Очередной рост акциза на бензин: пополнение бюджета или разгон инфляции
С 1 апреля 2016 года в России уже второй раз за год увеличены акцизы на бензин и дизельное топливо. Ставка акциза на бензин выросла на 2 рубля за литр, на дизель — на рубль. Насколько вырастут цены на АЗС, затронет ли увеличение акциза тарифы на общественный транспорт и логистику, и насколько в итоге ударит по кошелькам граждан, выяснял корреспондент РИАМО.
Эксперт предупреждает водителей РФ о росте цен на бензин на 8%>>
Почему снова бензин?
Фото: flickr.com, nate.stevens
В правительстве РФ повторное повышение акцизов на топливо объясняют сложной экономической ситуацией и необходимостью мобилизации доходов федеральной казны.
Объясняя, почему для пополнения бюджета государство вновь выбрало именно этот способ, эксперты называют две причины. Как объясняет доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов, основная причина – это то, что среди других видов налогов именно акциз на топливо достаточно легко администрируется.
«Поскольку количество НПЗ не очень велико, степень контроля над ними достаточно хорошая, и, с точки зрения Федеральной налоговой службы, акциз на топливо – это именно тот вид акцизов, который легко и технически просто собирать. Именно поэтому, скорее всего, и был выбран этот вид акцизов для того, чтобы пополнить бюджет», — считает эксперт.
В свою очередь, главный редактор автомобильного портала amsrus.ru Сергей Асланян отмечает, что автовладельцы - один из основных источников поступления налогов в казну, и именно за счет них государство пытается «заткнуть дыру» в экономике.
«Другого резерва у экономики нет, кроме как поднимать акцизы, прямые и косвенные налоги, а также обременять население, имеющее какую-то собственность. А у нас есть две категории людей, у которых эта собственность есть: это владельцы квартир и владельцы автомобилей», — заявляет автоэксперт.
Повышение акцизов на бензин противоречит предложениям Медведева>>
Литры вырастут в цене
Фото: flickr.com, Vladislav Bezrukov
По информации Росстата, за неделю с 22 по 28 марта 2016 года, цены на автомобильный бензин выросли на 0,3%, а на дизельное топливо - не изменились. При этом, по данным на февраль текущего года, за год цена бензина марки АИ-92 выросла на 5,4%, АИ-95 подорожал на 5%, дизтопливо выросло в цене на 3,6% по сравнению с февралем прошлого года.
Ранее сотрудники ряда АЗС московского региона сообщили РИАМО, что в начале марта цены на бензин поднялись в среднем на 30 - 50 копеек за литр. На большинстве заправок это было первое заметное повышение с начала года.
По данным Московской топливной ассоциации на 28 февраля 2016 года, на заправках московского региона литр АИ-92 стоил в среднем от 33,15 до 36 рублей, разброс цен на 95-й бензин составлял от 35,95 до 38,8 рублей за литр, а дизтопливо можно было купить по цене от 34,91 до 36,42 рублей.
По прогнозам экспертов, после повышения топливных акцизов рост цен на бензин продолжится - автомобилистам придется переплатить в среднем на 2 рубля за литр. По прогнозу Минфина, за год рост розничных цен на бензин может достигнуть 7%.
«Поскольку спрос на бензин неэластичен, то, соответственно, почти весь акциз трансформируется в рост цены. То есть рост произойдет в среднем на 2 рубля», — говорит Хестанов.
«Повышение будет не одномоментным, а растянутым на несколько месяцев, оно началось уже сейчас. Стоит ждать шага в 50 копеек в месяц. Таким образом, к середине лета стоимость 95-го бензина приблизится к 40 рублям, а ДТ будет стоить около 37,2 рубля», - прогнозирует региональный директор Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Николай Степанов.
Директор департамента корпоративных продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Храмов подтверждает, что резкого повышения цен на бензин не произойдет.
