От МЦК до Троицка: как новая ветка метро решит транспортные проблемы в Новой Москве
Троицкая линия метро станет одной из самых протяженных в Москве, ее расстояние достигнет 40 километров. Она свяжет Южный, Юго-Западный, Новомосковский и Троицкий административные округа столицы. Обозреватель РИАМО собрал актуальную информацию о ходе строительства линии и выяснил, какие возможности для москвичей откроет подземный маршрут от Троицка до МЦК.
Единственное разумное решение
Идея строительства метрополитена в Новой Москве появилась еще в 2011 году, когда власти решили включить в состав столицы обширные территории на юге и юго-западе за МКАД. Изначально планировалось провести новую ветку до поселка Коммунарка, в честь которого линия получила свое первое название – Коммунарская. Позже правительство столицы пересмотрело план, сделав выбор в пользу линии до наукограда Троицка, и переименовало ветку.
«Через несколько лет в зоне притяжения будущей ветки будут проживать свыше 500 тысяч москвичей. Ни автобусы, ни даже скоростной трамвай не справятся с транспортным обслуживанием такого количества людей. И, к сожалению, в районе Калужского шоссе отсутствует железная дорога. Поэтому строительство метро является единственным разумным решением», – так обосновал необходимость прокладки Троицкой ветки мэр Москвы Сергей Собянин.
Девять новых станций БКЛ в 2022 году: где их откроют и как они будут выглядеть>>
До Троицка по прямой
На новой ветке построят 17 станций. Она пройдет от платформы Московского центрального кольца (МЦК) «ЗИЛ» через ТиНАО до Троицка.
Семь станций расположатся в пределах МКАД, в Даниловском, Академическом, Обручевском, Ломоносовском, Гагаринском районах, а также в Котловке, Конькове и Теплом Стане. Остальные десять пройдут за МКАД через поселки Мамыри, Коммунарка, Мосрентген, Ракитки, Сосенки, Десна, Десеновское и Ватутинки.
Пересесть с Троицкой ветки на МЦК можно будет на станциях «ЗИЛ» и «Крымской», на Большую кольцевую линию (БКЛ) – на «Новаторской». Переход на Калужско-Рижскую линию построят на «Академической», а на Сокольническую – на станции «Коммунарка».
Виртуальная «Тройка» или Face Pay: как оплатить проезд в московском метрополитене>>
Этапы и сроки строительства
Строительство Троицкой линии началось в 2018 году. Работы ведутся в сложных геологических условиях и в плотной городской застройке.
Сейчас продолжается строительство линии от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки». По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева, участок между станциями «Новаторская» и «Коммунарка» завершен уже более чем наполовину. Также работы ведутся на перегоне «ЗИЛ» – «Новаторская».
«Ввод в эксплуатацию участка Троицкой линии от станции "ЗИЛ" до станции "Коммунарка" запланирован на конец 2024 года. Участок линии от "Коммунарки" до Троицка сейчас находится в стадии разработки градостроительной документации», –сообщил руководитель стройкомплекса Москвы.
Полностью запустить ветку власти рассчитывают к 2027 году.
Планы по строительству метро до 2027 года>>
Избежать «эффекта Выхина»
Жители ТиНАО рассказали о том, какие проблемы в округах решит Троицкая ветка.
Москвичка Ольга считает, что новая линия метро существенно сократит студентам дорогу до вузов в юго-западных районах столицы.
«Ветка позволит эффективно перераспределять потоки людей как из Троицка, так и из других районов: часть людей поедет не через центр, а по радиальным линиям, что снизит нагрузку на метро и уменьшит давку в часы пик. Так мы сможем избежать "эффекта Выхина"», – также отмечает Ольга.
По словам жительницы Коммунарки Екатерины, «эффект Выхина» наблюдается на Калужско-Рижской линии.
«Самый большой поток едет из Новой Москвы до метро «Теплый Стан»: автобусы битком что утром, что вечером. Думаю, Троицкая ветка разгрузит этот участок, и все вздохнут свободнее».
Жительница поселения Сосенское в ТиНАО Надежда рассказала, почему станция «Теплый Стан» постоянно перегружена.
«Сейчас многие из ближайших к Коммунарке районов едут до «Теплого Стана», потому что туда автобусы и маршрутки ходят чаще, чем до станции метро «Коммунарка».
