Почему из метро хотят убрать дежурных по эскалатору

Почему из метро хотят убрать дежурных по эскалатору
Акценты

Привычные тетеньки в стеклянных будках у эскалаторов московского метро могут исчезнуть из подземки с 1 апреля. Московский метрополитен решил передать их функции слесарям-электрикам эскалаторной службы. Эта новость вызвала дискуссии среди пассажиров и экспертов. Одни выступают за упразднение бесполезных бабушек, которые вечно дремлют над сканвордами, другие бьют тревогу, что травматизм на эскалаторах повысится. Обозреватель РИАМО выяснил, почему в метро решили попрощаться с дежурными по эскалатору, и кто может их заменить.

10 мест в метро Москвы, о которых знает не каждый>>

Никаких сканвордов и разговоров по мобильному

Вопреки представлениям о том, что дежурный у эскалатора ничего не делает, кроме того, что, как попугай, повторяет одни и те же заученные фразы типа «стойте справа, проходите слева», «не задерживайтесь», «поднимайте сумки-тележки и полы длинной верхней одежды», «детей держите за руку или на руках» и т. п., работа у них ответственная и довольно тяжелая.

Дежурные по эскалатору должны находиться в состоянии повышенной концентрации внимания всю смену, не отвлекаясь на посторонние занятия – читать, разгадывать кроссворды, говорить по мобильному и даже прикрыть на время глаза им категорически запрещается. Все это работник может себе позволить только во время обеденного перерыва, который длится час.

А самое главное – дежурный должен вовремя отреагировать и предотвратить ЧП. Так, почти половина случаев травмирования пассажиров столичной подземки происходит именно на эскалаторах.

В конце августа 2015 года на станции «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии ребенок, приехавший из Мордовии, чуть не лишился кисти: неосторожная мама разрешила мальчику сесть на ступени, что категорически запрещено правилами, и в какой-то момент рука малыша застряла в механизме подъемника.

Однако предотвратить травмы у пассажиров удается не всегда. В октябре 2016 года на станции «Охотный ряд» ребенок лишился пальца на ноге: пока сопровождавшая его бабушка отвлеклась, мальчик из любопытства сунул стопу в щель ступени эскалатора. Также нередки случаи травмирования пассажиров из-за резкой остановки эскалатора.

Все это вызывает недовольство и критику работы дежурных. Участники дискуссий в соцсетях утверждают, что пожилые люди просто неспособны выполнять такую серьезную работу, от которой зависят жизни людей, быстро устают и часто дремлют на рабочем месте.

Действительно, довольно жесткие условия работы выдержит не каждый, несмотря на то, что она посменная (дежурные у эскалатора работают в четыре смены). При этом размер зарплаты у них, по московским меркам, совсем небольшой – около 15 тысяч рублей. Поэтому на эту работу и идут в основном пенсионеры, которые не против получить прибавку к пенсии. на должность дежурных мог претендовать практически любой человек, пройдя обучение в центре подготовки сотрудников Московского метрополитена.

Опасное метро: станции подземки, где больше всего краж и суицидов>>

Двойная работа

В свою очередь, в Московском метрополитене поспешили успокоить пассажиров, считающих, что нововведение станет причиной роста числа ЧП на эскалаторах.

Как заявили в пресс-службе Московского метрополитена, информация о том, что из московского метро уберут «2000 бабушек у эскалаторов», которая появилась 17 февраля в ряде СМИ, не соответствует действительности. В метро заверили, что служба контроля за работой эскалаторов останется, ведь она является одним из ключевых подразделений, участвующих в процессе обеспечения безопасности пассажиров на станциях.

«Речь идет всего лишь об организационно-штатном мероприятии, в ходе которого обязанности дежурных перейдут к специалистам более широкого профиля, способным оперативно реагировать на любые нештатные ситуации. Контроль будет осуществляться как у эскалатора, так и через систему видеонаблюдения», - пояснили в пресс-службе подземки.

Согласно должностной инструкции, дежурный по эскалатору должен знать принципы работы и правила пользования электро-подъемниками, местонахождение медпункта, машиниста эскалатора, сотрудников аварийных служб на той или иной станции метрополитен, а также обладать навыками оказания доврачебной медпомощи пассажирам.