«Производственный цикл по новым тарифам составляет около одного квартала. Поэтому ожидать роста стоимости можно не раньше, чем в конце второго – начале третьего квартала этого года. Сильнее всего подорожают самые ходовые виды топлива – АИ-92 и АИ-95, так как они требуют больше затрат на переработку и транспортировку. Но разница между разными видами бензина будет несущественна, так как акцизная ставка на них увеличится одинаково на 2 рубля, тогда как акцизы на дизельное топливо вырастут всего на 1 рубль», - говорит Храмов.
Как объясняет эксперт, на сегодняшний день акцизы составляют 23,3% от розничной цены бензина, соответственно, увеличение ставки повлечет за собой и рост стоимости топлива. Цена бензина формируется из себестоимости сырья, ставки нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего заводов, биржевых трейдеров, заправочных станций, стоимости транспортировки и налоговых тарифов.
«Себестоимость самого сырья варьируется в пределах 5-7% от конечной цены топлива. Нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие заводы от общей стоимости получают лишь 7-10%, трейдеры – 2-3%, бензозаправочные станции – 7-10%. Доля транспортировки в общей цене топлива составляет 6-7%. Остальные 50-60% стоимости бензина - это налоги: акцизные сборы, НДС, налог на прибыль и на добычу полезных ископаемых. Из этого следует, что увеличение акцизной ставки повлечет за собой рост не только налогов, но и стоимости транспортировки, что увеличивает конечную цену на топливо», - рассказал эксперт.
Конечно, из-за роста цен автомобилисты не откажутся от пользования машиной, но станут более экономными, предполагает эксперт.
«Увеличение акцизных ставок и, соответственно, розничных цен на бензин повлечет за собой незначительное снижение спроса. Транспортные перевозки по-прежнему будут актуальны, так как доля автотранспорта сегодня составляет более 50% от общего объема грузоперевозок», - отмечает Храмов.
Госдума обсудит отмену транспортного налога в РФ из-за роста акцизов на ГСМ>>
Грузоперевозки не подорожают
Фото: РИАМО, Александр Кожохин
По мнению заместителя генерального директора по стратегическому развитию ООО «Газпромтранс» Андрея Ващенко, повышение акцизов на топливо не приведет к серьезным удорожаниям в сфере перевозок.
«Никаких ухудшений серьезных не ожидается. На всех профильных конференциях на рынках нефтепродуктов эта тема является самой глухой. Да, неприятно, но не смертельно, то есть по сравнению с другими проблемами, это мелочи жизни. Скорее, это пиар в СМИ: все дорожает, какой ужас! На самом деле, повышение очень маленькое, и стоимость бензина вырастет несущественно. Ни разу еще повышение акцизов не сказалось на логистике, чтобы что-то сильно увеличилось, такого не было», - констатирует Ващенко.
По расчетам директора департамента транспортной логистики логистической компании МОЛКОМ Тимура Ратникова, стоимость грузоперевозок может подорожать лишь на 1-2%.
«В себестоимости грузовых перевозок топливная составляющая варьируется от 30% до 35%. Повышение стоимости топлива возможно в среднем на 5%, что может привести к повышению стоимости перевозок на 1-2%», - поясняет Ратников.
Как отмечает эксперт, на фоне того, что увеличение стоимости проезда по федеральным трассам с 1 марта 2016 года за счет системы «Платон» не произошло (планировалось повышение ставки для 12-тонников с 1,53 до 3,07 рубля за километр), предполагаю, что перевозчики с крупнотоннажным транспортом не будут увеличивать стоимость грузовых перевозок. И в очередной раз сократят свою маржинальность на 1-2%», - говорит собеседник агентства.
Его коллеги по рынку логистики подтверждают этот прогноз.
"Пока рано говорить, как именно отразится повышение акцизов на стоимости грузоперевозок. Все будет зависеть от конкретной конъюнктуры рынка. Если в начале апреля сложится дефицит транспорта, тогда перевозчики смогут увеличить тариф. Но в ситуации профицита предложения такое трудно представить, так как условия будут задавать грузоотправители. И транспортным компаниям придется сохранить цены, чтобы сохранить клиентов», - говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Андрей Попов.
«Затраты на топливо не являются основной составляющей в формировании тарифа, поэтому, чтобы поддержать спрос, который сейчас и так сокращается, будем стараться удерживать цены на прежнем уровне, сокращая издержки и пересматривая модель формирования стоимости услуг», - говорит директор по логистике и операциям City Express Александр Анзин.
