Пять лучших фильмов Рязанова: комедия, трилогия о любви и трагикомедия

Пять лучших фильмов Рязанова: комедия, трилогия о любви и трагикомедия
Акценты

Легендарный кинорежиссер Эльдар Рязанов ушел из жизни 30 ноября. Большинство его фильмов, которых было более 30, стали классикой отечественного кино. Рязанов не ограничивался только режиссурой, он был соавтором сценариев к большинству своих картин и исполнял в них эпизодические роли, а также писал стихи, ставшие текстами песен и романсов к его фильмам. Редакция РИАМО собрала интересные факты и воспоминания самого создателя о наших любимых фильмах.

Биография режиссера Эльдара Рязанова>>

«Карнавальная ночь»

Кадр из к/ф "Карнавальная ночь". Фото: сайт "Кинопоиск"

По словам Рязанова, именно «Карнавальная ночь» (1956 год), ставшая одной из его первых картин, оказалась для него подлинной школой режиссуры. Однако изначально молодой режиссер категорически не хотел ее снимать. На предложение директора «Мосфильма» Ивана Пырьева поставить музыкальную комедию будущий мэтр комедийного жанра заявил тогда, что не имеет никакого желания. Только страх увольнения заставил Рязанова согласился снять картину, подарившую ему любовь зрителей и открывшую двери в большой кинематограф.

Путин назвал фильмы кинорежиссера Рязанова национальным достоянием России>>

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Кадр из к/ф "Ирония судьба или с легким паром". Фото: сайт "Кинопоиск"

Премьера любимого новогоднего фильма всей страны состоялась 31 декабря 1975 года. Когда Рязанов начал работать с пьесой Эмиля Брагинского, он понял, что только подробное повествование с сохранением по-театральному длинных монологов главных героев сможет передать самое сердце произведения. Режиссер принял решение, что вещь требует двухсерийного исполнения. Но в Госкино и на «Мосфильме» даже слышать не хотели о длинной истории, ведь по стандартам комедия должна была быть стремительной и короткой. Чутье же подсказывало Рязанову, что только такое решение возможно для превосходного результата.

Именно тогда родилась идея предложить постановку телевидению. Так картина стала телевизионной и не сходит с экранов телевизоров, сопровождая приготовления россиян к празднованию Нового года.

Фильмы Рязанова покажут в московских кинотеатрах>>

«Служебный роман»

Кадр из к/ф "Служебный роман". Фото: сайт "Кинопоиск"

Картина вышла 26 октября 1977 года. С тех пор миллионы соотечественников снова и снова пересматривают полюбившейся фильм. К этому времени Рязанов уже заслужил не только любовь зрителей, но и доверие чиновников. Именно поэтому начало съемок было уникальным: режиссер получил беспрецедентное право без проб и утверждений на худсовете снимать тех актеров, которых он выбрал сам. Как показала история, выбор был сделан потрясающе точно.

Если с Алисой Фрейндлих, сыгравшей роль Калугиной, ни у кого не возникало вопросов, то, по признанию самого Рязанова, выбор Мягкова на роль Новосельцева был рискованным.

«Приглашая на роль Новосельцева Андрея Мягкова, я рассчитывал на широкий творческий диапазон актера, на его умение перевоплощаться. Занимая Мягкова в новой картине (после «Иронии судьбы», где Мягков сыграл главную роль Жени Лукашина - ред.), я шел на определенный риск. Одни и те же авторы, тот же постановщик и тот же самый исполнитель. А роли, я бы сказал, выросли из одного корня. Ведь оба героя — и Лукашин, и Новосельцев — в общем-то натуры схожие. Оба скромны, застенчивы, в обоих любовь совершает чудесные «перевертыши»», - писал в своих воспоминаниях Эльдар Александрович.

Фильмы Рязанова дарят светлые ощущения сказки и веры в любовь и доброту - Собянин>>

«Вокзал для двоих»

Кадр из к/ф "Вокзал на двоих". Фото: сайт "Кинопоиск"

Рязанов считал картину частью трилогии «О любви», первыми частями которой стали «Ирония судьбы» и «Служебный роман». Однако этот фильм трансформировался из развлекательного жанра в трагикомедию.

В начале работы над картиной Рязанову не нравился написанный им же в соавторстве с Эмилем Брагинским сценарий. Режиссер даже думал об отказе от картины, сценарий переписывался много раз. Причиной был поиск новых, еще не знакомых ему форм. Именно реалистичность натуры, ведь все съемки происходили в подлинных декорациях – вокзал, колония, рынок, - показали, что часть диалогов, фраз, реплик фальшивы и не вписываются в действительность. По мнению Рязанова, именно жизненный опыт и талант актеров, исполняющих главные роли, позволили сделать картину такой живой и понятной простым людям.

«Конечно, мы недостаточно знали социальную среду, в которую вторглись. Мы знали ее как бы по касательной, а не изнутри. И в этом тоже причина приблизительности диалогов. Для преодоления этого недостатка, который я перед съемками инстинктивно чувствовал, но сформулировать четко еще не мог, я стал набирать актеров, которые были выходцами из нужных слоев общества», - вспоминал Рязанов.

Знаменитости и политики скорбят по скончавшемуся режиссеру Эльдару Рязанову>>

«Небеса обетованные»

Кадр из к/ф "Небеса обетованные". Фото: сайт "Кинопоиск"

Ярким продолжением жанра трагикомедии стал фильм «Небеса обетованные», премьера которого состоялась в октябре 1991 года. Отточив жанр социальной комедии, не только оголяющей проблемы общества, но и раскрывающей трагедию человеческой судьбы, Рязанов снял один из актуальнейших фильмовы времен распада СССР. Комедия по форме и трагедия по сути, лента очень тонко передала жестокость того времени, рассказывая о судьбах людей из самых незащищенных слоев общества.

Для картины создали целый мир бездомных на сортировочной станции Киевской железной дороги. Съемки проходили в тяжелых условиях, осенью и зимой, без каких-либо удобств. «Снимали в основном вечером, кругом темень, грязь, почти все время с неба льет. Мимо с ревом сквозят поезда. Натуральность обстановки, трудная атмосфера, тяжелые нагрузки способствовали, думаю, той убедительности, которая требовалась от артистов», – вспоминал Рязанов.

Сам Рязанов считал картину одной из лучших своих работ, а день ее премьеры он вспоминал с особенными чувствами. «Через неделю после путча, в зале парламента состоялся просмотр «Небес обетованных» для защитников Белого дома. Этот день стал, может быть, одним из лучших в моей биографии», - признавался Эльдар Александрович. То чувство братства, единства, гражданского порыва, которое испытали зрители, увидев в картине точнейшее отражение своего времени, потрясло Рязанова до глубины души.

Уважение к Эльдару Рязанову останется со мной на всю жизнь – Проскурин>>

Материал подготовлен на основе информации с официального сайта Э. А. Рязанова: http://eldar-ryazanov.ru/.