Платная парковка в Москве: не пора ли остановиться?

Платная парковка в Москве: не пора ли остановиться?
Акценты

Первого июня 2015 года исполнится два года с момента введения зоны платной парковки в пределах Бульварного кольца Москвы. С тех пор территория платного паркинга в столице расширилась до ТТК, а Москва перестала считаться «Самым пробочным города мира», при этом и горожан, лояльно настроенных к платному парковочному пространству, стало больше. Как платный паркинг изменил жизнь столицы, и какое развитие ожидает проект в ближайшем будущем, выяснил корреспондент РИАМО.

Платная парковка в Москве будет вводиться точечно по обращениям жителей>>

Этапы развития проекта

Фото: Александр Кожохин

Первыми улицами, на которых была введена плата за парковку, стали Петровка и Каретный ряд, а также прилегающие к ним переулки. Пилотный проект стартовал 1 ноября 2012 года и длился до 28 февраля 2013 года. В результате теста, инициатива была признана успешной и уже 1 июня 2013 года зона парковки внутри всего Бульварного кольца стала платной.

С 25 декабря 2013 года территория платного паркинга расширилась до Садового кольца, а 1 июня 2014 года в районе ММДЦ "Москва Сити" ввели прогрессивный тариф оплаты стоянки: первые два часа - по 80 руб/час, далее придется отдать 130 руб/час. Наконец, 1 августа 2014 года парковочное пространство Москвы увеличилось до границ Третьего Транспортного кольца.

Сегодня автовладельцы обязаны оплатить стоянку по тарифам: 80 руб/час в пределах Бульварного кольца, 60 руб/час – внутри Садового и 40 руб/час на территории от внешней границы Садового кольца до ТТК.

При этом постоянные пользователи платных парковочных зон имеют возможность приобрести месячные или годовые абонементы. Их стоимость варьируется от 8 тысяч до 16 тысяч рублей за месяц и 80 - 160 тысяч рублей за год, в зависимости от зоны парковки. По данным ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) только в 2014 году автомобилисты приобрели порядка 3 тысяч парковочных абонементов, и еще более 1,5 тысяч абонементов было куплено юридическими лицами.

Для горожан, живущих в зонах платной парковки, предусмотрена возможность оформления резидентного разрешения. Этот документ позволяет бесплатно припарковать автомобиль в районе проживания каждый день с 20.00 до 08.00, а за 3 тысячи рублей желающие могут купить круглосуточный абонемент. В 2013 году разрешалось оформлять одно разрешение на квартиру, с 2014 года – два. По данным АМПП, за все время действия проекта было выдано более 164 тысяч таких разрешений.

В итоге, как сообщили РИАМО в АМПП, с момента запуска проекта по май 2015 года количество собранных за парковку средств составило около 3,5 миллиардов рублей.

Стоимость парковки в Москве должна определяться ее загруженностью - эксперты>>

Москва поехала

ФОТО: Александр Кожохин

Введение платы за парковку благоприятно отразилось на дорожной ситуации в центре Москвы.

«После введения платной парковки на Бульварном кольце скорость движения выросла на 9%, на Садовом кольце – на 12%, при этом количество автомобилистов, въезжающих в пределы Садового кольца, сократилось на 25%», - заявили РИАМО в пресс-службе Центра организации дорожного движения (ЦОДД).

Что касается территории внутри ТТК, то несмотря на то, что плата была введена относительно недавно, уже сейчас фиксируется улучшение транспортной обстановки. Так, по данным ЦОДД, в районах Пресненский и Дорогомилово скорость движения увеличилась на 5%, а в Тверском районе на ТТК транспортный поток ускорился на 7%. Специалисты ЦОДД также отмечают, что уровень загрузки парковочных мест во всех трех районах снизился на 20%, с 95% до 75%.

«В марте 2015 года было проведено исследование, согласно которому скорость движения в Центральном административном округе увеличилась более чем на 10%. В вечерний «час пик» скорость выросла на 11% (с 50 км/ч до 55 км/ч), в утренний час пик - в среднем на 10% (с 45 км/ч до 50 км/ч). Кроме того, скорость движения по вылетным магистралям Москвы возросла примерно на 12%», – уточнили в ЦОДД.