И все же, по его мнению, в итоге повышение акцизов на бензин и дизтопливо отразится на всех отраслях, которые так или иначе связаны с топливом, в том числе на логистической отрасли. Рост издержек спровоцирует рост цен, что, в конечном итоге отразится на расходах потребителей: подорожают и продукты питания, и бытовые товары – все то, что перевозится автотранспортом.
Введение акциза на шины РФ является избыточным и незаконным налогом>>
Общественный транспорт
Фото: РИАМО, Александр Кожохин
Что касается общественного транспорта, то пассажирам автобусов и маршруток не стоит беспокоиться из-за возможного роста тарифов. Как говорит президент Московского транспортного союза Юрий Свешников, такая важная отрасль, как пассажирские перевозки, не испытает нагрузки напрямую. Как объясняет эксперт, сегодня тарифообразование на пассажирском автотранспорте слабо зависит от тех расходов, которые реально несет конкретный перевозчик.
В соответствии с постановлением №239 правительства РФ еще от 1995 года, тарифы на общественный транспорт устанавливают органы власти субъектов РФ, напоминает Свешников. По его словам, практически во всех субъектах РФ власти устанавливают тарифы существенно ниже себестоимости перевозки пассажиров, руководствуются не реальными расходами перевозчиков, а в большей степени покупательской способностью населения, добавляет эксперт.
«Тарифы на проезд в общественном транспорте регулируются региональными властями, так что в этом году повышения ждать не стоит. Тем более, что все больше автобусов используют природный газ в качестве топлива и не зависят от колебаний цен на дизель или бензин», - добавлет региональный директор РАМК Степанов.
В Москве и Подмосковье тарифы на общественный транспорт в последний раз повышались с 1 января 2016 года. В частности, стоимость поездки на автобусах в Московской области увеличилась на 3 рубля до 43 рублей по сравнению с декабрем, по транспортной карте «Стрелка» проезд значительно дешевле - 30 рублей против 28 рублей в декабре. Рост тарифов в 2016 году будет ниже прогнозного значения инфляции Минэкономразвития РФ (7,4%).
По официальным данным Региональной энергетической комиссии (РЭК) Москвы, рост оказался ниже инфляции: цены на проезд изменились в среднем на 6,9%. Всего же за последние четыре года тарифы на общественный транспорт выросли на 1,21 пункта. При этом доля расходов москвичей на проезд в среднемесячных доходах снизилась с 5,4% в 2011 году до 4,2% в 2016 году.
Какой автомобиль подходит Вам по характеру? Тест>>
Вклад в инфляцию
Фото: сайт Pixabay
Главное негативное следствие роста акцизов на бензин, которое видят опрошенные эксперты, это разгон инфляции. Так, желая пополнить нехватку бюджета, правительство увеличивает акцизы на важнейший компонент, которым является топливо. Это приводит к тому, что инфляция разгоняется, рубль еще обесценивается, а нехватка бюджета вновь увеличивается.
«Увеличение акцизов на топливо напрямую скажется на розничных ценах и приведет к росту инфляции. Стоимость бензина вырастет на 2 рубля, а дизельного топлива – на 1 рубль. Надо понимать, что этот прирост относится к закупочным ценам, а не к конечным. По последним данным Министерства финансов, увеличение акцизов приведет к росту розничных цен на бензин в итоге на 6,5-7%, а это, в свою очередь, повысит инфляцию на 0,3-0,4%», - объясняет Храмов.
Хестанов подтверждает этот расчет и называет цифру чуть меньше - примерно 0,2%. По его расчетам, если, согласно Росстату, доля бензина в индексе потребительских цен в этом году составляет 3,17%, то общий вклад этой меры в инфляцию, с учетом косвенных факторов, таких как увеличение расходов на логистику, может составить примерно 0,5-0,7%. Однако, по словам Хестанова, окончательно это станет понятно не раньше осени 2016 года.
Lada XRAY: очередной «таз на колесах» или надежда российского автопрома>>
Татьяна Кежаева