«Осторожно, двери закрываются»: чьим голосом «говорит» московское метро

«Осторожно, двери закрываются»: чьим голосом «говорит» московское метро
Акценты

«Осторожно, двери закрываются...» - миллионы пассажиров московского метрополитена ежедневно слышат этот голос, спеша по своим делам, но мало кто знает, кому он принадлежит. Один из дикторов метро - Заслуженный артист России, радиоведущий Сергей Куликовских. Именно он на протяжении 20 лет объявляет названия станций, призывает уступить место и напоминает не оставлять вещи в вагоне, а также читает объявления. О том, как ведут себя пассажиры подземки, как новые технологии изменили его работу, и где он отдыхает от Москвы, голос московского метро поделился с РИАМО.

Лабиринты тоннелей метро глазами машиниста. ФОТО>>

Про метро и Всесоюзное радио

Станция метро «Комсомольская»

Фото: РИАМО, Александр Кожохин

Сергей Куликовских с малых лет выступал на сцене, но наибольший интерес проявил к «голосовой» профессии. Свой творческий путь он начал на Всесоюзном радио, где работал диктором. Во время перестройки перемены настигли и радийную сферу, которая больше не требовала от вещателя быть «говорящей головой», которая читает последние известия, а давала возможность раскрыться в качестве ведущего, беседуя с гостем в студии, что оказалось более привлекательным для Сергея, и он бескомпромиссно посвятил себя радиовещанию.

Что касается работы в метро, то она возникла параллельно и воспринималась больше в шутку. На пробы в то время приходили в основном актеры и известные медийные личности - обладатели низкого тембра, но мало кто понимал, что специфика звучания в метро сильно отличается от радийной.

«Я ни на что не рассчитывал. Пришел, звонко и весело прочитал, ушел, а через два месяца получил официальное приглашение на позицию диктора метрополитена. Оказалось, тут не надо было никого поражать своим псевдо-шаляпинским басом. Голос в метро должен звучать просто, звонко и жизнерадостно, над шумом эскалатора», - отмечает Сергей.

10 мест в метро Москвы, о которых знает не каждый>>

Про бобины и компьютер

Еще 20 лет назад дикторы записывались на огромные бобины без права на ошибку, ведь в случае таковой все приходилось переписывать заново. Особенно непросто было озвучивать станции, равномерно выдерживая паузы. «Только человекоробот мог бы это сделать» - шутит Сергей.

Сейчас, в эпоху компьютеров, когда записи стали цифровыми, можно остановиться, прийти в себя и продолжить.

«Самое главное — это сохранить драйв к окончанию ветки. Каждая ветка для меня — это особый нюанс, особое настроение. Оно может быть неуловимо, но я это знаю. Если я пишу свою любимую «красную», на которой живу почти всю жизнь, я знаю, что это одна из первых веток метро, у меня к ней свое отношение. Множество фильмов было снято именно там. У меня возникают ассоциативные линии», - делится диктор столичной подземки.

При этом Сергей категорически не согласен с тем, что современные технологии не требуют от диктора особых умений.

«Если ты профессионал, ты ответственен за то, что делаешь. Ты всегда должен идти немного впереди, формируя аудиторию, которая тебя слушает, и свою неповторимую динамику подачи. Звучит масса красивых голосов, но говорит ли человек так в жизни? Вряд ли. Если он в быту будет так говорить, мы устанем через десять минут общения с ним. Я сознательно стараюсь уйти от подобного звучания. Пусть будет не так красиво, не так тембрально, зато искренне, профессионально и от чистого сердца», - считает Куликовских.

В процессе работы не обходится и без казусов. Например, после записи объявления «при обнаружении забытых вещей...», Сергею позвонил Виктор Татарский (теле- и радиоведущий - ред.) и укоризненно заметил, что, мол ударение неправильно поставлено на "е". Пришлось переписывать. Однако после выхода в свет обновленной версии с ударением на "у" посыпались звонки от недовольных пассажиров с просьбами заменить неправильное ударение. Переписали вновь. Вышло, как в басне «Слон живописец».

«Вообще я понял, что даже если ты ошибаешься, оставайся человеком, улыбнись, продолжай, а не так, как сейчас у многих от ужаса стопор», - делится собеседник агентства.

