Профориентация и трудовое воспитание: какие изменения ждут школьников в 2023–2024 учебном году
В настоящее время образовательная система России находится в процессе реформирования. О том, какие нововведения ждут школьников в новом учебном году, РИАМО рассказал Роман Михайлов, председатель комитета по образованию партии «Новые люди».
Единая общеобразовательная программа
С первого сентября все школы перейдут на новую общеобразовательную программу. По словам Романа Михайлова, эта программа должна будет заменить существующие региональные и муниципальные программы и обеспечить унифицированный подход к обучению детей. Роман подчеркивает, что основная цель этой общеобразовательной программы – создание единого стандарта образования, который позволит ученикам получать одинаковый набор знаний и навыков, независимо от места жительства.
Это поможет, по мнению эксперта, сократить разрыв в уровне образования между городскими и сельскими школами, а также между школами разных регионов. Однако есть и негативная сторона, которая заключается в ограничении автономии инновационных школ и педагогов. «Также не стоит забывать и про то, что ученики имеют различные интересы, способности и потребности, и единая общеобразовательная программа может не учитывать эти различия. Это может привести к тому, что некоторые ученики будут скучать на уроках, а другие не смогут справиться с материалом», – подчеркивает Роман Михайлов.
Помимо этого, преподаватели могут иметь различный уровень квалификации и опыта, и единая общеобразовательная программа также это может не учитывать. Это, возможно, приведет к тому, что некоторые ученики будут получать более качественное образование, чем другие, отмечает политик.
Занятия по профориентации
В новом учебном году все ученики будут проходить обязательный курс профориентации, который поможет им определиться с выбором будущей профессии. Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов на Всероссийском совещании руководителей региональных органов исполнительной власти по актуальным вопросам развития системы образования.
«С 1 сентября 2023 года во всех школах Российской Федерации будет внедрена единая модель профориентации – профориентационный минимум. Каждая школа выберет один из уровней реализации профминимума: базовый, основной или продвинутый. В 6–11-х классах еженедельно в рамках внеурочной деятельности по четвергам будут проходить занятия по профориентации „Россия – мои горизонты”», – пояснил министр.
Роман Михайлов подчеркивает, что многие выпускники школ не знают, какую профессию и какой путь развития выбрать для себя. В результате они могут оказаться на неподходящей работе или потерять много времени на поиск своего места в жизни. «Внедрение единой модели профориентации – это серьезный шаг в развитии образования в России. Он позволит сделать процесс выбора профессии более осознанным и рациональным», – комментирует политик эту инициативу.
Согласно методическим рекомендациям Минпросвещения, подготовка школьников к выбору профессии должна начинаться с шестого класса. В 6-7 классах ученики должны определиться с предметами, необходимыми им в будущем, в 8-9 классах выбрать дисциплины для профильного обучения, а в 10-11 классах подготовиться к ЕГЭ по ним.
«Однако важно, чтобы профориентационная модель учитывала изменения в требованиях и потребностях рынка труда. Если модель профориентации не будет обновляться, то ученики могут получать устаревшие знания и навыки, которые не будут соответствовать современным требованиям рынка труда», – подчеркивает Михайлов.
Серебряные медали для выпускников
С началом нового учебного года в российских школах вновь будут вручаться серебряные медали «За особые успехи в обучении» II степени.
«Эта традиция была утрачена 10 лет назад, но сейчас она возвращается. Серебряные медали смогут получить ученики, в аттестатах которых не более двух четверок, а все остальные оценки — „отлично”. Ожидается, что серебряная медаль будет давать дополнительно 2-3 балла к результатам ЕГЭ», – поясняет Роман Михайлов.
Он полагает, что возвращение серебряных медалей станет стимулом для учеников стараться еще больше и достигать высоких результатов в учебе. Это также будет признанием их трудов и достижений, что важно для развития самооценки и мотивации.
Трудовое воспитание школьников
С 1 сентября в школах начнется новый этап в развитии образования – введение трудового воспитания для школьников.
Школьники смогут трудиться на благо общества, выполняя различные задачи в школе или за ее пределами. Однако, полагает Роман Михайлов, у этого нововведения есть как плюсы, так и минусы.
«Безусловно, во время общественно-полезной активности дети смогут приобрести новые знания и навыки, которые могут быть полезными в будущем. Например, они могут научиться работать с инструментами или узнать о новых технологиях. Но при этом необходимо помнить про технику безопасности. Например, работа с электроинструментами или садоводство могут привести к травмам или несчастным случаям», – отмечает Роман.
Кроме того, он считает важным, чтобы общественно-полезный труд не отвлекал от учебы и не сказывался на подготовке к экзаменам. «Однозначно, хорошим шагом было бы дать полномочия родителям и детям через школьные управляющие советы самим распределять „трудовую” нагрузку, опираясь на внеклассные занятия. Важно, чтобы семьи и учителя помогали школьникам справляться с нагрузкой и не забывать о главной цели – получении качественного образования», – подчеркивает политик.