Одаренный ребенок: можно ли воспитать гения и стоит ли?

Одаренный ребенок: можно ли воспитать гения и стоит ли?
Акценты

О том, чтобы ребенок был одаренным или даже гениальным, мечтают многие родители. Можно ли понять, что ваш малыш относится к этой категории, как правильно его развивать и чего делать не стоит – РИАМО рассказали нейропсихологи.

Гены гениальности

Мамы и папы нередко сравнивают своего малыша с детьми друзей и соседей, а еще чаще – стараются обогнать и перегнать, развивая навыки и способности ребенка всеми возможными способами. Своего рода погоня за гениальностью свойственна многим родителям. Но каждый ли может стать гением?

Ученые доказали, что, например, к интеллектуальным способностям существует генетическая предрасположенность. Если родители или бабушки и дедушки ребенка являются выдающимися математиками или физиками, то у их потомка довольно высоки шансы получить по наследству интеллектуальную одаренность.

Однако не существует какого-то одного специального гена, который отвечал бы за ум или талант.

«Интеллект – мультифакторный признак, зависящий от большого количества генов и условий среды. В последнем крупномасштабном исследовании интеллекта было идентифицировано 1016 генов, варианты которых влияют на уровень интеллекта», – поясняет Валерий Полуновский, генетик, молекулярный биолог, руководитель отдела разработки MyGenetics.

По последним данным, наследуемость интеллекта составляет от 60 до 80%. «Что касается гениальности, то есть крайне высокого интеллекта, то она наследуется в гораздо меньшей степени (~30-40%) и является результатом уникального сочетания генов и факторов среды», – добавляет ученый. Таким образом, в благоприятных условиях гениальность вполне может проявиться и у ребенка родителей со средним интеллектом.

«Младенческой гениальности» не существует

В первые два года жизни о распознавании каких-либо способностей ребенка думать рано, считают специалисты. Как правило, в самом раннем возрасте дети только осваивают мир и учатся его чувствовать. Лишь когда ребенок начинает более или менее осознанно разговаривать, родителям имеет смысл оценивать его потенциал.

Показателем наличия способностей у детей 2-3 лет могут служить чувствительность и ярко выраженная реакция на новые предметы, звуки, цвета, образы.

«Такие дети задают больше качественно своеобразных вопросов. Они очень активны, любознательны, способны концентрировать свое внимание на каком-то занятии намного дольше, чем сверстники. Одаренные дети с раннего возраста способны к самообучению, поэтому очень важно, чтобы их окружала обогащенная и разнообразная среда», – рекомендует Наталья Мешкова, кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии МГППУ.

Одаренность требует свободы

«Многие родители идут на поводу у своих амбиций: „мой ребенок должен быть лучшим!”. Малыша начинают ежедневно водить на большое количество занятий в надежде, что проявится его гениальность. Но она проявляется лишь тогда, когда ребенок занимается тем, что нравится. А для того, чтобы ребенок понял, что ему нравится, ему необходимо свободное время», – предупреждает клинический психолог, нейропсихолог Вера Габак.

Предпочтения и способности любого человека в немалой степени обоснованы физиологией. «Если у ребенка больше развито правое полушарие головного мозга, то он склонен к творчеству. Ему нравится рисовать, петь, играть на инструментах, выдумывать сценарии игр и разные истории. Он имеет свободное мышление», – констатирует нейрокинезиолог и нейропсихолог Нара Совкова. При развитом левом полушарии дети проявляют способности к математике, точным наукам, интеллектуальным играм, головоломкам. В мышлении такой ребенок более структурирован, любит правила и рамки.

«Сложно будет вырастить художника, если идет доминирование левого полушария и, к примеру, слабо развита тактильность. И, наоборот, не стоит принуждать правополушарного ребенка с развитым слухом становиться великим математиком», – предупреждает нейропсихолог.

Каждому возрасту – свое развитие

Нейропсихологи предупреждают: в определенный период детства должен развиваться определенный участок мозга, и именно на него организм направляет весь ресурс.

«До двух лет очень важно, чтобы у ребенка развивалось тело, чтобы он был максимально обогащен движениями, сенсорными ощущениями. Если в этот важный период мы, например, заставим малыша развиваться с помощью кубиков Зайцева, мы лишим его опыта, который он должен получать и нарабатывать, и будем пытаться развить те отделы мозга, которые еще не готовы к данному обучению», – отмечает Вера Габак.