Иностранцы о московском метро: про Wi-Fi, мигрантов и советский дух>>

Про агрессию пассажиров

Станция метро «Достоевская»

Фото: РИАМО, Татьяна Коробейник

Сергей является активным пользователем подземки и признается, что неуважительное отношение друг к другу среди пассажиров метро для него - боль.

«Агрессии прибавилось. Но я не хочу утверждать, что во всем виновато время. Да, безусловно, нынешнее время озлобляет людей, но мы же люди. Я даже не хочу человека сравнивать с животным, потому что я обожаю собак. Больше всего меня возмущает стремление каждого первым запрыгнуть на эскалатор. Ведь, если люди просто встанут друг за другом, дело пойдет быстрее», - считает Куликовских.

Про Дом музыки

Сергей Куликовских также является голосом Московского международного Дома музыки.

«К счастью, у меня есть Дом музыки, где я могу оставаться самим собой, где у меня и душа поет, и тело радуется. Моя задача - переключить человека, сделать так, чтобы он забыл об этой суете и настроился на хорошую музыку».

Как работают контролеры метро: новые способы борьбы с зайцами>>

Пишите письма

Формат эпистолярного жанра в радиовещании возродил именно Сергей Куликовских. Придя на радио «Ретро», Сергей решил, что стоит придать монотонному эфиру романтику минувших лет, и письма посыпались мешками.

«Их надо было прочитать, ответить в эфире, выполнить заявку. Люди доверяли «голосу» свои судьбы, рассказывали о переживаниях, делились воспоминаниями. Они были предельно откровенны, а я, в свою очередь, старался проникнуться и пропустить через себя каждую историю. Многие приезжали в «Останкино», чтобы выразить слова благодарности, привозили мешки с картошкой, банки с огурцами, варенье», вспоминает Сергей.

По его словам, при работе у микрофона важна личность, яркая индивидуальность и высочайший профессионализм.

«Ты не просто общаешься с человеком, ты отдаешь себя, и чистота твоих помыслов, душевная окраска очень важна. Я не могу позволить себе быть фальшивым, когда люди мне доверяют», - признается диктор метро.

По его словам, сейчас на радио и телевидении все стали «пыжиться» и вещать об убийствах «мускульными» голосами, будто ничего другого у нас не происходит. Это похоже на эффект выдавливания остатков зубной пасты.

Байки о Кольцевой линии метро: поезд-призрак и подземный гороскоп>>

Про Тибет

Фото предоставлено Сергеем Куликовских

«У меня столько было воплощений, что мне кажется, будто мне уже лет сто», - признается диктор московского метро.

Спасение от суеты и круговерти Куликовских находит на Эвересте, в Тибете. Там, в обстановке, которая ничем не напоминает Москву и привычные занятия, он восстанавливается.

«У меня в горах даже голос сиплый. Я настолько расслабляю всего себя, что порой мне кажется, что у меня вовсе нет голоса. Эта отрешенность мне показывает, что есть другой срез жизни, не менее интересный, который формирует тебя не только как личность, но и как сильного человека, способного преодолевать трудности в связи с непростыми условиями. Одна гипоксия чего стоит. Но именно там, в горах я настоящий», - делится Сергей.

Секреты Московского метрополитена. ВИКТОРИНА>>

Про счастье

Сергей считает себя абсолютно счастливым человеком. Счастлив, по его мнению, тот, кто занимается любимым делом, пользуясь талантами, которыми наградил его Бог.

«Люди узнают мой голос в метро, в Доме музыки, подходят, пишут сообщения в социальных сетях, благодарят. Я никогда не придерживался модной практики представлять перед микрофоном близкого человека и адресовать свой монолог ему. Это неправильно. Расширяйте круг слушательской аудитории, и постепенно грани сотрутся», - советует диктор.

Не будь он диктором, Сергей признается, что стал бы пластическим хирургом. «Я тонко все подмечаю», - говорит Куликовских.

На сложную политическую и экономическую обстановку в мире он смотрит философски.

«Всем и себе я желаю еще немного потерпеть. Все обязательно наладится. Я не могу призвать каждого идти в храм, но не стоит забывать о Боге внутри себя. Такая уж судьба у нас, у России — терпеть. Будьте искренними, в первую очередь, с самими собой. Если вы работаете над человеком внутри себя, то и люди вокруг задумаются», - уверен он.

Маша Март

Как вам материал?