Попытка усидеть на двух стульях: что значит запрет Казахстана на «серый» импорт в РФ
С 1 апреля в Республике Казахстан (РК) заработает онлайн-система для отслеживания всех товаров, которые ввозятся и вывозятся из страны. Она призвана продемонстрировать намерения казахских властей не помогать РФ обходить санкции с помощью параллельного импорта, сообщило издание Eurasianet. Угрожает ли это налаженным логистическим маршрутам в Россию, читайте в материале РИАМО.
Искусство дипломатии: как избежать западных санкций, будучи членом ЕАЭС
В феврале Госсекретарь США Энтони Блинкен совершил поездку по странам Центральной Азии, заехал он и в Казахстан. Возможно, именно это повлияло на решение Астаны усилить контроль по обходу антироссийских санкций с помощью специальной онлайн-системы.
Во время визита главы американского Госдепа министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди заявил о существующих проблемах по соблюдению западных санкций.
«У Казахстана исторические связи как с Россией, так и с Украиной, — объяснил Тлеуберди. – Наши экономики связаны между собой уже давно, и поэтому вся эта ситуация определенно достаточно тяжела для нас, для нашей экономики, и мы пытаемся избежать каких-либо негативных последствий от санкций».
При этом глава МИД РК поблагодарил Госсекретаря США за то, что американская сторона заранее предоставляют информацию о том, какие поставки выглядят подозрительными. В итоге ни одна казахская компания пока что не попала под санкции.
Действительно, Астана находится в непростой ситуации. С одной стороны, Казахстан не раз заявлял, что не планирует вводить санкции в отношении России (не забываем, что РК – член Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С другой стороны, он не собирается быть в роли инструмента для обхода ограничительных мер, введенных третьими странами. Ведь риски вторичных санкций по-прежнему высоки.
Среднеазиатские лазейки: что может поменяться после 1 апреля
Нет сомнений, что Казахстан, будучи членом ЕАЭС, является для России очень удобной площадкой для параллельного импорта. Возникает вопрос: изменится ли ситуация после 1 апреля?
«Учитывая общий внешнеполитический тренд Казахстана, похоже, что все может быть вполне всерьез, хотя какие-то серые схемы, выгодные местным бизнесгруппам и, прежде всего, чиновникам, все же продолжат осуществляться. Однако теперь они вряд ли смогут носить системный характер», – считает инвестбанкир, профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган.
Экономист отмечает, что за среднеазиатские лазейки «параллельного импорта», похоже, взялись всерьез. Так, согласно информации The Telegraph, ЕС может ввести санкции в отношении стран Центральной Азии, которые помогают РФ обходить наложенные на нее торговые ограничения. Евросоюз намерен провести дипломатические консультации со странами Центральной Азии, чтобы предупредить их о возможных последствиях.
Из происходящего инвестбанкир делает два главных вывода.
Во-первых, восстановление импорта и налаживание новых каналов поставки необходимого оборудования и машинокомплектов в очередной раз может оказаться под серьезным ударом. В результате российским бизнесменам вновь придется искать варианты для налаживания новых каналов импортных потоков.
Во-вторых, «как ни странно, теоретически мы можем увидеть новую волну укрепления (или по крайней мере прекращение просадки) рубля вследствие нового удара по российскому импорту», считает Коган.
Система-онлайн контроля Казахстана от лукавого
По мнению профессора кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» РАНХиГС Юрия Юденкова, Казахстан на официальном уровне может делать заявления о контроле российского импорта через страну, но по факту ситуация вряд ли изменится.
«Представьте себе границу России и Казахстана – она огромна. На официальном уровне они говорят, что прекращают импорт в РФ, на самом деле, как возили, так и будут возить. А система онлайн-контроля, о которой они заявили, от лукавого», – говорит эксперт.
Возможно, если проекты масштабные и поставки очень велики, то они могут быть выявлены, но о тотальном контроле речи быть не может.
«Если возить санкционные товары вагонами, то их можно отследить и поймать, а вот если «газелями», то – не получится. Поэтому параллельный импорт как был, так и останется. А Казахстан изображает невинное лицо перед Минфином США: я не я и лошадь не моя. Но при этом, понятно, они не хотят ругаться и с РФ, там много русских и российского бизнеса», – высказывает свою точку зрения Юденков.
Эксперт привел пример действия двойных стандартов из энергетической сферы.
«В портах Великобритании стоят танкеры. Конечно, они не российские, но на их борту российская нефть. И вопреки всем запретам и ограничениям, они продолжают ее потреблять. Все равно вся мировая политика упирается в финансы и все друг друга обманывают, придумывая разные схемы ради извлечения прибыли», – резюмирует Юденков.