Палки в колеса: почему в Москве не поделили велопарад

Палки в колеса: почему в Москве не поделили велопарад
Акценты

В столице разгорелись страсти вокруг Московского велопарада. Его многолетние организаторы из проекта «Let’s bike it!» выступили с петицией против планов столичного Департамента транспорта, который якобы ставит им палки в колеса и хочет проводить велопарад самостоятельно за счет бюджетных средств. Однако в департаменте заявляют, что не намерены мешать проведению веломероприятий. Почему чиновники и волонтеры поссорились из-за велосипедов, выяснял корреспондент РИАМО.

Крик велодуши

В конце прошлой недели на сайте change.org появилась петиция с заголовком «Спасти Московский Велопарад». Ее авторы – активисты общественного проекта по развитию велокультуры «Let’s bike it!», которые инициируют проведение велопарада с 2012 года, по четыре раза в год. Авторы петиции отмечают, что московский праздник велосипедистов собирает более 40 тысяч участников, проводится на спонсорские средства, не нагружая бюджет, и способствует развитию велодвижения в России.

Поводом для создания петиции, адресованной мэру Москвы Сергею Собянину, которую на данный момент подписали 2646 человек, стало крайне недружественное, по мнению волонтеров, поведение чиновников столичного Дептранса.

Как отмечают авторы петиции, с 2014 года ведомство поддерживало велопарады в столице, но в 2018 году чиновниками «предпринимались действия, мешающие развитию добровольческого движения велосипедистов и работе проекта «Let’s bike it!». А в октябре Дептранс якобы объявил, что будет проводить велопарады самостоятельно, на средства городского бюджета Москвы.

«Считаем нецелесообразным тратить бюджетные деньги на Московский Велопарад, являющийся примером успешного мероприятия, проводимого на спонсорские средства», – говорится в петиции волонтеров на change.org.

По мнению представителей проекта «Let’s bike it!», бюджетные средства лучше направить на развитие безопасной велоинфраструктуры в Москве. Главное, чего волонтеры намерены добиваться – сохранения статуса организаторов московских велопарадов с правом принятия решений.

Средства спонсоров, выделенные на Московский велопарад, давали волонтерам «Let’s bike it!» возможность развивать и другие мероприятия – от акции «На работу на велосипеде» до Международного велоконгресса в столице, отмечают активисты. По их данным, в 2015 году Минтранс России поддержал их идею о проведении единого дня велопарадов и всероссийской акции «На работу на велосипеде». Уже в 2018 году ко дню велопарадов присоединились более 100 городов России, а также более 300 компаний с общим числом сотрудников более 1 миллиона человек, а «Let’s bike it!» получил и российские, и международные награды за проект.

Уехала не туда: почему москвичам не нравится новая навигация в метро >>

Не хватило денег

Как именно чиновники пытались помешать велоактивистам, разъясняется на сайте Московского велопарада. Согласно данным, которые приводятся волонтерами, конфликт начал назревать еще в декабре 2017 года, когда волонтеры готовились к Международному зимнему велоконгрессу, что потребовало больших затрат. Чтобы покрыть недостающую сумму, активисты согласились на предложение одного из крупных частных банков стать титульным спонсором майского велопарада в Москве. По условиям договора, предполагалось, что банк должен фигурировать в названии праздника. Активисты именно в таком формате создали страницу в Facebook и к маю она собрала больше 190 тысяч просмотров.

По данным проекта «Let’s bike it», за несколько недель до велопарада, назначенного на 20 мая, московские чиновники решили поменять спонсора, но имя нового в название уже не выносить, объяснив это тем, что «городское мероприятие не может иметь в названии коммерческий бренд». В итоге велопарад состоялся, и согласно опросу, им остались довольны 93% участников. Следующий велопарад – ночной – состоялся в Москве 30 августа, однако удовлетворенность им резко снизилась – почти на 30%, приводят данные организаторы.

