: комедия, трилогия о любви и трагикомедия>>

IQ гениального разведчика

Рудольф Абель в Мытищинском историко-художественном музее. Фото: Вячеслав Нестеров, Мытищинское ИА

Разведка была главным делом жизни Вильяма Фишера. Кроме того, это был очень талантливый человек, рассказывают в музее. По словам старшего хранителя, когда американцы во время суда проверяли IQ подсудимого, вывод оказался прост – он близок к гениальности.

«Фишер был прекрасным художником. Есть свидетельства, что разведчик мастерски владел радиоаппаратурой. Во время Великой Отечественной он вел игру с германской разведкой так, что немцы чуть ли не до последнего дня войны засылали продукты, обмундирование, оружие на территорию Белоруссии. Фишер ввел их в заблуждение и сумел доказать, что там осталась некая группировка немецких войск. Конечно, эта помощь шла во благо нашей армии и страны в целом», - рассказывает Козловская.

Внешне Абель был сухощавым мужчиной небольшого роста, в очках, со впалыми щеками, лицо землистого цвета. Его особенность – глаза – умные, внимательные, они выделяются и на фотографиях, и в кадре. Три раза на протяжении фильма адвокат удивлялся: «Вы совсем не волнуетесь!», на что Абель отвечал: «А это поможет?»

«Конечно, человек волновался. В силу профессии он не мог это показать. Ко всему прочему, Рудольф умел создавать для себя моменты тишины, которые помогали ему эмоционально стабилизироваться. Помогали увлечение фотографией и живописью. В музей переданы графические работы, которые Абель делал в тюрьме», - отмечает директор музея.

Фильм начинается с того, как Абель рисует свой автопортрет в зеркале. Далее, когда получает оставленную для него шифровку – снова рисует. Потом, когда придут агенты, он попросит только об одном - стереть краску с палитры, иначе она испортится. Именно так он уничтожает следы зашифрованного послания.

Интересные факты о «Гардемаринах» Светланы Дружининой>>

Немец с русской душой

Картина, нарисованная Вильямом Фишером. Фото: Вячеслав Нестеров, Мытищинское ИА

В ситуации провала Абелю нужно было так подать сигнал, чтобы на Родине поняли, что он не предатель, но был предан и вместе с тем не раскрыл себя.

«Это фантастически трудная задача, которую он выполнил, всего лишь назвавшись другим именем. Нас лишили этой главной мысли в фильме. Те агенты, которые приходят за ним, сразу же называют его «полковник Абель». Но он же не Абель! Он назвал себя именем умершего друга, разведчика, что дало возможность здесь, на нашей стороне понять, кто это», - объясняет Клычникова.

Для авторов фильма был важен момент, что Абель - человек с русским именем и британским паспортом. Вместе с тем, адвокат в беседе с сотрудником ЦРУ говорит: «Я ирландец, а ты – немец, что нас делает американцами? Конституция». Мы чувствуем, что Вильям Фишер, несмотря на свое происхождение (отец – немец, мать – русская) и 17 лет, прожитых в Англии, душой был именно русским.

«Фишер мог назваться гражданином практически любого государства. Но он был русским человеком, служил Советскому Союзу», - отметила Клычникова.

Читайте, сколько фильмов снимают в московском метро в год>>

Узники Атланты и Лубянки

В фильме рассказываются параллельно две истории: спокойная жизнь заключенного полковника Абеля в белоснежной американской тюрьме и мрачная, нервная – пилота разведывательного самолета Фрэнсиса Пауэрса - в советской.

«В фильме «Шпионский мост» говорится о том, что американцы создали очень гуманные условия для своего узника. Однако по факту в тюрьме он болел цингой, в конце срока практически не мог вставать, из Атланты приехал без зубов. Как могло такое случиться в цивилизованной тюрьме?», - отмечает Козловская.

При этом, по ее информации, достоверно известно, что, находясь в общей камере, он учил заключенных, рисовал. Когда Фишер уезжал, он подарил работы руководству американской тюрьмы, и долгое время его картины висели там.

Обмен на мосту

Фото из коллекции Мытищинского историко-художественного музея

Задача адвоката Донована заключалась в том, чтобы обменять полковника Абеля на пилота Пауэрса. По личной инициативе он просил о том, чтобы власти ГДР одновременно передали невиновного американского студента Фредерика Прайора, волею судеб оказавшегося за решеткой.

«Вильяма обменяли на нескольких человек. Это не заслуги адвоката, а тяжелая переговорная работа. То, что демонстрируется в фильме – это в стиле американских кинолент. Шла реальная торговля, обсуждалось, сколько человек будут обменивать на Абеля», - констатирует Клычникова.

Обмен состоялся на Глиникском мосту в Берлине.

Легендарный фильм Юнгвальд-Хилькевича: как снимали «Трех мушкетеров»>>

Непризнанный герой

Кадр из фильма "Шпионский мост". Фото: сайт Кинопоиск

Эпилог фильма гласит о том, что Советский Союз публично не признал Рудольфа Абеля шпионом.

«Частично можно сказать и так. Процесс над Абелем не освещался в советской прессе. Американцы сделали фильм о Вильяме Фишере, а мы нет, и мне это кажется очень странным. Справедливость все-таки восстановлена у нас, в музее, где на протяжении нескольких лет кропотливо собираются все документы. Этот человек достоин того, чтобы его широко знали во всей нашей стране и даже далеко за ее пределами», - считает Клычникова.

По ее словам, в ближайшее время улица в Мытищах будет названа именем Вильяма Фишера.

Юлия Алабина