В обязанности дежурного входит наблюдение за работой эскалаторов, информирование пассажиров по громкой связи о правилах пользования эскалаторами, принятие решений по изменению их режима в зависимости от пассажиропотока и остановка механизма при несчастных случаях, при этом запустить эскалатор вновь дежурный не может.

Получается, что теперь все эти функции будут переданы техническим сотрудникам эскалаторной службы, среди которых слесари-электрики, помощники машинистов и сами машинисты эскалаторов.

Однако эксперты, опрошенные РИАМО, сомневаются в том, что один человек сможет совмещать эти функции, соответственно, эффективность работы снизится, а угроза ЧС на эскалаторах возрастет.

Так, член независимого профсоюза сотрудников ГУП «Московский метрополитен» Василий Шеляков выступает в защиту дежурных по эскалатору.

«Случаи, когда дежурный по эскалатору дремлет в своей будке, встречаются не так часто. Расслабиться на таком рабочем месте непросто: дежурный ведь постоянно оповещает пассажиров о правилах пользования подъемником через громкоговоритель, при этом заснуть довольно проблематично», – отмечает эксперт.

В итоге у специалистов, которые привыкли выполнять регламентные работы по обслуживанию эскалаторов, их отладку и ремонт, теперь будет на это меньше времени.

«Пускай даже дежурные переквалифицируются в слесарей-электриков и будут получать более высокую заработную плату, но ведь и круг обязанностей у них станет шире. От такого подхода пострадает, в первую очередь, качество наблюдения за пассажирами, которые находятся на эскалаторах», - считает Василий Шеляков.

По его мнению, оборудование подъемников видеосистемой для удаленного наблюдения за происходящим на эскалаторах – тоже не выход.

«Ночью я мою тоннели метро»: как живут люди, которые работают по ночам>>

Сам себе дежурный

Между тем, в европейских подземках дежурных около эскалаторов чаще всего нет. Наблюдение за пассажиропотоком осуществляется сотрудниками метрополитена удаленно посредством камер видеонаблюдения. На случай экстренной ситуации подъемники оборудованы стоп-кранами, воспользоваться которыми могут сами пассажиры.

Правда, стоит отметить, что и такого пассажиропотока, как в московском метро, на Западе не наблюдается.

«За рубежом нет дежурных у эскалаторов – там давно все оборудовано камерами.  У нас возможна такая же схема: поставить камеры так, чтобы был виден весь пассажиропоток на эскалаторах. Один человек вполне в состоянии уследить за несколькими подъемниками через монитор», - уверен сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Морозов.

Что касается переквалификации дежурных в слесари-электрики, по его мнению, это нововведение пойдет лишь на пользу метро: один специалист сможет оперативно устранить неполадки, которые возникли в работе эскалатора, не дожидаясь, пока дежурный после остановки подъемника позвонит в ремонтную службу и сотрудники прибудут на место и исправят поломку. Благодаря этому удастся избежать задержек в работе метро.

Поменять работу – как сменить аватарку>>

Из дежурных – в уборщики

Руководство метро рассчитывает, что часть дежурных смогут переквалифицироваться в специалистов эскалаторных службы и не потеряют работу.

В метрополитене бывшим дежурным обещают, что, если они по каким-либо причинам не захотят осваивать новую профессию, смогут занять любую вакансию из предложенных. В метро уверены, что такая реорганизация положительно скажется на материальном благосостоянии работников, которые пройдут курсы повышения квалификации и смогут занять более высокооплачиваемые должности.

Однако в независимом профсоюзе метро считают, что большинству экс-дежурных подойдет разве что должность уборщика. Так, по расчетам председателя независимого профсоюза работников ГУП «Московский метрополитен» Николая Гостева, порядка 1,2 тысячи дежурных могут сократить в ходе данной реорганизации.

«В отделе кадров людям выдают список вакантных должностей. Однако, как показывает практика, из того, что подходит, это какие-нибудь уборщики производственных помещений. Мы стараемся их переводить в слесари-электрики эскалаторной службы. Но учитывая, что большинство дежурных у эскалаторов – это люди предпенсионного и пенсионного возраста, поэтому после упразднения должности на работу в метрополитене их уже могут и не взять», - заключил Гостев.

Ребенку зажало ногу эскалатором в метро Москвы. ВИДЕО>>