Общественный туалет: код доступа и удобства «для галочки»
Всемирный день туалета отмечается 19 ноября. Туалет - важная и практически незаменимая часть современной комфортной городской среды, однако и в Москве, и в Подмосковье с этим по-прежнему проблемы. Корреспондент портала «В Подмосковье» выяснила у экспертов-урбанистов, насколько удобны новые туалетные модули в Москве и станут ли они полноценной заменой «синим кабинкам», как решить проблему нехватки общественных туалетов в городах Московской области и вдоль вылетных трасс, и чем грозит дефицит туалетов.
На станциях Московского метрополитена возможно установят туалеты>>
«Городской туалет» вместо синих кабинок
В Москве всего 200 стационарных общественных туалетов, доставшихся в наследство от советской эпохи (со списком адресов можно ознакомиться на сайте департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы). Долгое время единственной альтернативой им были непрезентабельные и зловонные синие и зеленые кабинки.
Столичные власти стараются решить эту проблему и начали устанавливать в городе современные туалетные модули с биотуалетами. Засилье синих кабинок на московских улицах постепенно уходит прошлое, хотя они по-прежнему используются на крупных массовых мероприятиях.
Поставкой новых биокабинок занимается компания Avenue Industrial Group, которая устанавливает туалетные модули в столице, а также в Подмосковье. Согласно программе развития сети общественных туалетов в Москве, с 2012 до конца 2015 года в городе должно появиться порядка 800 таких кабинок. Ими уже можно воспользоваться во многих районах Москвы. По расчетам чиновников, после установки новых туалетов обеспеченность санитарными условиями в городе достигнет около 110%.
«Возможность сходить в туалет, наряду с услугами общественного питания, возможностью отдохнуть и погулять, составляют основу комфорта жизни в городе. Мне нравится, что в городе появились такие новые кабинки, ситуация с общественными туалетами за последние 3-4 года значительно улучшилась», - отмечает эксперт по городским пространствам, управляющий партнер проекта UrbanUrban.ru Свят Мурунов.
Если синие и зеленые кабинки - это пластиковый короб с унитазом и баком для отходов - без обогрева, без возможности помыть руки, то есть по сути антисанитарные. В отличие от них, новые туалетные модули с надписью "Городской туалет" представляют собой металлический короб светло-коричневого цвета на два или четыре места, высотой почти три метра, куда посетитель попадает с помощью электронной карты, покупая ее на месте или заранее. Карта на одно посещение стоит 40 рублей. В туалете предусмотрена вентиляция, горячая вода, бумага и мыло. Все элементы внутри кабины выполнены из металла.
"Новые кабины намного лучше внешне, чем те, которые были раньше и обезображивали вид на Красную площадь и другие объекты. Обустройство кабинок внутри полностью соответствуют ожиданиям", - считает куратор лаборатории полевых исследований города Высшей школы урбанистики Петр Иванов.
Законопроект о единых правилах благоустройства разработали в Подмосковье>>
Как довести туалет до ума
Вместе с тем, эксперты отмечают некоторые недостатки новшества. Так, много вопросов вызывает система доступа в туалеты. Люди жалуются, что из кабинок сложно выйти, а некоторые из-за боязни замкнутого пространства и возможных проблем с замком и вовсе ими не пользуются. Кроме того, не все туалеты уже подключены к сетям.
«Идея хорошая, но с издержками. Досадно, что власти останавливаются на том, что устанавливают такие кабины, но убедиться в том, что все работает исправно, не считают нужным. Систему нужно довести до ума, упростить схему доступа», - говорит Иванов.
С ним соглашается Мурунов, который указывает на некоторые огрехи в выборе месторасположения и дизайна. По его словам, кабины установили без необходимой тщательной экспертизы. Часто туалеты либо загораживают вид на архитектурные объекты, либо «становятся на пути» городских активностей – например, велодорожки.
По словам Мурунова, вторая проблема в том, что не развита «туалетная» навигация - проход к стационарным городским туалетам не обозначен указателями.
«У нас туалеты считаются чем-то неприличным, их стыдятся. В то время как за границей в самых центральных точках городов вы всегда найдете указатель в туалет. Тем самым человек понимает, что о нем позаботились.
