Подмосковное село Дединово – родина российского флага

Подмосковное село Дединово – родина российского флага
Акценты

Материал подготовлен Луховицким ИА>>

Главными символами любого государства являются герб, гимн и флаг. Они отражают историю страны и связывают ее прошлое с настоящим. Государственный флаг России, день которого отмечается 22 августа, берет свое начало под Москвой в селе Дединово, где впервые был поднят на корабле «Орел». Какой путь проделал флаг государства российского, кто был его предшественником, и как флаг приобрел современный вид, узнал корреспондент Луховицкого информагентства.

Как много вы знаете о государственных символах Российской Федерации. ВИКТОРИНА>>

На знамена молились

Парад флагов

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

До второй половины XVII века в России не было флагов. Были известны лишь стяги древнерусских полков, которые после крещения Руси в 988 году считали священными. Лики Спасителя, Богородицы, святых изображали на боевых стягах огромных размеров. Перед ними, освященными как иконы, совершали молебны русские воины. В литературе описаны стяги Дмитрия Донского на Куликовом поле. Древнейшие дошедшие до наших времен русские знамена относятся к XVI веку. Среди них - знамя Ивана Грозного времен Казанского похода, знамя Ермака.

День флага России отметили в Подмосковье>>

Орел двоеголовый

Так случилось, что первый российский флаг был поднят именно на корабле – на Дединовской судоверфи.

«Оку не принято называть великой, хотя именно такой она была для молодого Московского государства, став главнейшей коммуникацией нарождавшегося единого российского рынка», - отмечают историки, краеведы Андрей Шаблин и Сергей Кочетков в книге «Дединово – село морское».

Дединову выпала честь стать «первым отечественным адмиралтейством» – родиной первенца российского военно-морского флота, фрегата «Орел». История первой русской государственной судоверфи началась с указа царя Алексея Михайловича – отца будущего императора российского Петра I.

«1667 года июня в 19-й день великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великие и Малые и Белые России самодержец, указал, для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове…», - отмечается в издании «Приказные дела старых лет» (Российский государственный архив, дело об «Орле»).

В декабре 1667 года царь издал указ «О титуле царском и о государственной печати». Этот указ стал первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба – «орла двоеглавого». А затем последовал еще один царский указ о присвоении фрегату названия «Орел» в честь русского государственного герба. В документе было указано, что кораблю «велено прозвание дать Орлом», а капитану отдали приказ – поставить на носу и корме по фигурке орла, а на знаменах и еловчиках (вымпелах – ред.) – нашивать изображения орлов.

Находки археологов в Москве: Кремлевский клад и череп неандертальца>>

Сотни аршин на флаги

Эстафета российского флага в Ногинске

Фото: Анастасия Марухленко, Ногинское ИА

Голландец Давид Бутлер, руководивший постройкой корабля, обратился к государю с тем, что необходимо поднять корабельный флаг, так как это принято по обычаю государств, имеющих флот. Царю Алексею Михайловичу в марте 1667 года была подана «роспись», что еще надобно к корабельному строению, помимо уже заказанных и доставленных материалов:

«63 аршин киндяку (хлопчатобумажная ткань – ред.) на знамя, на среднее большое дерево, 108 аршин киндяку на знамя, что живет на корме, 30 аршин киндяку на знамя, на переднее лежачее дерево, что на носу, 42 аршин киндяку на долгое узкое знамя. А цветами те же киндяки как великий государь укажет…», – указано в издании Археографической комиссии.

Если обращаться к истории, знамена появились еще в древнем мире и имели, прежде всего, военное значение. Они помогали определить расположение на поле боя отдельных частей, отличить своего от чужого. Флаги обязаны своим появлением развитию мореплавания в Европе и по морскому закону, знамена определяли государственную принадлежность корабля. Флаг на судне не только позволял определить страну собственника судна, но и защищал корабль как часть государственной территории. Ведь по международному закону, судно без флага – это пиратский корабль.

