Переход на топливо «Евро-5»: за чистый воздух расплатятся автомобилисты

Переход на топливо «Евро-5»: за чистый воздух расплатятся автомобилисты
Акценты

Новый стандарт автомобильного топлива «Евро-5» введен в России с 1 января 2016 года. Теперь в странах Таможенного союза запрещен ввоз и производство машин с двигателями более низкого экологического класса. Пока в России новому экостандарту соответствует чуть более трети автопарка, а топливо более низкого класса «Евро-4» будут продавать еще полгода. Во сколько это обойдется автовладельцам, в чем плюсы и минусы новых стандартов, выяснял корреспондент РИАМО.

Сервис «Яндекс.Такси» подсчитал экономию на бензине за счет электрокаров>>

Не все сразу

«Евро-5» не стал неожиданностью для российских автомобилистов. Переход на топливо более высоких степеней очистки происходит у нас с 2011 года. Европейцы перешли на «Евро-5» еще в 2008-2009 годах. Планировалось, что «Евро-5» будет введен в России в начале 2015 года, однако тогда чиновники заявили, что нефтеперерабатывающие заводы пока не готовы к его производству в нужном объеме, иначе дефицит бензина в 2016 году мог составить от 1,8 до 3,8 миллиона тонн. Это неизбежно привело бы к росту цен, а автомобили нового класса без соответствующего топлива быстрее выходили бы из строя.

Однако и к концу 2015 года эта проблема была решена еще не полностью. Дело в неравномерности развития российских регионов. Если НПЗ центральной части России переходили на производство «Евро-5» довольно быстро, то другие регионы традиционно в роли догоняющих, особенно это касается отдаленных районов Севера и Дальнего Востока. Качество российского топлива также зачастую не соответствует высоким стандартам.

В результате было решено продлить сроки оборота топлива «Евро-4» в России до 1 июля 2016 года. При этом его производство будет продлено в любом случае для экспортных поставок.

Кроме того, для большегрузов пока сделали исключение. Новый стандарт не касается грузовиков с максимальной массой более 12 тонн. Спецтехнику и фуры, водители которых и так страдают от перехода на систему дорожного сбора «Платон» и проводят по всей стране массовые акции протеста, блокируя движение на крупных магистралях, пока решено освободить от «Евро 6». Такой льготный режим продлится еще два года, эта мера призвана помочь отечественной коммерческой технике конкурировать с импортной.

Заправки в РФ могут начать закрывать на 3 месяца за некачественный бензин>>

«Нулячая» или «бэушная»?

Говоря о последствиях нововведения, эксперты сходятся во мнении, что более чистый выхлоп обернется для желающих купить новый автомобиль более высоким ценником. В среднем стоимость новых авто увеличится на 2-7%.

Для уже привыкшего к более-менее приятному вождению отечественного потребителя станет неприятным тот факт, что подорожание коснется именно сегмента бюджетных авто. Если рассматривать этот сегмент, то среди производителей есть те, кто позаботился о нововведениях заблаговременно. Skoda Rapid, Volkswagen Jetta и Polo, которые собираются в России, с осени комплектуются уже новыми моторами.

Однако отечественные «АвтоВАЗ», УАЗ и ГАЗ по-прежнему обладают широкой линейкой авто предыдущего экостандарта. В «Группе ГАЗ» и вовсе заявили, что переход на новый стандарт стоит еще отложить.

Пока российский автопарк укомплектован машинами стандарта «Евро-5» менее чем на 40%, так что потенциал продаж новых автомобилей еще довольно высок.

Между тем, валютный курс влияет сейчас на ценообразование гораздо больше. Возможно, что в эпоху низких цен на нефть и рубль это окажет решающее влияние на выбор отечественного автовладельца: взять машину «с нуля» или с рук.

О том, что чаша весов склоняется в сторону второго варианта, свидетельствует то, что сейчас в стране фиксируется значительный рост количества автосервисов. По данным электронного атласа «2ГИС», в целом по стране их стало больше на 20%, а по Москве - на 39%. Причина в том, что «вторички» становится больше, поломки случаются чаще, и бизнес растет. При этом за первые девять месяцев 2015 года объем продаж новых легковых машин снизился на 43%.

Приведет ли ограничение в продаже топлива к дефициту бензина в Москве>>

«Свежее дыхание облегчает понимание»

Некоторые эксперты уверены, что все усилия по ужесточению экологических стандартов – не что иное, как очередная показуха и попытка «выбить» деньги из автомобилистов.

«Мы можем сколько угодно говорить про нормы экобезопасности, но, по большому счету, это не действует. А все то, что предлагается, и все те требования, которые выдвигаются – это для того лишь только, чтобы в очередной раз сделать хуже и усложнить условия существования обычным людям», - считает автоэксперт радиостанции «Спорт FM» Максим Трусов.

Впрочем, не все специалисты склонны видеть в этой истории проблему. Так, президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Владимир Моженков убежден, что за чистый воздух и здоровье можно и доплатить.

«Я считаю, что введение «Евро-5» - это правильное решение. Немногие меня поддерживают в этом. Другие говорят: ну, можно было еще на год, на два, на три отложить – ничего страшного. Я считаю, что самое дорогое, что у нас есть – это жизнь. А жизнь измеряется количеством прожитых лет. Даже после того, как мы ввели «Евро-4», в московском регионе дышать стало лучше»,- заявил Моженков РИАМО.

Тем более, по его словам, повышение экостандарта топлива заставляет нефтеперерабатывающие заводы вкладываться в развитие новых технологий и набирать новых специалистов.
«Небольшое подорожание произойдет, но зато мы хотя бы будем дышать чистым воздухом», - отметил эксперт.

Читайте, на сколько снизилась сумма штрафов АЗС за нарушения качества топлива в 2015 г>>

«Евро-6» не за горами?

Несмотря на сложности с переходом на «Евро-5», российским автопроизводителям и автолюбителям вскоре, возможно, придется готовиться к новому ужесточению экологических стандартов. В Евросоюзе «Евро-6» стал обязательным для всех вновь регистрируемых автомобилей уже 1 сентября 2015 года. Такие двигатели за единицу времени выделяют столько же вредных веществ, сколько три сигареты.

При этом пользоваться популярным дизтопливом, за которое еще 20 лет назад ратовали европейские «зеленые», становится неудобно из-за установки дополнительного оборудования. Поэтому европейские водители начинают склоняться в сторону гибридов и электромобилей, к тому же, это хорошо компенсируется государством. Субсидии доходят до 10 тысяч евро.

Отечественные автопроизводители уже постепенно примеряются к «Евро-6». Например, «Группа ГАЗ», однако пока это лишь выставочные образцы и возможности доработки двигателей предыдущих классов. В свою очередь, «АвтоВАЗ» приступает к поставкам в Европу (Венгрию и Чехию) автомобилей Lada, которые уже доработаны под «Евро-6». Однако в сложной экономической ситуации до перехода на очередной стандарт российскому автопрому времени еще достаточно. По мнению Моженкова, это произойдет ближе к 2020 году.

Александр Лапшин