Поэтому мы нуждаемся в правильной навигации, а также в изменении отношения к вопросу», - считает урбанист.
Он добавляет, что кабинки не обязательно делать единообразными – можно было бы подстроить их внешний вид под конкретную местность.
Комментируя жалобы пользователей туалетов на возможные неисправности, эксперт отмечает, что объект со сложным электронным доступом нужно было тестировать не менее шести месяцев, поскольку любое заграничное устройство требует адаптации в наших условиях. Это объясняется тем, что в Москве еще не так высока культура электронных сервисов среди абсолютного большинства жителей, многие из которых – приезжие.
Московской области не хватает детских и семейных кафе. Читайте подробнее>>
Даешь больше туалетов в кафе?
Однако по мнению директора центра градостроительных компетенций ИОН Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Ирины Ирбитской, любым туалетным кабинкам вообще не место в центральных и самых оживленных местах города. Их вполне могут заменить, например, туалеты в заведениях общепита, куда будет открыт доступ всем желающим, что практикуется в Европе.
По ее словам, согласно современным тенденциям городского благоустройства, в исторической и наиболее активной части города, где много общественных мест, можно обойтись без дополнительных биотуалетов, куда, как ни крути, заходить менее приятно, чем в обычный туалет. Туалетные кабины следует устанавливать там, где «нет цивилизации» - вдали от инфраструктурных центров.
«Я считаю, что для организации этой услуги должен произойти некий социальный обмен между властями и бизнесом: за какие-то административные послабления или льготы городские власти должны предложить владельцам кафе, магазинов расширить в своих заведениях количество мест в туалетах и тем самым обеспечить городскую потребность», - предлагает Ирбитская.
Она добавляет, что в городе также остро не хватает комнат матери и ребенка – женщинам негде перепеленать детей.
Туалет на обочине
Сколько именно общественных туалетов и биокабинок работает в Подмосковье, выяснить не удалось. Как сообщили порталу «В Подмосковье» в пресс-службе министерства ЖКХ региона, каждый муниципалитет курирует это направление самостоятельно, и никакой общей областной статистики по числу туалетов нет.
Как сообщили порталу в пресс-службе администрации Реутова, одного из самых благоустроенных городов Подмосковья, в основных точках города – на железнодорожной станции, станции метро, в парке и некоторых других – установлены биотуалеты. По словам представителя горадминистрации, в планах властей развить это направление, но конкретных проектов пока нет.
При этом партнер проекта UrbanUrban.ru Свят Мурунов отмечает, что туалеты в Подмосковье даже нужнее не в городах, а за городом, на многочисленных автотрассах.
«Проблема Подмосковья – отсутствие туалетов на дорогах, соединяющих города. Поэтому все дороги у нас превращаются в сплошной общественный туалет», - говорит Мурунов.
По его расчетам, туалеты должны устанавливаться примерно на каждом 30-м километре региональных и 50-м километре федеральных дорог.
«Согласно проведенному нами исследованию, основной фактор, мешающий жителям России путешествовать по стране, - страх перед тем, что негде поесть, попить, сходить в туалет, нет информации об окружающем пространстве, качественной навигации», - подчеркивает специалист.
По его мнению, попытки властей организовать эту сферу за счет бизнеса не принесут успеха. Причина в том, что бизнесу не интересно ставить магазин или кафе «в чистом поле». Урбанист считает, что это дело государства – обеспечить вдоль трасс специальные площадки для отдыха путешественников, где водители могли бы комфортно припарковать машину, получить доступ к питьевой воде, перекусить, воспользоваться санитарными удобствами.
Русское географическое общество поможет развивать туризм в Подмосковье>>
Не «для галочки»
В последнее время в московском регионе налицо позитивная тенденция – на человека и его потребности наконец-то обратили внимание. В столице и городах Подмосковья появилось больше общественных пространств, пешеходных зон с современной инфраструктурой, включая Wi Fi, мест отдыха. Такие перемены не могут не радовать.
Однако чиновникам не нужно забывать тщательно проверять и дорабатывать внедряемые новинки, чтобы у жителей не возникало ощущения, что изменения происходят «для галочки».
Иванна Боровец