«Необходимость вывешивать знамена на русских кораблях ранее не возникала именно потому, что на внутренних водных коммуникациях таких опознавательных знаков не требовалось», – поясняет историк-краевед Сергей Кочетков.

Для изготовления флагов 9 апреля 1667 года царским Сибирским приказом было велено «прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и еловчики», говорится в издании Археографической комиссии. В марте 1669 года Давид Бутлер и астраханец Иван Савельев принимали построенный корабль, признали его годным для хождения по Хвалынскому морю. И тогда оперативно было решено и о флаге.

Наконец, 7 мая 1669 года «Орел», а также суда сопровождении - яхта, бот, шняки и струги (парусно-гребные суда – ред.) вышли из Дединова. «Орлом» командовал Давид Бутлер, яхтой – Ламберт Гельт. Об отбытии флотилии можно прочитать в книге Яна Стрейса «Три примечательных и крайне бедственных путешествий по Италии, Греции, Лифляндии, Московии, Мидии, Персии, Ост-Индии…».

«За небольшой отрезок времени существования дединовской судоверфи с 1667 по март 1670 года здесь были построены еще несколько морских судов. Предназначение флотилии было в первую очередь для защиты торговых судов на Волге и Каспийском море», – говорится о в книге «Дединово – село морское».

Этот период стал знаковым для государства в плане становления российской символики - герба и флага. Впервые государственный герб стал использоваться не просто как печать на документах, подтверждающих волю царя, а как символ государственной власти. И, наконец, впервые, на российском корабле был поднят государственный флаг.

Десять проектов строительства, изменившие жизнь в московском регионе за 5 лет>>

Спорный вопрос

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

Большинство авторитетных ученых сегодня не сомневаются в том, что государственный флаг впервые был поднят именно на первом русском военном корабле «Орел» в Дединово. Однако честь и право называться Родиной российского триколора оспаривают нижегородцы. Краеведы Нижнего Новгорода считают, что флаг на «Орле» был пошит и водружен в их городе.

Однако, основываясь исключительно на материалах старинных документов, историк Сергей Кочетков считает это мнение ошибочным. Он уверен, что фрегат «Орел» пришел в Нижний Новгород уже под флагом, там была произведена передача государева имущества и принят отчет о потраченных деньгах.

«Сохранились старые записи Якова Полуехтова о нижегородской приемке корабля, как боевой единицы. Это своего рода бухгалтерский отчет об организации строительства корабля и о потраченных деньгах. В «отчете о добре» были перечислены: закупленная оснастка, якоря, инструменты, кормовые огни. Также в документе есть перечень работ, произведенных нижегородцами. Например, есть упоминание о пошиве из парусного полотна. Однако среди работ, которые произвели в Нижнем Новгороде, упоминаний о пошиве знамен не было», - отмечает Кочетков.

Работая с архивными документами, краевед Виктор Майборода обнаружил, что капитан Давид Бутлер привез в 1669 году в Посольский приказ «Корабельного строя письмо», которое было затем переведено на русский. В документе было 34 артикульных статьи об организации службы на корабле в мирное и военное время.

«Голландия была признанной морской державой, с грамотным ведением дел, соблюдением морских законов. Бутлер, знаток морского устава, просто не мог выйти на корабле без опознавательного флага государства, положенного по закону. За основу важнейшего для военно-морского флота России документа было «Корабельного строя письмо». Так что, кроме всего прочего, Дединово – это и родина корабельного устава отечественного военно-морского флота», – уверен Майборода.

Кто хочет стать милиционером: как готовят московских полицейских>>

Каким был первый флаг

Ученые долго не могли прийти к единому мнению о том, каков был первый флаг, поднятый на «Орле».

По одной из версий, на полотнище изображался синий крест и бело-красные поля, расположенные в шахматном порядке. Именно с таким флагом изображали по своей фантазии художники на некоторых гравюрах и картинах дединовского «прадедушку» российского флота, например, художник В. Овчинников.

По другой, более распространенной гипотезе, на основе образца одного из петровских флагов, сохранившихся до наших дней, флаг был другой – посередине бело-сине-красного полотнища был вшит желтый орел, на груди которого – красный щит с изображением святого Георгия на белом коне.

