Платная Ленинградка: плати или опаздывай
Введение платного режима проезда по участку трассы М11, который планировался 16 ноября, отложили. Однако надеяться на отмену оплаты автомобилистам не приходится. По информации, это связано с задержками в установке терминалов оплаты, и дорога может стать платной уже со вторника 17 ноября. Объявленные «Автодором» тарифы оказались как минимум вдвое выше изначально заявленной стоимости. Корреспондент РИАМО на примере Зеленограда выяснил, сколько денег потребуется автомобилистам на проезд по платной дороге, есть ли альтернативные способы быстро добраться в Москву, и стоит ли ожидать понижения тарифов.
Дорога протестов: скандалы вокруг трассы М11 Москва-Петербург>>
Рубль время бережет
Фото: департамент транспорта города Москвы
Удобства платной трассы уже успели оценить жители Зеленограда, а также подмосковного Солнечногорска, Химок и Долгопрудного. С декабря 2014 года, когда был запущен в тестовую (бесплатную) эксплуатацию новый участок М11 с 15-го по 58-й километр, пробки на Ленинградском шоссе заметно сократились по сравнению с прошлым годом.
По данным сервиса «Яндекс. Пробки», предоставленным РИАМО, если в 2014 году путь от центра Солнечногорска до МКАД в часы пик занимал не менее часа, то теперь - в среднем около 45 минут, суммарный выигрыш по времени от Солнечногорска до центра Москвы составляет не менее 15 минут.
По данным ФКУ Упрдор «Россия», треть машин уходит на М11. Так, интенсивность движения на 49-м километре Ленинградского шоссе (М10) в первом квартале 2015 года сократилась более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Кроме того, по расчетам, платная дорога позволит доехать от МКАДа до аэропорта Шереметьево максимум за 10 минут. Таким образом, преимущества новой дороги очевидны.
Однако главное сомнение для автовладельцев - это тарифы, которые многие водители считают грабительскими. Если в декабре 2014 года сообщалось, что максимальная стоимость проезда по М11 составит не более 300 рублей - до Солнечногорска, соответственно 100 и 200 рублей - до Шереметьева и Зеленограда, то цены, обнародованные 20 октября компанией «Автодор», оказались в 2-2,5 раза выше: для легкового автомобиля проехать через шлагбаум в час пик обойдется в 250 рублей на участке МКАД – Шереметьево, 350-400 рублей придется заплатить за отрезок МКАД – Зеленоград и 500-600 рублей - за путь от МКАД до Солнечногорска.
Как вы оцениваете тариф, который введут на трассе М11? ГОЛОСОВАТЬ>>
Зеленоградец платит дважды
Фото: официальный сайт компании «Автодор»
Получается, что надежды на транспортную доступность Зеленоградского округа рухнули? И это при том, что на старте разработки проекта строительства М11 зеленоградцам, как жителям удаленного округа Москвы, обещали сделать если не бесплатный проезд, то хотя бы льготный тариф.
Путем нехитрых подсчетов можно вычислить, сколько денег предстоит ежемесячно откладывать автовладельцу из Зеленограда для проезда по М11.
Так, при проезде по участку МКАД-Зеленоград в утренний и вечерний час-пик с 6.00 до 10.00 и обратно с 18.00 до 22.00 автолюбителю придется потратить 750 рублей в сутки (400 рублей утром и 350 в вечернее время). При пятидневной рабочей неделе, если каждый день ездить по платной трассе, кошелек зеленоградца «похудеет» на 15 тысяч рублей.
А если учитывать расходы на бензин, то цифры получаются совсем угрожающие. Участок МКАД – Зеленоград имеет протяженность в 25 километров. Учитывая средний расход топлива для легкового автомобиля - порядка 10 литров на 100 км и среднюю стоимость бензина (35 рублей за литр АИ-92), получается, что на день нужно иметь в баке не менее 5 литров топлива, что обойдется в среднем в 175 рублей. В месяц – 3500 (пятидневка).
Без учета перемещений по Москве и возможных затрат на амортизацию автомобиля, в месяц на проезд по М11 придется потратить 18500 рублей. Эти цифры значительно превышают прожиточный минимум по Москве, который за второй квартал 2015 года составил чуть более 15 тысяч рублей. Если же учитывать размер средней зарплаты по Зеленограду – 28500 рублей, то автовладельцам из этого округа только и остается работать на своего железного коня.
«Тарифы, действительно, очень большие. Что до Зеленограда, то там был бы приемлемым тариф в 200 рублей, скажем. Но 400 в час-пик – это же кошмар!», - возмущается сопредседатель региональной общественной организации «Автомобилисты Подмосковья» Геннадий Богданов.
