Платный паркинг в Москве: точечные парковки — еще не точка

Платный паркинг в Москве: точечные парковки — еще не точка
Акценты

Платные парковки существуют в Москве уже более двух лет, и городские власти продолжают расширять их зону точечно. Если водители успели привыкнуть к тому, что за стоянку нужно платить в центре города и даже в пределах ТТК, то приход платной парковки с 10 октября в спальные районы оценивается многими автомобилистами как необоснованная мера. Корреспондент РИАМО разбиралась, чего удалось добиться за счет введения платы за парковку на улице, и как очередной этап расширения зоны платного паркинга повлияет на транспортную ситуацию в столице и другие сферы жизни в городе.

Список улиц Москвы, на участках которых с 10 октября 2015 года появится платная парковка>>

Что изменится 10 октября

Фото: Александр Кожохин, РИАМО

Формирование платного парковочного пространства в Москве началось в 2012 году. В качестве эксперимента плата была введена на нескольких улицах ЦАО. С 1 июня 2013 года зона парковки внутри всего Бульварного кольца стала платной, в декабре увеличилась до Садового кольца, а с 1 августа 2014 года - до границ ТТК.

Растут и тарифы на парковку. Так, когда загруженность парковочных мест внутри Бульварного кольца стала достигать 90%, а то и 100%, власти приняли решение ввести дифференцированный тариф. Таким образом, на отдельных улицах в зоне Бульварного кольца первый час стоит 80 рублей, а второй и последующие – 130.

Власти Москвы вводят новую зону платной парковки с 10 октября. Она будет действовать точечно на 95 улицах вблизи мест наибольшего скопления автомобилей – у станций метро, магазинов. Платные зоны появятся как в районах, расположенных относительно близко к центру - Басманный, Красносельский, Алексеевский, Лефортово, так и в отдаленных – Чертаново, Царицыно, Отрадное, Печатники. За час стоянки придется заплатить 40 рублей.

Второй этап точечного ввода платной парковки запланирован на декабрь. По словам заммэра Москвы Максима Ликсутова, он будет реализован по такому же принципу - точечно.

Платная парковка в Москве: «раковая опухоль» или спасение от пробок>>

Кнут без пряника

Фото: Александр Кожохин, РИАМО

Накануне очередного этапа расширения платных парковок в московском районе Останкино прошел митинг противников этого нововведения. По данным некоторых СМИ, акция протеста собрала несколько сотен человек. Жители заявляли о том, что в городе плохо развита система парковок в целом и мест не хватает. Участники митинга также собирали подписи за отставку заммэра Москвы, ответственного за транспорт, Максима Ликсутова.

По мнению научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Егора Мулеева, жители имеют основания для недовольства.

«При сокращении возможностей для удовлетворения транспортного спроса подразумевается, что происходит наращивание другой инфраструктуры. Это политика кнута и пряника. «Кнут» уже есть, до «пряника» пока руки не дошли. Недовольство москвичей оправдано и выглядит логично», - считает Мулеев.

По его словам, «пряником» может стать развитие общественного транспорта, который должен выйти на качественно новый уровень.

«В Москве наземный общественный транспорт представляет еще советскую структуру, которая имеет тенденцию к сокращению. Из-за реализации проекта «Моя улица», например, на Покровке, 45 маршрут сократили в два раза, тем самым ухудшилось транспортное обслуживание центра. Много таких примеров. После ремонтов бывают случаи, когда между остановками на одном участке 100 метров, а потом – 1,5 километра. Такого быть не должно», - отмечает эксперт.

При этом специалист уверен, что от платных парковок городу уже не уйти, и смена чиновника, за которую выступают горожане, тут не поможет.

Мулеев добавляет, что для общества с психологической точки зрения, несмотря на отдельных активных недовольных, очередной этап расширения платных парковок пройдет, скорее всего, незаметно.

Платная парковка в Москве: не пора ли остановиться?>>

Больше дисциплины

Фото: Александр Кожохин, РИАМО

По мнению руководителя направления «Общественный транспорт» экспертно-аналитического центра Probok.net Александра Чекмарева, ввод дополнительных точечных участков платной парковки позволит дисциплинировать водителей, убрать хаотичную парковку рядом со станциями метро.

«Новые зоны платной парковки если как-то и скажутся на движении, то положительно. Когда машины не будут стоять на аварийке вторым рядом у метро, автобусам будет проще проходить маршрут», - отмечает Чекмарев.

Однако в целом «погоду» новые участки платного паркинга вряд ли изменят, так как они слишком локальны, добавил эксперт.

