Подмосковные десантники: о горячих точках, боевом братстве и купании в фонтанах

Подмосковные десантники: о горячих точках, боевом братстве и купании в фонтанах
Акценты

Российские десантники 2 августа отмечают свой праздник, громко и с размахом. ВДВ – это род войск со сложившейся репутацией. Десантники из разных городов Московской области рассказали РИАМО, как они празднуют, соответствуют ли реальности стереотипы о ВДВ, что дает служба в Воздушно-десантных войсках.

Капитан I ранга Александр Жуков: о службе на миноносце и подводной лодке>>

Андрей Шальков, 47 лет, г. Можайск. Служил в 668-м отдельном отряде специального назначения ВДВ Главного разведывательного управления Генштаба на территории республики Афганистан в 1987–1989 годах.

О боевом братстве

«Раньше мы с ребятами собирались, отмечали праздник, а сейчас уже нет. Но, конечно, перезваниваемся. И в Москву ездили, и в Можайске собирались. А сейчас на смену молодые пришли. А вот 15 февраля традиционно у нас с можайским «Боевым братством» (общественная организация ветеранов военных конфликтов – ред.) проходят рейды. Мы собираем деньги матерям погибших и ездим по всем могилам ребят, возлагаем цветы. Сейчас добавилось много ребят – из Чечни, из Донбасса. В этом году два дня ушло, чтобы всех объехать по району», - рассказывает десантник.

О купании в фонтанах

«Говорят, военнослужащие ВДВ купаются в фонтанах. Кому это нравится – пусть купаются, я этим не занимался. Да, выпивали, сидели, болтали, вспоминали, даже слегка дрались между собой, чтобы вспомнить прошлое. Я, конечно, отношусь к этому отрицательно – ну зачем дурь свою показывать у всех на глазах? Выпил – веди себя культурно», - считает Андрей Викторович.

О службе в горах

«Служба в горячей точке дала очень многое. Прежде всего, это взаимоотношения с сослуживцами - рядом всегда была рука помощи. Мозги служба вправила. Я вернулся, не «шлындал», а работал, женился, дочь родилась. Сейчас в армии служат год. Что такое год в ВДВ? Это ничего! Год – это только привыкать к армии, а потом еще год – закреплять. Год – это не служба, я считаю», - говорит он.

«Основные действия – это походы в группах, мы брали караваны. В Чечне был немного другой профиль работы. У нас как улетишь – или в горах тебя выкинут на вертолете, или пешком в горы идешь до определенного места.

В учебной части, в основном, все заключалось в связи, это изучение разных радиостанций. «Ангара» коротковолновая была и такая маленькая радиостанция «Ромашка», с ней нужно было держать связь с вертолета. Ставятся специальные кодированные ключи, чтобы ты мог разговаривать по связи, а тебя «духи» не могли воспринимать, у них идет не разговор, а бульканье. Около 20 кг радиостанция весит, плюс берешь с собой боекомплект и питание. Где-то 50 кг на тебе - и пошел в горы, зимой спальник внизу привязываешь. Радист находится в любом роде войск, начиная от подводной лодки, заканчивая самолетом и пехотой», - объясняет десантник.

Летчик-ас из Жуковского Сергей Мельников: «За облаками - всегда солнце»>>

Петр Власов, 86 лет, Волоколамский район, д. Кашино. Служил на Дальнем востоке в 37-м десантном корпусе 99-й дивизии, 300 гвардейском парашютно-десантном полку, 1947-1950 гг., ныне – руководитель военно-патриотического клуба «Десантник»

О Родине и патриотизме

«Для десантников День ВДВ – не просто праздник. Это своеобразный стимул, который вдохновляет служить Родине! Всем нам, десантникам, сделали «прививку» патриотизма. И каждый из нас понимает, что именно на наших плечах лежит ответственность за безопасность целой страны, и это большая честь. Всю нашу работу можно свести к единственной фразе: «Никто, кроме нас», - говорит десантник.

Наряду с такими качествами, как стойкость, смелость, храбрость, служба в ВДВ дала мне возможность получить звание инструктора парашютно-десантной подготовки. За всю свою жизнь я совершил 376 прыжков», - рассказывает Петр Евлампиевич.

Десантник - это защитник

«В День ВДВ я обычно встречаюсь со своими сослуживцами. По возможности, езжу в Москву. В этом году, в год 85-летия ВДВ, в пятый раз приму в параде личное участие со своими курсантами из военно-патриотического клуба «Десантник».

Сейчас сложилось много стереотипов о десантниках. С нами связывают и рукопашные бои, и метание ножей, и, конечно, прыжки с парашютом. Все это, безусловно, так и есть. Но все-таки не стоит забывать, что десантник, в первую очередь, это защитник. Каждый из нас остается верен своей Родине до конца своих дней», - подчеркивает десантник.