По их информации, на время велопарада в Москве не было полного перекрытия улиц на маршруте, поэтому «навстречу колонне по Новому Арбату и набережным летели автомобили на скорости, превышающей 80 км/ч». Как предполагают в «Let’s bike it!», это стало предлогом для смены формата велопарада, в обновленной версии которого места для волонтеров уже не нашлось.

В Москве хотят увеличить количество мероприятий для велосипедистов >>

«Странное» предложение

Со своей стороны, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы прокомментировал ситуацию в своем Twitter.

«Количество мероприятий для велосипедистов будет только расти, если проект Let's bike it захочет проводить мероприятия и дальше – мы окажем им поддержку и содействие. В городе должно быть больше веломероприятий!», – говорится в сообщении.

Твит Дептранса вроде бы опровергает утверждения петиции и вызывает вопрос – а чем тогда недовольны активисты?

«В противостоянии с чиновниками наши силы изначально были не равны. В нашей команде всего 8 человек, средний возраст – около 25 лет. Кто-то работает, кто-то учится, велопроекты – это наша дополнительная, волонтерская деятельность. Но мы все же надеемся, что общественное возмущение от сложившейся ситуации позволит нам выиграть в этом противостоянии», – сказал РИАМО куратор проекта «Let’s bike it!» Владимир Кумов.

По его словам, в обещания городских властей о поддержке волонтеры не верят. По их данным, около 1,5 месяцев назад проект «Let’s bike it!» направил в Дептранс свои предложения по датам велопарадов на будущий год.

«В некоторых случаях, например, 15 сентября (раньше – День города, позже – столичный марафон) это единственно возможные даты. Но чиновники поставили на них свои велопарады – а потому их предложение выглядит как минимум странным», – отмечает Кумов.

По информации «Let’s bike it!», активисты также направили письмо в защиту Московского велопарада в администрацию президента РФ Владимира Путина. Его уже подписали лидеры 45 общественных организаций, занимающихся популяризацией велотранспорта и велоспорта из 33 регионов России.

Общественники просят обязать Дептранс Москвы сохранить за командой Проекта Let’s bike it! статус организатора московских велопарадов, а также дать поручение мэру Москвы Сергею Собянину включить московские велопарады, Международный велоконгресс и акцию «На работу на велосипеде» в план города Москвы и обеспечить поддержку с получением разрешений на перекрытие улиц для обеспечения безопасности участников.

Редакция РИМАО обратилась за разъяснениями в столичный Департамент транспорта, однако там ограничились комментарием из «Твиттера».

«Зайцы» поневоле: москвичи о плюсах и минусах автобусов без турникетов >>

Где гарантия?

Как утверждает руководитель велоклуба NBR, координатор движения «Общественный велоконтроль» Михаил Невелев, проблемы с согласованиями мероприятий велосипедисты в Москве испытывают не первый год. Так, по информации собеседника агентства, только в прошлом году власти города не согласовали около 12 мероприятий, включая детские велозаезды и вечерний велопробег «Велосветлячки» в поддержку всемирного движения «Час Земли», предложив участвовать в московских велопарадах.

«Но теперь и у этих праздников велосипедистов возникли проблемы. Конечно, я к этому отношусь очень негативно – ведь различные коллективные мероприятия очень полезны для новичков, которые только-только приобщаются к велодвижению», – отмечает Невелев.

По его мнению, заявление Дептранса в Twitter о том, что представители проекта «Let’s bike it» при желании могут и дальше проводить свои мероприятия, в данном случае выглядит странно, и будущее Московских велопарадов – под большим вопросом. В лучшем случае, ими займется столичный Дептранс, в худшем – город останется без крупных велопраздников.

«Ведь те же чиновники мешают проведению множества веломероприятий. Где гарантия, что тут они дадут добро?» – говорит Невелев.

Со своей стороны, руководитель велоклуба «Яуза» Алексей Сидоров предположил, что причиной, побудившей чиновников отнять столичные велопарады у волонтеров, могли стать, в том числе, спонсорские деньги.

«Я очень надеюсь, что стороны смогут прийти к некому консенсусу, и главный велопраздник Москвы будет жить», – заключил Сидоров.