Историк Сергей Кочетков находит подтверждение этой гипотезы в архивных материалах. О том, что на «Орле» было поднято именно такое знамя, можно прочитать в приложении к протоколу заседания Особого совещания от 12 марта 1911 года.

Предположение о флаге с двуглавым орлом, помещенным на полосное бело-сине-красное полотнище поддерживают многие авторитетные ученые, например, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Надежда Соболева.

«На флаге, поднятом на «Орле», не было синего креста, и красивую гипотезу обоснования этого, на мой взгляд, предложил доктор исторических наук Владимир Артамонов (Институт Российской истории РАН). В Азовском походе крест на флаге нес вполне определенный смысл – олицетворял поход православного государя против басурман. «Крестоносного» военного похода на Каспий не предусматривалось, «Орел» ушел в Хвалынское море по коммерческому проекту», – поясняет Кочетков.

Также на гравюре с рисунка очевидца тех событий, парусного мастера Яна Стрейса никакого креста на флаге не было, а явно просматриваются три полосы.

Пять последних изобретений в Подмосковье>>

Бело-сине-красный

Фото: flickr.com, Evgeniy Roginskiy

Рождение российского флага неразрывно связано с флотом, с первым военным кораблем «Орел». Известно, что царь Алексей Михайлович велел отправить на корабль «Орел» материю белого, синего и красного цветов. Выбор был, вероятно, предопределен русскими традициями и связан с наиболее распространенными цветами знамен московского войска – малиновыми, алыми, белыми, лазоревыми. Эти цвета были наиболее любимыми и предпочтительными у русского народа. Красный цвет символизировал отвагу и героизм, самопожертвование. Синий – небо, целомудрие, верность и духовность. Белый – цвет чистоты, правды и благородства.

Петр I хорошо знал о начинаниях своего отца и сначала во многом копировал царя Алексея Михайловича. Трехполосный бело-сине-красный флаг использовался и на торговых, и на военных судах.

Затем по указанию императора Петра I на военных кораблях с 1712 года было учреждено белое «морское знамя» с косым Андреевским синим крестом, которое с тех пор является военно-морским флагом. Историки считают, что появление этого флага связано и с учреждением в 1699 году первого российского ордена – святого Андрея Первозванного. Кстати, Петр I использовал морское знамя и в качестве своего личного сухопутного штандарта.

Позже короткое время государственным флагом России было полотно из трех полос – черной, желтой и белой, в соответствии с гербовыми цветами – черный орел на золотом щите (с 1858 по 1883 годы). Такое решение было принято на основании мнения тогдашнего герольдмейстера, но такая расцветка вызвала в обществе неоднозначное мнение, флаг не был признан в обществе и по указу императора Александра III бело-сине-красный стал официальным государственным национальным флагом России. После 1917 года он был упразднен и заменен на красный флаг с серпом и молотом, который просуществовал до 21 августа 1991 года. С этого времени Россия вновь обрела свой исторический национальный символ.

Русский квас: напиток, еда и лекарство>>

Жизнь под флагом

«Очень важно, чтобы люди были патриотами, гордились своей страной, нашим российским флагом. Важно, чтобы людям не была безразлична родная земля, Родина, ее государственные символы. Воспитание патриотизма должно начинаться с детства. Я предлагаю всем руководителям предприятий и организаций, просто жителям принять участие в общегосударственном празднике Дне Государственного флага, вывесить на зданиях, или личных балконах, частных домах символ государственности – наш флаг», – говорит краевед Виктор Майборода.

Достойными преемниками славных традиций сегодня являются воспитанники дединовского кадетского корпуса «Орел». Под знаменами военно-морского и российского триколора они учатся, постигают азы военных знаний, добиваются спортивных побед, готовятся к служению Родине. Здесь на родине первого российского военного корабля «Орел», российского флага и герба мальчишки и девчонки становятся настоящими патриотами, сыновьями и дочерями своего Отечества.

Ольга Иосипенко