Главное правило десантника

«Главное правило ВДВ – быть неболтливым. Другими словами, не разглашать военную и государственную тайны. Поэтому десантников сразу воспитывают в духе бдительности, чтобы они лишнего никому не рассказывали, тем более, в тылу противника при выполнении боевых задач.

В последние годы, к большому сожалению, в ВДВ берут ребят, которые в моральном отношении менее готовы служить, чем мы в свое время. Раньше в ВДВ шел отбор по многим критериям: рост, вес, физическое состояние, несудимость близких и т.д. А главное, требовалось желание служить именно в ВДВ. Сейчас все проще, лишь бы ребята были здоровыми», - отмечает собеседник агентства.

Пограничник из Истры: «Купание в фонтанах - это не для нас»>>

Андрей Скрынников, 46 лет, г. Пущино, место службы - 38-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада, г. Брест Белорусской ССР, поселок Южный городок, 1987 – 1989 гг.

О роли армии

«Армия делает из мальчика мужчину. Не зря говорят: «Кто был студентом – видел юность, кто был солдатом – видел жизнь». Армия воспитывает человека в нужном направлении. Когда тебе ставят

задачу, ты просто выполняешь ее, и все. Именно служба в ВДВ привила мне любовь к небу, к высоте, начал по-другому оценивать свои возможности. За свою жизнь я совершил 119 прыжков с парашютом», - говорит Андрей Викторович.

Дембеля 80-х

«Это день памяти, дань всем, кто служил. Воспоминания, встреча с друзьями однополчанами. Это день, когда мы снова окунаемся в те события, которые происходили когда-то во время службы.

Стараюсь всегда провести праздник среди друзей и сослуживцев. Два года назад ездил в свою воинскую часть, на юбилей. Несколько раз организовывал праздник в Пущине, рядом с аэродромом «Большое Грызлово». Устраивал не только встречи, но и концерты для земляков. Вместе с друзьями выступали на бортовом грузовике на опушке леса, рядом с городом. В этом году вместе с нашей группой «Дембеля 80-х», которую я организовал, мы едем выступать в Тулу, в 51-й полк. Кстати, все музыканты группы отслужили в армии – кто в пехоте, кто в морфлоте, кто в ракетных войсках», - рассказывает десантник.

«То, что мы видим о себе на ТВ – это безбашенные люди, только умеют, что напиться и купаться в фонтанах. Я общаюсь с другими людьми. Все солидные, культурные. А то, что все собираемся 2 августа, независимо от того, где ты и кто ты, то этому надо отдать должное. У нас так называемое десантное братство, которое все ценят.

В канун праздника хочу пожелать всем, кто служил в ВДВ оставаться людьми, в любой ситуации. И полагаться на трезвый разум. Не поддаваться эмоциям, которые часто захлестывают, а это бывает, и у нашего брата чаще всего», - говорит десантник.

Не каждый выдержит

«Про десантников говорят так: «Он всего две минуты орел, в остальное время – лошадь». Если говорить о подготовке - здесь очень большие нагрузки. Под так называемыми «воскресными праздниками» подразумевались марш-броски до 30 км, стрельба. Не каждый выдержит службу в ВДВ. У нас были случаи, когда отправляли в другие части.

Судя по рассказам тех, кто недавно вернулся со службы, стали более снисходительно относиться к призывникам. Но в то же время больше внимания стали уделять основной подготовке. Меньше нарядов по кухне и уборке. Конечно, год службы – это очень мало для практики. Да и за два, в принципе, не всему научишься», - признается собеседник агентства.

Моряк-черноморец из Подмосковья: Сирия, Крым и игры в пиратов>>

Владимир Иванчиков, 21 год, Рошаль, место службы - Псковская дивизия ВДВ, 2013 - 2014 гг.

Школа жизни

«Служба стала для меня школой жизни во всех смыслах. О других войсках я знаю лишь по рассказам, так что сравнивать не могу. Но знаю точно, что мне повезло, что я попал именно в ВДВ. Во-первых, я стал самостоятельным. Когда рядом нет заботливых родителей, приходится принимать решения и самому отвечать за свои поступки. Во-вторых, я научился выживать в сложных условиях, например, мы выезжали на три дня в лес, и задача была - выжить без воды и без еды. Воду мы добывали из болот, процеживали через тельняшки, потом кипятили в котелке, и только потом пили. А чтобы вермишель из сухого пайка была сытнее, добавляли в нее лягушек, которых также поймали на болоте», - рассказывает десантник.

«Учения, стрельбы были очень часто, примерно два раза в неделю. С 20 февраля по 18 марта 2014 года я был на учениях в Белгороде, готовы мы были по-боевому, техника, пули, броня, было озвучено официальное задание - охрана лагеря. Но каждый из нас понимал, что ситуация напряженная, в любой момент могут начаться боевые действия, и мы были готовы защищать интересы своей страны. Для этого нам был нужен только приказ, и, хотя он так и не прозвучал, мне вручили медаль «За возвращение Крыма». Я понял, что стоит за словами «Никто, кроме нас» - это тяжелый труд, работа над собой и самодисциплина», - говорит Владимир.

