Отказ от платных подписок: появится ли такая опция в банковских приложениях
В последнее время платные подписки, в том числе через банковские приложения, стали повсеместным явлением. С одной стороны, они могут быть удобными и выгодными. С другой – не очень добросовестные компании злоупотребляют такими сервисами с точки зрения прав потребителя. Как можно решить проблему отказа от ненужных подписок и устранить те случаи, когда деньги списываются автоматически без ведома человека, читайте в материале РИАМО.
Как становятся подписчиками «поневоле»
«Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) направила в Центральный банк обращение, в котором просит обязать банки блокировать списания за онлайн-сервисы по требованию клиента.
Сами банки утверждают, что выступают лишь провайдерами таких операций и, если клиенту нужно отменить подписку, он должен обратиться в компанию, где она была оформлена.
Проблема заключается в том, что люди иногда просто забывают отказаться от подписки, которая, например, была оформлена на какой-то период бесплатно. Есть также случаи, когда платежи продлеваются автоматически и очень сложно их отметить. Кроме того, иногда по неосторожности, кликнув на какую-то ссылку, человек становится подписчиком, сам не осознавая того. Он понимает это только тогда, когда первого числа каждого месяца видит списание средств со своей карты. Число недобросовестных и откровенно мошеннических действий здесь велико.
Банки, не имея возможности повлиять на ситуацию, предлагают гражданам просто поменять карту, с которой происходит автоматическое списание. На сегодняшний день это самый действенный способ решения вопроса.
Регулятор со своей стороны так прокомментировал эту проблему:
«Мы рекомендуем банкам обеспечить потребителю возможность в мобильном приложении отказаться от любых периодических платежей. Это позволит исключить злоупотребления сервисов, работающих с использованием абонентских договоров и списывающих в безакцептном порядке плату за фактически неиспользуемые услуги».
Когда сам банк предлагает подписки
Доцент департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин обратил внимание, что иногда такие платные подписки предлагают сами банки, развивающие свои экосистемы и так называемые небанковские сервисы. Например, службы доставки еды, такси, музыкальные, онлайн-кинотеатры, возможность делать покупки в интернет-магазинах с бонусами. При этом все чаще в конкурентной борьбе за потребителя банки используют технологии искусственного интеллекта, когда нейросеть изучает потребности и активность клиента, благодаря чему последний будет получать интересующие его предложения.
В чем заключается интерес потребителя платных подписок?
«Дело в том, что взамен внесения регулярной платы за подписку клиент получает от банка определенные бонусы и выгоды. Например, повышенный кэшбек, бесплатное обслуживание карты банка, повышенную процентную ставку по вкладам или на остаток по счету, льготный доступ к сервисам с музыкой и фильмам, выгодные условия по кредитам, отправку переводов без комиссий. При этом банк получает свои неоспоримые выгоды – рост лояльности и числа постоянных клиентов, увеличивая охват рынка, и стабильный доход от оплаты подписки», – объясняет экономист.
По его словам, преимуществом для потребителя является то обстоятельство, что у всех подписок есть бесплатный пробный период, как правило первый месяц, за который ее можно проверить, посчитать экономию на практике и решить, оплачивать ли подписку далее.
Банки не заинтересованы «будить» «спящих подписчиков»
При этом корень проблемы лежит в неоднозначном отношении к платным подпискам с точки зрения защиты прав потребителя: некоторые клиенты считают, что банки навязывают подписки, отмечает Морковкин.
«Нередко возникают ситуации, когда однажды подписавшись, клиент попросту забывает об этом, попадая в число «спящих подписчиков», и по прошествии бесплатного пробного периода продолжает платить за услуги по инерции», – констатирует экономист.
Банковские экосистемы, естественно, заинтересованы в максимально долгом сохранении подобного положения дел. Однако, по законодательству, онлайн-подписки — это услуга, от которой клиент по закону имеет право отказаться в одностороннем порядке, говорит эксперт.
«В связи с этим, Банк России, по нашему мнению, будет настаивать на упрощении процедуры отписки в целях защиты прав потребителей, а также добавлении в мобильные приложения банков опцию отказа от подписок и любых регулярных платежей», – высказывает свое мнение Морковкин.