По его расчетам, до аэропорта Шереметьево вполне нормально было бы поставить цену в 100 рублей вместо объявленных 250.
«Тогда это не так сильно било бы по карманам людей, и вложения в дорогу начали окупаться. Не думаю, что М11 будет рентабельной. Ведь в любом бизнесе главное – это поток клиентов. Чем он больше, тем выше цифры прибыли. И любой заинтересованный в прибыли бизнесмен будет стараться устанавливать приемлемые для потребителя цены. Но такие суммы нашим гражданам в большинстве своем не по карману», - заявил РИАМО Богданов.
Недовольны тарифами и сами зеленоградцы. «750 рублей в сутки – это чистой воды грабеж. Не думаю, что при таких ценах смогу себе позволить М11. Думаю, что люди просто вернутся на «старую Ленинградку», - говорит житель Зеленограда Алексей.
Часть платной трассы М-11 выделят беспилотным автомобилям>>
Плати - или опаздывай
Фото: сайт комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
Получается, что едва ли большинство автомобилистов решится «пересесть» на М11. А это означает, что пробки на Ленинградку вернутся после ввода оплаты, что побудит жителей использовать альтернативные способы добраться до Москвы. То есть стоит ожидать повышения интереса к скоростному общественному транспорту. Например, в Зеленограде это электрички «Ласточка» и автобусы №400э, которые курсируют по «новой Ленинградке» с 1 июля.
Электропоездом добраться до Москвы быстрее, чем автобусом: «Ласточка» проходит путь от станции Крюково до Ленинградского вокзала за 26 минут. При этом стоимость проезда довольно внушительная – 160 рублей в один конец. Так, при пятидневке зеленоградец на «Ласточку» тратит в месяц около 6400 рублей. Проездной по рабочим дням на месяц пассажирам «Ласточки» обойдется дешевле - в 4200 рублей. Конечно, ни в какое сравнение с затратами на М11 расходы на скоростной электропоезд не идут, однако суммы все равно весомые.
«Кошмар! Либо плати бешеные деньги, либо опаздывай везде и всюду! Нас как будто бы в угол загоняют!», - возмущается жительница Зеленограда Алевтина.
Медленнее по времени, но куда дешевле вариант с автобусами 400э, которые довозят пассажиров до Москвы за 35-40 минут. В день по маршруту от Зеленограда до станции метро «Речной вокзал» и обратно выходит 110 рублей, что относительно других вариантов выглядит вполне приемлемо. При этом не исключено, что в будущем тарифы по маршруту вырастут. Кроме того, есть затруднения с посадкой в автобус – очереди.
Забастовка дальнобойщиков: за что борются водители фур>>
Трасса «для богатых»
Фото: сайт комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
Эксперты ожидают, что при таком раскладе многие автовладельцы вернутся на М10, а «новая Ленинградка» не будет выполнять своих функций.
«Вполне вероятно, что люди в скором времени назовут ее «трассой для богатых», ибо ее смогут позволить себе только очень уж состоятельные люди, чтобы не ездить с «чернью», так сказать. А простые граждане будут вынуждены толпиться в пробках», - считает Богданов.
Более оптимистичный взгляд на ситуацию у руководителя экспертного центра Probok.net Александра Шумского.
«Относительно тарифов я бы высказался так: нельзя диктовать свои условия производителю. Они вложили в строительство свои деньги, им на это дали кредиты, и значит, что за счет этих цен они будут отбивать затраты. Эти суммы продиктованы рынком, и только он их может регулировать”, - сказал РИАМО специалист.
По мнению Шумского, в случае нерентабельности трассы тарифы на проезд могут уменьшить.
«Если получится так, что количество тех, кто готов платить за проезд по М11, будет невелико, тарифы моментально упадут. Вполне вероятно, что так оно и будет. Возможно, установили их изначально в некоем пробном варианте, чтобы посмотреть, способны ли автомобилисты столько заплатить. Но какие-то прогнозы на этот счет делать пока что рано”, - заключил эксперт.
Пока же у зеленоградцев, как и у автомобилистов Московской области, пользующихся М11, не остается иного выбора, кроме как продолжать стоять в пробках на Ленинградке или пересесть на общественный транспорт.
В свою очередь, девелопер участка М11 с 15-го по 58-й км - Северо-Западная концессионная компания («СЗКК») заявила, что введение оплаты не отпугнет автолюбителей, так как им действительно есть за что платить: качество дороги, безопасность, а главное - экономию времени.
Отдельные терминалы безналичной оплаты заработают на трассе М4 «Дон» в 2015 г>>
Влад Жуков