«Срок службы в армии изменился, и я служил не два года, а один. Но я, конечно, хотел бы отслужить два, по-моему, тогда я бы получил еще более серьезную подготовку. За год невозможно получить такие же знания, как за два», - добавляет он.

Первый День ВДВ

«Пока я праздновал день ВДВ только однажды, в семейном кругу в год окончания службы, тогда обошлось без поездки в Москву и встречи с друзьями. В этом году я точно увижусь со своими армейскими друзьями. Я уже очень соскучился. Мы еще во время службы договорились о месте встречи - парк Горького, четвертая скамейка от карусели. Четвертая, потому что всегда были вчетвером, держались друг друга. С самого начала службы эта цифра стала для нас знаковой, мы ходили в караул и в наряд, всегда поддерживали друг друга, выручали чем могли, нас это в некоторых ситуациях спасало.

В этом году мы с ребятами встретимся и поедем в баню, а там уже посидим, пообщаемся подальше от посторонних глаз. Купаться в фонтанах мы не планируем, я, если честно, не вижу смысла в этом действии», - делится молодой человек.

«Приходилось слышать предположения о том, что каждый уважающий себя десантник в свой день обязательно должен пьяным, купаться в фонтане и бить головой кирпичи, если не найдет других жертв для избиения. Для меня подобных стереотипов не существует. Люди везде разные. Ну а если кто-то в день ВДВ под действием алкоголя решил устроить незапланированное показательное выступление, то это его личное дело, а не какой-то обычай или общая практика. Я знаю, что среди ребят, одетых в этот день в голубые береты, не должно быть тех, кто одел чужую форму, кто не заслужил право носить берет. Такая «десантура» раскрывает себя с первых минут разговора, не могут ответить на самые простые вопросы о службе. Традицию десантников объяснять подобным людям, что так делать нельзя, я считаю правильной», - уверен Владимир.

Главное слово - «приказ»

«Служба научила меня: где бы ты ни был, на войне или в мирной жизни, нужно трезво оценивать обстановку вокруг и даже быть хитрым. Любую ситуацию можно привести к результату, нужному тебе. О секретах службы говорить пока не могу. В ВДВ нет понятия «страшно» или «не могу», зато есть приказ, и ты должен его выполнить, во что бы то ни стало», - говорит десантник.

Солдаты Великой Победы: жители Подмосковья об отцах-фронтовиках>>

Андрей Бердеченков, 22 года, г. Ивантеевка, родом из Пензенской области, служил в Приморском крае, г. Уссурийск, в воинской части 71/289.

Школа выживания

«Для меня этот праздник светлый и торжественный. Этот день очень важен для нас всех – тех, кто служил в Воздушно-десантных войсках. В городе Пензе есть мемориал «Разорванная звезда», у которого 2 августа проходит общий сбор всех десантников Пензы и Пензенской области. Далее все следуют на площадь, там же находится фонтан. Традиции у нас простые - собираемся с земляками-сослуживцами, всего из Пензы нас было 15 человек, вспоминаем службу, наше братство, взаимовыручку, интересные и опасные моменты», - говорит десантник.

«Служба очень многому меня научила! Во-первых, уважению к своим товарищам, близким и знакомым тебе людям. Ведь они на протяжении года находились рядом с тобой, поддерживали и помогали, не давали упасть и споткнуться. У нас существовало братство десантников. Служба научила выживать одному вдали от дома, от родных, быть самостоятельным, преодолевать все жизненные трудности.

Конечно, я получил большой опыт и в боевой подготовке: научился стрелять – три раза в неделю тренировались стрелять на полигоне, прошел сильную воздушно-десантную и физическую подготовку, и стал отличником последней. Более того, получил навыки рукопашного боя», - рассказывает Андрей.

Как не ударить в грязь лицом

«У людей служба в Воздушно-десантных войсках создает ассоциации с серьезным, бесстрашным человеком. Это морально и физически крепкий человек, элитный солдат, владеющий боевыми навыками. Иногда новость о том, что служил в ВДВ, вызывает страх – с этим парнем лучше не связываться. В народе знают, что мы верны своим принципам, что для нас служба - это не просто навыки, но еще и верность своим традициям, этикету. Десантник знает, что он - пример, гордость, и он несет ответственность перед ВДВ, по нему будут судить обо всех, и это ему помогает не ударить в грязь лицом», - отмечает молодой человек. Не думаю, что подготовка и принципы обучения изменились. Я много общался с офицерами и «дедами», они рассказывали, что проходили все то же, что и мы. Соблюдаются все те же традиции боевой и моральной подготовки. Меняется лишь вооружение и экипировка в войсках ВДВ. Изменился также срок службы, и я попал на годичную, хотя хотелось бы отслужить два года», - заключил он.