Конечно, не стоит приписывать такие успехи лишь введению платной стоянки. Положительный эффект достигнут за счет целого комплекса мер: ликвидации хаотичной парковки, внедрения комплексной схемы организации дорожного движения, перенастройки светофоров, контроля за соблюдением правил остановки и стоянки в центре Москвы, в том числе и расширения зоны платной парковки, а также развития общественного транспорта, который стал более удобным и привлекательным для пассажиров.

Улучшение ситуации отмечают не только столичные власти. В 2014 году Москва перестала лидировать в международном рейтинге «Самых пробочных городов мира». Голландская компания «TomTom», специализирующаяся на выпуске навигаторов, ежегодно составляет рейтинг загруженности мегаполисов на основании сигналов GPS-устройств.

По данным компании, в 2012 и 2013 годах российская столица уверенно лидировала в международном «соревновании». Однако в 2014 году Москва улучшила свои позиции, спустившись сразу на четвертое место. Индекс загруженности столичных дорог с 66% упал до 50%. Это означает, что теперь дорога в час пик занимает в 1,5 раза больше времени, чем во время отсутствия траффика, тогда как год назад этот коэффициент составлял 1,66.

Платная парковка в Москве системно расширяться больше не будет – ЦОДД>>

Москвичи - за платную парковку

Фото: Александр Кожохин

Проект платных парковок находит все больше сторонников среди жителей региона. Так, по данным ВЦИОМ, в 2013 году на вопрос, поддерживают ли граждане расширение зоны платной парковки, лишь 41% опрошенных ответили «Полностью или скорее поддерживаю». Но уже в конце 2014 года, по результатам аналогичного опроса, 63% респондентов «полностью поддержали или поддержали при определенных условиях» идею увеличения платного парковочного пространства.

«Когда проект стартовал, было много недоработок и вопросов по его функционированию. Недовольство было связано не с самой идеей, а с ее реализацией. К примеру, за первый год работы было выписано более 18 тысяч ошибочных штрафов за неправильную парковку, сейчас их количество существенно сократилось», – отметил руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев.

По его словам, постепенно ситуация с воплощением проекта улучшается. Власти города идут на контакт и отвечают на критику конкретными действиями.

В итоге, реально ощутимое улучшение дорожной ситуации и адаптация проекта под существующие потребности горожан снижает протестные настроения и завоевывает все больше позитивных отзывов у населения столицы.

Узнайте, почему платные парковки внутри Бульварного кольца пользуются популярностью>>

Не заплатишь - не припаркуешься

Фото: Александр Кожохин

«В дальнейшем мы планируем расширять парковку только точечно, по запросам жителей и муниципальных депутатов. При этом для того, чтобы парковка была введена на той или иной улице, необходимо согласие большинства жителей данной улицы», - сообщили РИАМО в ГКУ «АМПП».

С другой стороны, если масштабное расширение зоны в будущем не планируется, то вполне возможно, что автолюбителей ждет изменение тарифов в пределах существующих паркингов.

По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ), профессора Михаила Блинкина, стоимость парковки должна формироваться на основании мониторинга занятости парковочных мест.

«Если занятость парковочных мест на конкретном участке городской территории превышает 75-80%, тариф нужно увеличивать. Если занятость ниже 50% – тариф надо снижать», – считает эксперт.

Кроме того, в дальнейшем проект будет способствовать развитию парковочной инфраструктуры в столице в целом.

«Мировая практика показывает, что строительство и эксплуатация внеуличных паркингов (плоскостных, подземных, многоярусных, роботизированных) становится нормальным бизнесом не раньше, чем город вводит платный и жестко контролируемый парковочный режим. В самом деле, если на улице все бесплатно, то какой резон вкладывать частные деньги в строительство внеуличного паркинга», - добавил Блинкин.

Читайте, повысят ли плату за парковку в Москве>>

Анна Семенова