Почему дорожает такси в России в 2023 году: главные причины и тенденции
В 2023 году цены на поездки в такси в России достигли рекордных значений и продолжают расти. Чем это вызвано и каковы ближайшие перспективы отрасли, читайте в материале РИАМО.
На сколько выросли цены на такси
По данным государственной ЕМИСС (Единой межведомственной информационно-статистической системы), стоимость проезда в такси в России (в расчете на 1 километр пути) непрерывно растет с апреля 2021 года. Раньше это было не так: к примеру, в январе 2014 (самый ранний период предоставленных данных) поездка обходилась чуть дороже, чем в августе 2016, а в последующие месяцы этот показатель мог месяцами держаться примерно на одном уровне или даже снижаться.
При этом в 2023 году цены стали резко расти. В октябре 2023-го стоимость километровой поездки в такси составила 38,86 рубля (новый рекорд). Годом ранее, в октябре 2022, она составляла 29,87 рубля, в октябре 2021 – 26,77 рубля, а в октябре 2020 – 25,66 рубля. То есть каждый год (за последнюю трехлетку) разница в стоимости данной услуги увеличивалась в три раза.
Если перевести повышение цен в проценты, то с января по октябрь 2023 года поездка на такси подорожала на 24% (с 31,27 рубля до 38,86 рубля). Многие аналитики и профессионалы рынка приводят схожие цифры, в диапазоне 20-25%. Однако можно встретить и более высокие оценки: так, пресс-секретарь сервиса по заказу такси «Максим» Павел Стенников говорит, что с начала 2023 года стоимость поездки увеличилась примерно на 25% в регионах России и на 40% в Москве.
Цены на жилье в Подмосковье: почему подешевеет «вторичка» и что будет влиять на «первичку»>>
Почему выросли цены на такси в России: 3 главных причины
1. Подорожание автомобилей и сопутствующих товаров
Одной из главных причин подорожания услуг такси является рост цен на автомобили, а также запчасти, расходные материалы, топливо и все прочие сопутствующие товары и услуги.
Первый всплеск стоимости автомобилей произошел в 2021 году – виной тому была пандемия коронавируса, серьезно ударившая по мировой логистике и, в частности, спровоцировавшая нехватку полупроводников, необходимых для автопроизводства. С января 2021 по январь 2022, по данным ЕМИСС, средняя цена подержанной иномарки в России выросла на 27% (с 720 тысяч рублей до 915 тысяч) – при том, что за предыдущую трехлетку этот показатель рос на 7-9% в год.
В 2022 году новый импульс росту цен на автомобили придали западные санкции против России и вызванный ими уход многих крупных компаний с российского рынка. В итоге за 2022 год средняя стоимость подержанной иномарки выросла еще на 16%, а с января 2022 по октябрь 2023 – уже на 22,5%, составив 1 миллион 305 тысяч рублей.
Цены на новые отечественные автомобили росли меньшими темпами, но примерно по той же схеме, в августе 2023 года впервые перевалив за 1 миллион рублей.
Если говорить о ценах на бензин, то они серьезно росли и в 2018-19 годах, и в «пандемийном» 2021-м, когда стоимость АИ-95 впервые преодолела психологическую отметку в 50 рублей за литр, и в 2023-м, когда то же самое произошло с АИ-92.
2. Новый закон о такси
Многие профессионалы рынка отмечают, что существенное влияние на стоимость услуг такси окажет новый федеральный закон от 29.12.2022 №580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2023 года. В нем установлено множество дополнительных требований к оказанию услуг в данной сфере, среди которых:
обязательное получение разрешения на работу в такси для водителя;
обязательное получение специального страхового полиса для таксистов (стоимость которого – в 10-12 раз выше, чем стандартного полиса ОСАГО);
запрет на работу в такси лицам с неснятой или непогашенной судимостью за преступления, перечисленные в статье 328.1 Трудового кодекса РФ, а также лишенным прав или подвергнутым административному аресту за нарушение ПДД в течение года со дня окончания предыдущего подобного наказания;
запрет на работу в такси лицам, имеющим более трех неоплаченных штрафов за нарушения ПДД, если сроки давности по этим штрафам не истекли;
совместная ответственность водителей и служб заказа такси за ущерб, причиненный пассажирам при ДТП.
Несмотря на вступление закона в силу в сентябре, по мнению специалистов, результат его действия будет виден только через три-четыре месяца. При этом всего за месяц работы закона, по словам представителя Общественного Совета по развитию такси в Петербурге и Ленинградской области Андрея Белова, рынок уже потерял 10-20% водителей.
3. Кадровая текучка, нехватка машин и водителей
Проблема с укомплектованностью водителями встала задолго до вступления в силу нового закона о такси. Так, в письме компании «Яндекс» акционерам с результатами за третий квартал 2023 года отмечается, что на российском рынке «по-прежнему» наблюдается нехватка водителей и машин экономкласса. В частности, приток новых водителей сократился на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, что вынудило «Яндекс» увеличить субсидии для водителей на 66%. При этом рост дохода водителей и партнеров сервиса превысил общий рост его оборота, что как раз свидетельствует о повышении цен для клиентов. При этом, как отмечает «Яндекс», расходы партнеров также существенно возросли.
По словам автоэксперта, создателя телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антона Максимова, постоянный отток водителей в отрасли идет с 2020 года, причем «особенно тех, для кого эта работа является основной». Одной из причин такого положения дел, по мнению эксперта, являются низкие зарплаты.
«Агрегаторы и диспетчерские (прослойка между агрегатором и водителем) обещают по 100-120 тысяч в месяц. В реальности, если мы говорим о регионах, доход редко превышает 35 тысяч рублей. В Москве это 60-70 тысяч максимум. Тарифы фактически не менялись с 2017 года», – рассказал Максимов.
По словам руководителя направления по работе с водителями «Яндекс.Такси» (доля на рынке такси в России по итогам 2021 года – 66%) Натальи Москвитиной, больше 50% привлеченных водителей уходят в первые четыре недели. Причина – в разрыве между доходами новичков и опытных водителей.
Еще одной причиной оттока водителей эксперты и профессионалы отрасли называют СВО, куда из-за высоких зарплат ушла часть таксистов.
«Мы развивали схему с вахтовиками, привозили их со всей России, обеспечивали проживанием и питанием. Так мы работали до 21 сентября 2022 года, после этого в нашей стране стала популярна другая вахта. По зарплате перебить ее мы не смогли», – поделился генеральный директор московского таксопарка Roolim (бывший «Автогарант») Владимир Данилов.
До конца 2023 года больше всего вырастут цены на бытовую технику и автомобили>>