До июня 2020 года «Теплый Стан» был одним из крупнейших транспортно-пересадочных узлов в Москве, в который входила автостанция с одноименным названием. Отсюда ходили автобусы до Тулы, Калуги, Курска, Брянска, Смоленска и даже Махачкалы и Элисты.
Однако с закрытием автостанции пассажиропоток на «Теплом Стане» не уменьшился, а наоборот вырос, о чем свидетельствует Портал открытых данных правительства Москвы.
Со стремительным ростом населения Новой Москвы увеличивается и число пассажиров подземки. Во втором квартале 2022 года на data.mos.ru зафиксировано 5 345 989 входов пассажиров на «Теплом Стане», что немногим меньше, чем за аналогичный период на «Выхине» – 5 623 477 входов.
За счет пересечения с Калужско-Рижской линией Троицкая ветка существенно снимет с нее нагрузку.
«Теперь буду тратить в два раза меньше времени»: пассажиры метро о новых станциях БКЛ>>
Быстрее и экологичнее
Перегруженность Калужско-Рижской линии – лишь одна из проблем, которые сможет решить Троицкая ветка.
В правительстве Москвы отмечают и другие возможности, которые получит столица после открытия новой ветки.
«Благодаря Троицкой линии у жителей Десеновского поселения и Троицка впервые появится метро в пешей доступности, они смогут экономить до часа в день на дорогу. Территории Новой Москвы станут еще более привлекательными для жизни и бизнеса», – цитирует руководителя Дептранса Москвы Максима Ликсутова официальный телеграм-канал ведомства.
По словам заместителя мэра Андрея Бочкарева, Троицкая ветка позволит уменьшить дальность подъезда к станциям метрополитена на наземном пассажирском транспорте на 15–20% и сократить средние затраты времени на комплексные поездки по городу на 30–40 минут.
Помимо названных преимуществ, в столичном стройкомплексе отмечают снижение нагрузки на улично-дорожную сеть, что приведет к улучшению экологической ситуации в близлежащих районах.
Как копить бонусы на карте «Тройка» и на что их можно потратить>>
Соединят ли подземкой Коммунарку и Бутово
Кроме строительства Троицкой ветки, в ТиНАО планируют продлить Сокольническую линию на одну станцию. Новой конечной станет «Потапово» (прежнее название – «Новомосковская»). В правительстве Москвы сообщают, что станция уже построена наполовину.
«Жителям ближайших новостроек она будет очень удобна. К моменту их заселения как раз станцию и достроят», – считает Елена из Коммунарки.
Поселок Коммунарка фактически граничит с Южным Бутово. Однако попасть из одного района в другой проблематично. Поскольку проехать по прямой невозможно из-за строящейся магистрали Солнцево – Бутово – Варшавского шоссе, приходится объезжать через густонаселенную городскую застройку. При большом транспортном потоке нередко возникают пробки, в которых стоят и автобусы.
Жительница Ольга предлагает решить проблему, соединив станции метро «Потапово» с «Бунинской аллеей».
«Мое личное пожелание – соединить будущую станцию красной ветки «Потапово» с «Бунинской аллеей». Такое решение лежит на поверхности. При «закольцевании» этих станций будут соединены районы Бутово и Коммунарка. Таким образом получится великолепный транспортный узел – практически в одном месте Новой Москвы пересекутся целые три ветки метро», – считает Ольга.
В Институте генплана Москвы этот вопрос рассматривают, однако, как сообщает пресс-служба проектной организации, на сегодняшний день это сложная задача, выполнению которой препятствует плотная жилая застройка и ряд других факторов.
Что делать, если банковская карта попала в стоп‑лист при оплате проезда в Москве>>
Другие транспортные проекты в Новой Москве
Для улучшения транспортной доступности в отдаленных районах Троицкого округа планируется организовать маршруты наземного транспорта к будущей станции метро «Ватутинки».
По словам начальника мастерской развития скоростного внеуличного транспорта Ольги Панкиной, Генплан Москвы предусматривает также проведение будущей Бирюлевской линии метро в поселение Рязановское в ТиНАО и продление Солнцевской линии до аэропорта Внуково.
Помимо метро, в Новой Москве запустят еще один диаметр – МЦД-4. Он пройдет вдоль Киевского шоссе до Апрелевки.