Выбирая кружки и занятия, нужно понимать, что они должны в первую очередь соответствовать возрастным и психологическим нормам. «К обучению ребенок в большинстве случаев готов после 5 лет. А до этого важно, чтобы у ребенка была активная игровая деятельность», – подчеркивает эксперт.

Разговоры и игры – помощники в развитии одаренного ребенка

Для развития когнитивных и творческих способностей существуют различные игровые методики, причем многие из них предельно просты и всем известны. Это лепка, рисование, составление различных коллажей, конструкторы. Кроме того, с ребенком нужно много разговаривать, обсуждать прочитанное, сочинять с ним новые сказки и рассказы, классифицировать предметы.

«Самое важное – не гасить познавательную потребность у детей. Отвечайте на все возникающие у них вопросы. Если не знаете ответа, всегда можно перекинуть инициативу ребенку, спросив, что он сам думает по этому поводу», – советует Наталья Мешкова.

А вот различные обучающие игры в телефоне или планшете в раскрытии одаренности никак не помогут. Обычно это лишь «палочка-выручалочка» для мамы, когда ей нужно полчаса времени на срочные дела. «В развитие ребенка нужно эмоционально вовлекаться, постоянно вести беседы, рассказывать, обсуждать, изучать вместе свойства предметов и явлений. Это будет гораздо полезнее, чем любая обучающая игра в телефоне», – убеждена Габак.

Нейропсихолог отмечает, что на первый взгляд сложные навыки ребенок может получить в игровой форме. «Если родители хотят, чтобы ребенок красиво писал, то готовить руку можно через работу с ножницами, через лепку снежков. Даже сама игра в снежки – это великолепная проработка зрительно-моторной координации», – поясняет Габак. То же касается обучения катанию на лыжах или коньках. «Освоение любого из этих видов спорта хорошо тренирует концентрацию внимания и развивает межполушарные связи. Именно процесс обучения может многое дать развитию мозга ребенка», – дополняет эксперт.

Mind-fitness, или упражнения для мозга

Одним из перспективных направлений развития когнитивных способностей является mind-fitness. «Особенность этой технологии в том, что она позволяет улучшать нейропластичность мозга в любом возрасте. Проще говоря, она активирует мозговую деятельность и учит мозг работать быстрее и результативнее», – рассказывает Наталья Мешкова. Существует множество игровых техник по нейропсихологии для детей. Например, упражнение «рисуем двумя руками» подходит для детей от 5 лет, отмечает специалист. Также к майнд-фитнесу можно отнести использование «непривычной» руки для выполнения привычных действий.

Суть занятий в том, чтобы, получая нестандартные задачи, мозг формировал новые нейронные связи. Тренировки такого рода могут развивать воображение, креативность, творческие и когнитивные способности, память и концентрацию внимания.

«Но важно заметить, что майнд-фитнес – это развитие высших психических функций. Ничего не получится, если низшие психические функции – сенсорика, мелкая и крупная моторика, рефлексы, ощущение себя в пространстве – в силу возраста или по каким-то причинам не дозрели», – констатирует Нара Совкова.

Занятия майнд-фитнесом под наблюдением специалиста могут проходить в группе или индивидуально, существуют также простые техники, которые может освоить любой родитель. Но взрослые должны помнить, что при выборе кружков, студий и секций решающее слово имеет ребенок: только он способен почувствовать, в какой области могут проявиться его одаренность или талант. При отсутствии искреннего интереса гениальность невозможно «развить» никакими тренировками.

«Побочные эффекты» гениальности

Вера Габак отмечает, что одаренность или гениальность (как высшая степень одаренности) нередко приводят к проблемам психологического или нейропсихологического характера. Когда ребенок очень ярко и бурно развивает какую-то одну область своего восприятия, другие важные функции могут испытывать дефицит развития.

«Зачастую такой ребенок не умеет правильно реагировать на мелкие жизненные проблемы и перемены, имеет низкую стрессоустойчивость, может быть подвержен неврозам. Нередко такие дети бывают слабо развиты физически», – поясняет нейропсихолог.

В таких случаях задача специалиста – скомпенсировать эти проявления. Если ребенок невероятно хорош в какой-либо одной области, но при этом неуклюж, слаб, имеет нарушения координации, склонен к истерикам, не умеет и не любит общаться со сверстниками, не проявляет эмпатии – это повод показать маленького гения нейропсихологу. Если не уделить этому внимания, во взрослом возрасте могут появиться серьезные сложности в социализации, вплоть до отсутствия друзей и личных привязанностей. Зачастую гениальные дети, не получившие вовремя психологической помощи, с трудом «осваивают» взрослый мир, испытывая при этом одиночество или депрессию.