Праздник в окопах: как ветераны Подмосковья встречали Новый год на войне

Праздник в окопах: как ветераны Подмосковья встречали Новый год на войне
Акценты

Материал подготовлен Электростальским ИА>>

Линия фронта – не самое подходящее место для праздника. Но даже в годы Великой Отечественной, когда вокруг шли ожесточенные бои, солдаты старались хоть как-то отметить Новый год. Добыть где-нибудь елочку, разжиться горячительным, и, как только выпадет свободная минутка, собраться в кругу боевых товарищей и поднять тост за Победу.

И все же нам сложно представить, что такое военный Новый год - зато ветераны помнят. Они поделились своими воспоминаниями с корреспондентом Электростальского информагентства.

Новый год на передовой

Ветеран Великой Отечественной Александр Крылов на войну попал 17-летним мальчишкой, сбежав на фронт из подмосковного Талдома, где родился и вырос. Это было в 1943-м, когда на Курской дуге шли ожесточенные бои.

«В знаменитой танковой битве под Курском мне тоже довелось участвовать. Правда, был я не танкистом, а пехотинцем. Попал в самую мясорубку. Сколько моих товарищей там полегло! Мне же повезло: я выжил, потом прошел с нашей боевой частью всю Белоруссию, освобождал ее от захватчиков. А войну закончил в Кенигсберге, там и отпраздновал День Победы», - рассказывает Александр Васильевич.

Встречать на фронте Новый год ему довелось дважды. И оба раза – в атмосфере, мягко говоря, не соответствующей празднику: на передовой, в походно-полевых условиях.

«Мы же из пехоты, поэтому встречать праздник приходилось прямо в окопах. Это артиллеристы могли поставить палатку где-нибудь рядом со своей батареей и там отмечать. Танкисты – те вообще в боевых машинах закрывались и праздновали. Хотя празднованием это можно было назвать с большой натяжкой: посидят немного, чаю попьют. И все – на передовой-то особо не расслабишься. Поэтому впечатление о военных Новых годах у меня одинаковое: какой-то черно-белый пейзаж, грязь, холод», - вспоминает ветеран.

«Единственное, о чем мы мечтали в тот миг – дожить до победы, вернуться домой целыми и невредимыми. Праздновать, если честно, не было ни желания, ни возможности», - признается он.

Но однажды под Новый год произошла любопытная история. Солдаты сидели в землянке. Ночь, холод, кромешная тьма. До немецких окопов всего-то метров 300. И вдруг слышат – с их стороны музыка раздается. «Какие-то заунывные тирольские песнопения: очевидно, патефон врубили, празднуют. Ах, думаем, так вас растак, веселитесь, значит? Шмальнуть бы пор вам сейчас прямой наводкой, да нельзя без приказа», - рассказывает ветеран.

«А на следующий день – в бой. Смяли мы немецкие оборонительные укрепления, много наших полегло в той атаке. И вот бой окончен, мы с товарищами идем погреться в только что захваченную нашими немецкую землянку. Заходим, а там… Как сейчас перед глазами та картина – следы вчерашнего застолья, патефон с разбитой пластинкой и трое убитых фашистских офицеров», - вспоминает Александр Васильевич.

Узнайте историю вдовы и боевой подруги дважды Героя Советского Союза>>

Военно-полевой роман

Есть в Электростали клуб боевых подруг «Катюша», объединяющий жительниц города, прошедших Великую Отечественную войну. Сейчас, спустя почти 70 лет после Великой Победы, «Катюш» осталось всего четыре. Руководит клубом Надежда Нестерович. В годы войны она служила телефонисткой в большом подразделении, объединявшем дивизию Ладожской флотилии и батареи фортов Балтийского флота.

«1945 год мы встречали в немецком городке Кольберг на берегу Балтийского моря. Атмосфера в городе была напряженная, если не сказать - враждебная. Местные жители видели в нас исключительно захватчиков. Нередко они совершали диверсии против советских солдат. Поэтому и воспоминания о новогодних праздниках военных лет у меня далеко не самые радужные», - вспоминает Надежда Александровна.

Она рассказывает, как накануне Нового года взяли работать в солдатскую столовую местную женщину. Ее мужа знали, как участника антифашистского сопротивления. Но выяснилось, что это не так. Когда готовился праздничный ужин, немка с помощью шприца ввела в сырые яйца яд. Его действие оказалось моментальным, погибли семь наших бойцов. «Женщину задержали, но – ребят-то не вернешь», - сожалеет ветеран.

Там же, на немецкой земле, той же зимой, Надежда встретила своего будущего мужа Леонида Нестеровича. После войны они поженились. Сейчас Надежда Александровна уже прабабушка, но, несмотря на почтенный возраст, продолжает активно участвовать в общественной жизни города.

Военно-историческая реконструкция битвы ВОВ прошла в Рузском районе. ФОТО>>

Сахар к Новому году

Электростальскому художнику Николаю Иванову, который 17 декабря отпраздновал свое 90-летие, за всю войну так и не пришлось поучаствовать в настоящих боевых действиях.

«Служить меня направили на Дальний Восток. Была вероятность, что Япония, союзник гитлеровской Германии, откроет здесь второй фронт. И наша часть находилась в полной боевой готовности. Скажу честно, ждать было невыносимо – на западном фронте в это время гибли наши товарищи. Мы писали заявления с просьбой отправить нас на передовую, но нам сказали – ваш фронт здесь! И мы ждали, когда начнется война. Было тяжело, потому что японцы все время провоцировали, а мы терпели и рвались в бой», - рассказывает ветеран.

Вот в такой обстановке и встретил Николай Иванов свой первый военный Новый год. Тогда, в последний день декабря 1943 года, с ним произошел забавный случай, о котором живописец любит вспоминать. Как-то незадолго до Нового года Коля имел неосторожность нарисовать дружеский шарж на одного из своих боевых товарищей, колоритного сибиряка по имени Юрий. Получилось убедительно: хохотало все подразделение, включая солдата, изображенного на холсте.

Казалось бы, посмеялись и забыли, но не тут-то было. И 31 декабря с самого утра к Коле потянулись сослуживцы – мол, нарисуй меня так же, как Юрку-ефрейтора. А я за это с тобой сахарком поделюсь. Так и провел молодой художник предновогодний день: как только выпадет свободная минута – сразу рисовать!

«А желающие все прут да прут. Нарисовал почти два десятка шаржей, рука чуть не онемела. Зато сахаром разжился на несколько недель вперед. Но на следующий Новый год, когда кто-то робко заикнулся о дружеских шаржах, Коля наотрез отказался рисовать – мол, рука еще с прошлого раза не отошла», - шутит ветеран.
Война для Николая Иванова закончилась 2 сентября 1945 года, когда Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Впоследствии он служил в МВД, ушел в отставку в звании полковника. Всю жизнь рисовал, даже заочно окончил курсы Всесоюзного дома народного творчества имени Крупской. Выйдя на пенсию, ветеран полностью посвятил себя живописи. И до сих пор активно рисует, несмотря на возраст.

К 90-летнему юбилею Николая Иванова в Электростальском музейно-выставочном центре открылась выставка его лучших работ «От души». Правда, шаржей, созданных в годы войны, посетители не увидят, зато там представлено немало замечательных картин. Выставка продлится до 18 января.

Олег Книжник