Повышение тарифов на парковку в пределах Бульварного кольца. ИНФОГРАФИКА>>

Успехи есть

Фото: Александр Кожохин, РИАМО

«Если говорить о результатах работы платных парковок и в целом транспортной политики, то самое главное достижение – смещение негативного тренда загруженности и пробок, ситуация с которыми только ухудшалась в Москве на протяжении многих лет», - отмечает Мулеев. Он добавляет, что платная парковка также способствовала росту дисциплины водителей.

Эти слова подтверждаются официальной статистикой Администратора московского парковочного пространства (АМПП). За последний год в целом скорость на дорогах выросла на 12%, правила парковки нарушаются на 64% реже, количество транспорта, который въезжает в пределы Садового кольца, снизилось на четверть, а оборачиваемость машиномест увеличилась в четыре раза.

По информации Ликсутова, когда команда Сергея Собянина пришла к власти, график общественного транспорта исполнялся примерно на 70%, сейчас транспорт следует по графику в 90% случаев. Как результат: число пассажиров наземного транспорта в пределах ТТК с 2013 года выросло практически на половину.

Каршеринг в Москве: утопия или альтернатива такси и пробкам>>

Работа над ошибками

Фото: Александр Кожохин, РИАМО

К минусам системы Мулеев относит непрозрачность отчетности о том, как сейчас работает платная парковка, насколько наказание за неоплату неизбежно. Жители должны иметь возможность намного четче видеть, куда идут деньги от парковок, все данные о денежных потоках должны быть в открытом доступе.

«Механизм в целом будет работать только в случае неотвратимости наказания, то есть когда нельзя избежать ее оплаты. А мы не знаем, сколько людей в городе умудрились не заплатить за платную парковку. Но понятно, что сразу сделать систему, которая бы работала идеально, невозможно. Как и невозможно одномоментно перестроить менталитет жителей», - отмечает он.

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев добавляет, что в столице налицо острая нехватка альтернативных парковочных мест.

«Нужно уходить от того, чтобы машины занимали часть дороги для парковки, и создавать дополнительные подземные и наземные парковки – и такая возможность в спальных районах есть в отличие от центра города», - добавляет Канаев.

Будут ли меняться тарифы платной парковки не будут меняться в Москве>>

Платная парковка покупкам не помеха

Фото: flickr.com, Petr Magera

Эксперты, опрошенные РИАМО, единодушны во мнении, что ввод платной парковки в спальных районах у торговых и деловых центров никак не повлияет на активность потребителей, и ритейлу не стоит бояться оттока клиентов.

«Платная парковка – это не тот механизм, который может сбить торговлю. Она не будет помехой и при стоимости в 40 рублей, и даже больше – 60-70. Если человек может позволить себе использовать машину, то и за парковку он заплатит», - считает директор центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Его позицию разделяет глава правления конфедерации обществ потребителей (КонФоп) Дмитрий Янин и добавляет, что потребители чрезвычайно лояльны к крупным торговым центрам, и плата за парковку их точно не отпугнет.

Скорость авто выросла в Москве почти на 11% благодаря платным парковкам>>

Что дальше?

Фото: flickr.com, Petr Magera

Несмотря на то, что власти города делают акцент на том, что зона платных парковок расширяется только точечно, платные парковки растут довольно быстрыми темпами. Привычный оппонент городским властям в вопросах транспорта, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов убежден, что мэрия не будет тянуть, и уже в 2016 году парковки станут тотально платными в пределах МКАД.

Руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин уже не первый год отмечает, что платные парковки – неизбежный метод урегулирования проблемы пробок в таком мегаполисе, как Москва, причем власти запоздали с их вводом лет на десять. Блинкин уверен, что платные парковки нужны, но взамен необходим развитый общественный транспорт, который должен быть не только и не столько комфортным сам по себе – комфорт личного авто он все равно не превзойдет - но и разумно встроенным в городскую инфраструктуру. То есть человеку должно быть удобно добираться от «двери до двери»: не шагать по 10 минут до остановки, не ждать долго транспорт и так далее.

Если еще принять во внимание довольно высокую стоимость парковочных абонементов - в пределах Садового за год надо заплатить 120 тысяч рублей, в пределах ТТК – 250 тысяч, а также сложности с получением резидентного разрешения на парковку, например, для тех, кто снимает жилье, то можно сделать вывод о том, что система платных парковок – идеальная мера с благой целью, которую пытаются встроить в нашу далеко не идеальную действительность.

Как воспользоваться услугой каршеринга в Москве. ИНФОГРАФИКА>>

Иванна Боровец